Поиск

Девушки из ведущих IT-компаний — об эмоциях, зарплатах и борьбе со стереотипами

Девушки из ведущих IT-компаний — об эмоциях, зарплатах и борьбе со стереотипами

Во время работы женщины зачастую сталкиваются с предвзятым отношением, и сфера дизайна не исключение. Если женщине предстоит руководить проектом и давать комментарии, идущие вразрез с мнением большинства, зачастую ей сложно получить адекватный ответ, в то время как те же самые комментарии от мужчины воспринимаются всерьез.

Команда онлайн-инструмента для дизайнеров Readymag запустила просветительский проект и подкаст о том, как отличается путь женщин в профессии от пути мужчин. В этом материале — главное из дискуссии Дианы Касай (Readymag), Виолетты Постновой (ESH Gruppa), Александры Ермоленко (Mail.ru) и Дарьи Зоценко («Яндекс.Маркет»). Беседа прошла в рамках цикла «Встречи с дизайнерами» в лектории Skillbox.

Девушки из ведущих IT-компаний — об эмоциях, зарплатах и борьбе со стереотипами (фото 1)

Диана Касай

модератор, сооснователь
и СЕО Readymag

Девушки из ведущих IT-компаний — об эмоциях, зарплатах и борьбе со стереотипами (фото 2)

Виолетта Постнова

арт-директор и партнер студии
ESH gruppa, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ

Девушки из ведущих IT-компаний — об эмоциях, зарплатах и борьбе со стереотипами (фото 3)

Александра Ермоленко

руководитель команды дизайна сервисов Mail.ru

Девушки из ведущих IT-компаний — об эмоциях, зарплатах и борьбе со стереотипами (фото 4)

Дарья Зоценко

старший дизайнер коммуникаций в «Яндекс.Маркете»

Виолетта Постнова (ESH Gruppa): Когда я училась, среди моих ролевых моделей не было именно женщин-дизайнерок, но меня всегда вдохновляли девушки технических профессий, например, из области программирования. Мне всегда казалось, что это круто. В тот момент, когда мы изучали профессию, в нашем пространстве не было повестки про гендерное неравенство и в целом вопрос гендера не стоял. Мы были знакомы со многими женщинами-дизайнерками, но ни у кого не было цели стать похожей на ту или иную дизайнерку.

Дарья Зоценко («Яндекс.Маркет»): Во время учебы в университете в моей группе были почти одни девушки, и, кстати, все они сейчас работают по профессии и очень хорошо реализовались. Лично я всегда вдохновлялась людьми безотносительно гендера, пола и принадлежности. У меня не было ролевой модели в дизайне, я интересовалась людьми всех профессий.

Александра Ермоленко (Mail.ru): Я всегда очень хотела поступить в классный вуз, связанный с IT. Еще в детстве классический женский путь, который я видела на примере своей матери и ее подруг, не казался мне таким привлекательным. Поэтому я всегда делала все наоборот. И очень многие вещи, касающиеся, например, моего образования и в принципе жизненного пути, связаны с отрицанием модели «Будь девочкой». Меня вдохновляло делать все не так, как мне говорили, а наоборот. Теперь неважно, хорошо это или плохо, но это мне помогло добиться того, что я имею сейчас.

С какими стереотипами сталкиваются женщины-дизайнеры

В коллективе к женщине могут относиться как к специалисту, принимающему решения на основе эмоций, а значит, считать эти решения недостойными внимания.

Исследования говорят об обратном. Например, мужчины в 1,5 раза острее воспринимают критику в свой адрес, реагируют в 2,5 раза эмоциональнее, когда к их идеям не прислушиваются, а также когда дела идут плохо. Женщины же чаще проявляют эмоции, когда подвергаются стрессу и фрустрации. Эта статистика подвластна корпоративной культуре: к примеру, в Readymag существует негласный запрет за пассивную агрессию, вместо этого каждый сотрудник может всегда рассчитывать на взаимопомощь, взаимоуважение и конструктивную критику. В результате эмоциональность как базовая защитная защитная реакция психики снижается у всех независимо от гендера.

Что касается работы дизайнера-женщины, ее едва ли возможно отличить от работы дизайнера-мужчины. Особенно в эпоху искусственного интеллекта, когда иконки, баннеры и даже полноценные макеты сайтов создают и нейросети. При этом некоторые работодатели отдают предпочтение мужчине, если нужен «продуманный» дизайн, и женщине — если нужно сделать «симпатично».


Александра Ермоленко: Раньше в компаниях, где я работала, могли сказать: «Давайте возьмем на эту должность девушку, потому что она аккуратнее», или наоборот: «На эту должность нам нужен парень, чтобы не реагировал на все слишком эмоционально». Но сейчас это уходит на второй план. А раньше я сталкивалась с этим намного чаще. По моим ощущениям, сейчас должно быть некое diversity в команде. Исходя из своего опыта, могу сказать, что гораздо выгоднее собирать коллектив, в котором будет эмоциональный баланс. Люди начинают общаться на более высоком уровне, что очень ценно для корпорации.

