Поиск

Перепридумать себя: история девушки, которая была арт-менеджером, а стала саунд-хилером

Перепридумать себя: история девушки, которая была арт-менеджером, а стала саунд-хилером

Подготовила: Юлия Короткова


Принято считать, что глобальный кризис и самоизоляция — время, чтобы прислушаться к себе, развернуть жизнь в новом направлении или поработать с накопившимися проблемами. Пандемия дала шанс всему человечеству изобрести себя заново, но многие люди сделали это задолго до коронавируса. BURO. запускает серию материалов «Перепридумать себя» с рассказа Лизы Луйс, которой работа в сфере искусства, медитация и нетрадиционные практики помогли найти свое предназначение и несколько раз поменять профессию.

Перепридумать себя: история девушки, которая была арт-менеджером, а стала саунд-хилером (фото 1)

После первого творческого семинара в Крыму, 2006

Перепридумать себя: история девушки, которая была арт-менеджером, а стала саунд-хилером (фото 2)

Времена Marka:ff

Первые шаги

Я родилась в Санкт-Петербурге, окончила немецкую спецшколу и Инженерно-экономический университет. В 2004-м попала на трехмесячную стажировку в Германии, в компанию Hamburg Messe, организующую промышленные выставки. По выходным там проводили тренинги, и это натолкнуло меня на мысль, что я могла бы передавать людям знание: образ преподавателя передо мной был с детства, моя мама — профессор в университете.

Вернувшись, я прошла «Тренинг для тренеров» в Институте практической психологии, провела несколько тренингов, а потом переехала в Москву работать в немецкой консалтинговой компании. В 2005-м я оказалась на семинаре итальянского мастера Марины Боррузо, ученицы немецкого философа Экхарта Толле, автора бестселлера «Сила момента сейчас». Вскоре с ней же отправилась в Индию на двухнедельную практику медитации. В дальнейшем все лучшее в моей жизни и карьере случалось после очередного ретрита — взгляд на мой путь подтверждает, что глубокая медитация действительно помогает переизобрести себя.

Перепридумать себя: история девушки, которая была арт-менеджером, а стала саунд-хилером (фото 3)

В ашраме мастера Ошо. Индия, Пуна. 2008

Перепридумать себя: история девушки, которая была арт-менеджером, а стала саунд-хилером (фото 4)

Ошо

Об искусстве я не думала, пока однажды у меня не случилась самоизоляция на месяц из-за болезни. Я наткнулась на книгу Ирвинга Стоуна «Жажда жизни» о Ван Гоге, и описание пробуждения художника неожиданно во мне отозвалось. После выздоровления я поехала в Крым на ретрит по раскрытию творческого потенциала через медитацию. Попробовала себя в поэзии и живописи, а еще познакомилась с человеком из агентства Федора Павлова-Андреевича Marka FF. Оказалось, у них было открыто несколько вакансий, и я решила, что нужно попробовать.

В агентстве я провела полтора года. Мне поручали международные конференции и частные ужины, я отлично с ними справлялась, но из-за графика работы 24/7 немного выгорела. Закончилась работа неожиданно — в январе 2008 года мы с коллегами отдыхали в Индии, где я встретила подругу, которая ехала в Osho Multiversity в Пуне на трехмесячный семинар Девагита, автора и учителя методики трансоматического диалога. Оказалось, там нужен переводчик с английского, она спросила, не хочу ли я поехать. Безумие, но я почувствовала, что это то, что мне нужно. Объяснила Феде, который тогда тоже был увлечен медитацией, он меня понял, «благословил», хотя и уволил из компании.

Перепридумать себя: история девушки, которая была арт-менеджером, а стала саунд-хилером (фото 5)

В Мексике во время прохождения курса обучения методу «Трансоматиечский диалог» у Девагита

Трансоматический диалог

В Центре медитации Ошо я три месяца переводила обучающие семинары Девагита и каждый день медитировала. Терапия по методу «Трансоматический диалог» — техника общения с телом и подсознанием, которая обнаруживает и высвобождает подавленные эмоции и сформированные ими убеждения, прорабатывая, таким образом, корневые причины психологических проблем. Важная составляющая — состояние глубокого расслабления, в которое пациент погружается с помощью терапевта. Благодаря такому расслаблению можно увидеть ситуации из раннего детства, в которых впервые возникли предпосылки для сегодняшних напряжений и убеждения, создающие те или иные паттерны поведения. И, осознав их, отпустить.

Создатель методики Девагит — многолетний соратник и последователь индийского духовного лидера Ошо, который в 1970–1990-е годы сделал медитацию популярной во всем мире, предложил более 100 ее методов, добавил немного психотерапии и заложил основы большинства активных практик, знакомых нам сегодня. Медитация, по Ошо, — это состояние сознания Будды, доступное любому человеку, а материалом для практики может стать все что угодно — дыхание, танец, голос, смех, плач и даже секс (именно слухи о бесконечных оргиях в общинах Ошо раздражали консервативных ревнителей морали и вызывали конфликты — примерно об этом рассказывает сериал Netflix «Wild Wild Country»). Он никогда не призывал отказываться от материальных благ и сам честно называл себя «гуру для богатых», но отмечал важность глубокой внутренней трансформации, которая естественно влечет изменения и во внешних проявлениях жизни.

Перепридумать себя: история девушки, которая была арт-менеджером, а стала саунд-хилером (фото 6)

В Мексике во время прохождения курса обучения методу «Трансоматиечский диалог» у Девагита

Техника трансоматичского диалога основана на принципе телесного расслабления и медитации, осознанного наблюдения, которое позволяет человеку прийти в состояние чистоты ума и раскрыть потенциал, заложенный в нем самой жизнью. Этот метод используется психологами, психотерапевтами, телесными терапевтами как один из инструментов работы с клиентами. Это действенная терапия для человека в ситуации неуверенности, непонимания, что делать дальше, — она позволяет с ясностью посмотреть на себя с позиции наблюдателя и начать жизнь с чистого листа. Часто люди обращаются за ней, чтобы справиться с эмоциями, мешающими им счастливо и гармонично жить, — ревностью, завистью, гневом.

Хочу оговориться, что у меня не было опыта классической психотерапии: с тех пор как я познакомилась с нетрадиционными практиками, во всех сложных жизненных ситуациях я прибегала именно к ним. Мне это всегда помогало, и потребности пойти к психотерапевту не возникало. По сути, медитация или техники диалога с телом — иной путь в тот же пункт назначения, к осознанной жизни, свободной от напряжений и травм. Я понимаю людей, которые доверяют классической психотерапии и скептически настроены к эзотерическим методам, однако для многих людей трансоматический диалог работает даже лучше, потому что позволяет увидеть корень проблем вместо того, чтобы разбираться с их последствиями.

В течение 2010–2011 годов я проходила обучение у Девагита — на курсе, готовящем сертифицированных терапевтов, и по итогу из 60 участников были аттестованы трое, включая меня. С тех пор я веду персональные сессии.

Перепридумать себя: история девушки, которая была арт-менеджером, а стала саунд-хилером (фото 7)

В Мексике во время прохождения курса обучения методу «Трансоматиечский диалог» у Девагита

Перепридумать себя: история девушки, которая была арт-менеджером, а стала саунд-хилером (фото 8)

Жизнь в искусстве

После Индии в Москве я встретила Федю на каком-то вернисаже, мы разговорились, и он предложил познакомить меня с семьей Байбаковых. Президент компании «ОНЭКСИМ Девелопмент», партнер Прохорова и миллиардер Олег Байбаков увлекся тогда коллекционированием современного искусства с легкой руки дочери Марии, выпускницы Колумбийского университета и Института Курто, которую нередко сравнивали с Дашей Жуковой. Байбаковым был нужен менеджер для своей коллекции, в которой тогда уже были Дэмиен Херст, Джефф Кунс и Ричард Принс, а в планах было еще открытие выставочного пространства. За три месяца медитаций я вполне четко сформулировала и даже визуализировала свою жизнь в искусстве, поэтому, несмотря на отсутствие знаний, была готова этим заняться.