Виолетта Постнова: Безусловно, я порой сталкиваюсь со стереотипами, например, когда прихожу на рабочую встречу одна или с коллегой-дизайнеркой. В таких нужно время, чтобы нас начали воспринимать всерьез: минут 15 мы говорим на профессиональном языке и настраиваем коллег на волну, заставляем сфокусироваться и даем понять, что мы будем говорить про дело. Конечно, это все очень косвенно, прямого гендерного неравенства тут не прослеживается, но разница в том, кто приходит на встречу, мужчина или женщина, все-таки ощущается.

Сложнее получить работу. Еще сложнее — получить зарплату

По данным Росстата и Высшей школы экономики, в среднем женщина уходит в декрет не чаще двух раз за всю жизнь. При этом если взять все случаи увольнений среди мужчин и женщин, то 19,4% увольнений — добровольные. Это означает, что каждый пятый сотрудник может уйти с работы в любой момент в ближайшем году. Причем уволившийся работник уходит навсегда, а женщина из декрета возвращается и держится за свое место. Но это, к сожалению, не мешает работодателям отказывать молодым женщинам при приеме на работу. Формальная причина отказа, как правило, не связана с опасением, что сотрудник уйдет в декрет, однако часть работодателей не стесняется прямо говорить о рисках и указывать на возраст.

Другая статистика говорит, что женщины в среднем получают 73% от зарплаты мужчин. Это значит, что почти 100 дней в году женщины работают бесплатно там, где мужчины получают деньги. Зачастую женщины просят на собеседовании заведомо невысокую зарплату.


Александра Ермоленко: «Я много собеседую дизайнеров и заметила, что женщины часто просят зарплату ниже, чем их коллеги-мужчины, и суммы, которые они называют, иногда оказываются ниже, чем медиана по рынку. Также, по моим ощущениям, девушки скромнее рассказывают о своих профессиональных достижениях и реже просят о повышении зарплаты».

Виолетта Постнова: «Отчасти это происходит из-за того, что нас по-разному воспитывают. В традиционном воспитании девочкам прививают скромность, бережливость, покладистость, сдержанность. В итоге взрослой женщине психологически трудно просить на собеседовании зарплату. Большие деньги — это нескромно, а сам факт того, что ты их просишь, неприлично. От такой позиции надо избавляться. Своим студентам я рекомендую быть смелее и увереннее, учу презентовать работы ярко и убедительно — так, чтобы это запоминалось».

Дарья Зоценко: «Я за то, чтобы мы могли быть, как герои комиксов, все разные, но все уникально-гормонально-маскулинно-женственно ценные. Чтобы „женские“ гибкость и эмоциональный интеллект финансово оценивались на работе так же круто, как дефолтно „мужские“ качества, такие как жесткость и умение ходить по головам. Хочу, чтобы у каждого из нас было право на проявление как одного, так и другого набора качеств, чтобы каждый беспрепятственно мог быть нормально любым».

Как бороться со стереотипами и несправедливой оплатой труда

Здесь все максимально очевидно: положение женщин на рынке труда требует работы с обществом. Следует транслировать культуру адекватного восприятия женщин как профессионалов, выносить острые темы на публику, не стесняться высказывать свое мнение, спорить и доказывать.

Многое зависит и от начальства. Руководители компаний и отдельных департаментов должны защищать права своих сотрудников и стремиться к созданию прозрачности и равенства в коллективе. Для этого нужно:

  • установить денежное вознаграждение, которое не зависит от возраста, пола или семейного положения, а только от профессиональных квалификаций и функций;
  • инициировать просвещение на тему этических норм в компаниях;
  • организовать безопасную атмосферу, в которой каждый может высказаться, не быть наказанным за это и быть услышанным;
  • открыто порицать сексисткие шутки, комментарии и другие проявления Средневековья.

Есть и более глобальная задача: смещение общественной нормы в сторону равного распределения домашних обязанностей и равномерная вовлеченность обоих родителей в семейную жизнь.


Диана Касай: Мы в компании выстроили такую культуру, чтобы каждый член команды друг к другу прислушивался, вне зависимости от гендера. Когда каждый участник диалога выслушан и его мнение уважается, то не будет эмоциональных проблем. Потому что обычно наши эмоции бурно проявляются, именно когда наше мнение не услышано и наш опыт обесценивается. Мы делаем так, чтобы подобных ситуаций в команде не случалось.

Дарья Зоценко: Когда я первый раз пришла на собеседование в «Яндекс», я сразу выложила все карты и сообщила, что у меня есть ребенок, более того, он в Киеве, и мне нужно туда регулярно ездить. И мой руководитель отреагировал совершенно спокойно. То есть я не чувствую, что лично у нас в компании в плане личной жизни, детей, семьи могут быть какие-то проблемы.

Александра Ермоленко: В российских компаниях распространена проблема отсутствия баланса между личной жизнью и карьерой сотрудников. В креативной сфере в целом часто бывает, что люди жертвуют собой ради работы. Опять же, это не зависит от гендерной принадлежности, все дело уже в личных границах конкретного человека. Всем без исключения необходимо достаточно времени на отдых и личную жизнь, это абсолютно естественно.

Виолетта Постнова: Раньше я часто участвовала в таких активностях, когда нужно было доделать какой-нибудь макет в три часа ночи, но со временем поняла, что это вопрос границ. Сейчас я выстроила их так, чтобы у меня было место для личной жизни и чтобы его было много. Тема экологии труда очень важна.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7