Работа в Baibakov Art Projects, который открылся в 2008 году на «Красном Октябре» и стал одним из первых центров современного искусства в городе, стала для меня не просто временем профессионального роста и накоплением опыта арт-менеджмента, но также порой удивительного вдохновения. Я была окружена художниками, кураторами, галеристами, музейщиками и особенно пристально всматривалась в художников, соотнося себя с ними, прислушиваясь к тому, как они воспринимают мир. У нас была команда — Маша Байбакова, куратор Катя Саттон и я, — нам всем было за 20, и вместе мы на бешеном энтузиазме с горящими глазами организовывали выставки, привозили в Москву художников, устраивали пиар, издавали книги, тусовались, жили и дышали искусством. В тот момент активно формировалась коллекция семьи Байбаковых, я занималась ее систематизацией и логистикой, так что со временем у меня натренировался глаз, навык оценки произведений, и я в целом научилась тоньше чувствовать.

Перепридумать себя: история девушки, которая была арт-менеджером, а стала саунд-хилером (фото 9)

Открытие Baibakov Art Projects с Катей Бочавар, 2010

Перепридумать себя: история девушки, которая была арт-менеджером, а стала саунд-хилером (фото 10)

В 2011 году Baibakov Art Projects в Москве закрылся, я продолжала удаленно присматривать за коллекцией и пыталась зарабатывать сессиями трансоматического диалога. Тогда одно занятие стоило 4000 рублей — если проводить 15 в месяц, уже можно было жить. Но несмотря на мои усилия по продвижению, выйти на приемлемый минимум не получалось, и я устроилась на работу в Музей-усадьбу Муравьевых-Апостолов.

Там мне посчастливилось сделать первую в Москве выставку «Genesis» знаменитого бразильского фотографа Себастиао Сальгадо. Он был экономистом, работал во Всемирном банке, но нашел себя в репортажной фотографии, стал путешествовать по миру и основал собственное агентство Amazonas Images. Его история о том, что можно оставить престижную работу, чтобы посвятить себя творчеству, меня очень вдохновила.

Перепридумать себя: история девушки, которая была арт-менеджером, а стала саунд-хилером (фото 11)

Времена работы в Музее-усадьбе Муравьевых-Апостолов. С Себастио Сальгадо, 2016

Перепридумать себя: история девушки, которая была арт-менеджером, а стала саунд-хилером (фото 12)

С Коралин и Кристофером Муравьевыми-Апостолами на открытии исторической выставки Louis Vuitton в Музее-усадьбе Муравьевых-Апостолов, 2017

В те годы параллельно с работой в усадьбе я сотрудничала с агентствами, занималась креативным продюсированием и гест-менеджментом для ярмарки Cosmoscow и люксовых брендов. В этих проектах появлялось все больше искусства, например, мы ставили иммерсивный перформанс для запуска новой парфюмерии. Конечно, творческая атмосфера, музыканты, актеры и танцоры на меня влияли, я все чаще спрашивала себя, что я могла бы создавать сама. График работы позволял мне в паузах ездить на ретриты, совершенствовать терапевтические практики и искать творческий голос. Еще одним из эффективных для меня инструментов стала книга «Путь художника» американской писательницы, сценариста и эксперта по креативности Джулии Кэмерон (известна тем, что в 1970-х была женой Мартина Скорсезе и сотрудничала с ним на трех фильмах). Это, пожалуй, самая доступная инструкция по раскрытию творческого потенциала, на ее основе я даже сделала собственный тренинг.

Перепридумать себя: история девушки, которая была арт-менеджером, а стала саунд-хилером (фото 13)

Медитация с кристаллами — работа Марины Абрамович в Palazzo Fortuny, выставка «Интуиция», Венецианская биеннале, 2017

Перепридумать себя: история девушки, которая была арт-менеджером, а стала саунд-хилером (фото 14)

В Армении в монастыре Гегард, где я приняла твердое решение петь, и после написала свою первую песню «Луч рассвета», которую сейчас слушают десятки тысяч людей

Голос пробуждения

Когда-то я пела в хоре и переживала из-за альтового тембра, слишком низкого, ведь принято считать, что у девочек было сопрано. В 13 лет я попала в эстрадную студию, где мне предложили стать солисткой в группе, но тогда я выбрала тусоваться с одноклассниками. В 2011-м, вспомнив об этом эпизоде во время одного из трансоматических процессов, я ощутила радость, которую мне приносило пение — мурашки по коже, выход мощной энергии, будто тело воткнули в розетку. И я решила вновь заняться вокалом. Сначала взяла несколько уроков по методике Speech Level Singing — «пение в речевой позиции», при котором гортань находится в том же положении, что и при разговорной речи. Потом записалась на интенсивный курс в вокальный центр педагога Марии Струве — у нее авторская методика по раскрытию голоса. В результате мой голос не только зазвучал открыто, звонко и уверенно, но и поднялся почти на октаву, что было удивительно. Как только я начала петь, события стали развиваться стремительно — в Петербурге я познакомилась с композитором, который предложил записать пару треков. Я думала даже петь каверы на мероприятиях, чтобы заработать, но все больше убеждалась, что лучше делать что-то свое.

Прошла сертифицирующий курс саунд-хиллинга, на котором узнала, как звук влияет на физическое и эмоциональное состояние человека. В классическом саунд-хиллинге используются музыкальные инструменты — гонги, поющие чаши, ударные и духовые, голос. Чтобы избавить человека от внутреннего напряжения, нужно сначала его поднять, затронув эмоциональные триггеры «раздражающими» звуками. Как только мы подняли напряжение на нужный уровень, можно начинать процесс исцеления звуком — неприятные звуки сменяются гармоничными и успокаивающими.

В какой-то момент накопленные знания помогли сформулировать то, что бы я хотела делать в творчестве — писать исцеляющую музыку и поэзию, которые будут помогать людям очищаться от эмоций и приводить к балансу их душевное состояние. В 2017 году я написала первую песню «Луч рассвета», а вскоре впервые исполняла ее перед аудиторией фестиваля йоги. Тогда я ощутила прилив энергии от того, что мое творчество отзывается в людях, что есть сообщество, которому близко то, что я делаю. Сегодня мои «песни-настройки» слушают десятки тысяч людей по миру. Название моего инстаграма @golosprobuzhdeniya точно формулирует то, как я хотела бы, чтобы меня воспринимали.

Перепридумать себя: история девушки, которая была арт-менеджером, а стала саунд-хилером (фото 15)
Перепридумать себя: история девушки, которая была арт-менеджером, а стала саунд-хилером (фото 16)

Свою творческую суть я определяю как «healing sound artist», поскольку в чистом виде саунд-хиллингом не занимаюсь, но использую его принципы, а в будущем хочу развивать направление целительного саунд-арта. Как бы пафосно ни звучало, я верю в исцеляющую силу искусства и хочу, чтобы больше людей смогли прочувствовать ее на себе. Ведь художники используют искусство, чтобы справиться со своими травмами, один из ярких примеров для меня — Марина Абрамович, чье творчество всегда было очень личным высказыванием о любви, расставании, боли. Она тоже обращалась к нетрадиционным терапевтическим техникам, а последние годы активно продвигает випассану как технику познания себя и обретения внутренней тишины. Мне хочется, чтобы было больше искусства, буквально помогающего зрителю почувствовать себя обновленным и более счастливым.

Перепридумать себя: история девушки, которая была арт-менеджером, а стала саунд-хилером (фото 17)

Фото с поэтического sound healing моноспектакля «Голосом души» в сопровождении группы Timeless Vibes, который прошел в начале 2020 года, по ссылке

Новый поворот и новая жизнь

К концу 2019 года колоссальная усталость от работы наконец взяла верх. Профессионально уже не было задачи, которая была бы мне не по силам, я понимала, что могу реализовать проект любой сложности. Конечно, это приносило деньги, что позволяло заниматься саморазвитием, путешествовать и жить насыщенной жизнью, но желание заниматься продюсированием потухло. Вместо него появилось раздражение от того, что я бессмысленно трачу энергию на неинтересные вещи. Один из самых ценных советов, полученных во время практик, — следуй за тем, что приносит тебе радость). Я все больше убеждалась, что сейчас истинную радость мне дает собственное творчество и деятельность терапевта.

Близкие удивлялись, зачем я отказываюсь от классной работы. Родители в целом никогда меня не ограничивали, так что и в этот раз они сказали: «Делай, как чувствуешь». Многие думали, что это еще одно увлечение, как когда-то живопись, фотография, актерские курсы, — мол, все прошло, и это пройдет. Страшно было очень — у меня не было большой финансовой подушки, но была съемная квартира. Не было уверенности, что я смогу заработать сессиями, потому что самореклама всегда давалась мне сложно. Но было желание заниматься тем, что приносит радость, — нужно было просто решиться.

В январе у меня состоялся первый сольный концерт «Голосом души» — в сопровождении музыкантов группы Timeless Vibes я исполнила музыкально-поэтический моноспектакль, очень личный и эмоциональный. Недавно альбом с записью концерта вышел на Apple Music, «Яндекс.Музыке», YouТube Music, Spotify и других платформах. Я счастлива, что это стало возможным благодаря твердости моего намерения и появлению в жизни людей, поддержавших его.

Сейчас персональные сессии трансоматического диалога и раскрытия голоса стали для меня основным источником заработка. Этот карантин, честно говоря, стал большим подарком — у людей в ситуации полной неопределенности появилось много вопросов, с решением которых я могу помочь. Я провожу 4–5 двухчасовых сессий в неделю — оказалось, в онлайне качество проработки не теряются, так что клиенты могут находиться в любой точке мира. Мой доход раза в два меньше, чем на прошлой работе, но удовлетворение от занятия любимым делом компенсирует неудобства.

В личной практике я работаю над тем, чтобы избавиться от чрезмерных ожиданий от себя, учусь ценить каждое небольшое достижение, находить опору в моменте. У меня появилось больше времени подумать о своем дальнейшем развитии как «healing sound artist». Мне бы хотелось сотрудничать с культурными институциями и создавать специально подготовленные пространства, где с помощью звука, голоса и света люди смогли бы проходить энергетическую трансформацию. Я разрабатываю эту идею на очередном ретрите, который стал возможен благодаря карантину.

Перепридумать себя: история девушки, которая была арт-менеджером, а стала саунд-хилером (фото 18)

Фото с поэтического sound healing моноспектакля «Голосом души»

Практика настройки состояния с помощью осознанности и голоса

Попробуйте прямо сейчас сделать свое состояние более гармоничным. Это первый шаг к тому, чему я обучаю на своем курсе.

  • Сядьте в тишине, ощутите в пространстве свое тело и почувствуйте, какое качество в себе вы хотите сейчас усилить, чего вам не хватает в этот момент? Это может быть спокойствие, энергичность или чувство удовлетворения собой.
  • А теперь вспомните ситуацию из прошлого, когда вы это чувствовали. Вспоминайте ее во всех деталях — сколько вам лет, где вы находитесь, какое время года и суток, что на вас надето, какие запахи, звуки, вкусы вы чувствуете.
  • Позвольте этому состоянию «распаковаться» в памяти вашего мозга, начните действительно чувствовать его. А затем прислушайтесь, как оно звучит внутри вашего тела? У него есть звук. Это может быть приятное мурлыканье кошки, мелодия в ритме марша или песня, которая звучала в тот момент.
  • Теперь начните звучать вслух, позволяя вибрации звука усилить запрашиваемое состояние в вашем теле. Не стесняйтесь, звучите 1–2 минуты или дольше.
  • По завершении практики посидите в тишине еще пару минут, осознайте изменения и зафиксируйте ценные мысли, которые вам пришли. Вы можете использовать голос как инструмент для настройки своих состояний и эмоций.
Перепридумать себя: история девушки, которая была арт-менеджером, а стала саунд-хилером (фото 19)

Фото с поэтического sound healing моноспектакля «Голосом души»

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий