Поиск

Минута рефлексии: Марина Глухова — о том, чего не хватает нашей культуре, и проектах, которые меняют мир

Минута рефлексии: Марина Глухова — о том, чего не хватает нашей культуре, и проектах, которые меняют мир

Текст: Александра Барыкина

Фото: Дарья Ястребова

T

К 10-летнему юбилею BURO. команда издания подготовила целую серию проектов-сюрпризов для читателей, и один из них — «Портрет Поколения», фокусом исследования которого стали психологические и визуальные черты наших современников. Проект стартует в начале августа, и совсем скоро вы сможете не только узнать о нем подробнее, но и принять личное участие. А пока что мы решили поговорить с основательницей Laboratory abc Мариной Глуховой (Марисабель), вместе с которой мы работали во время подготовки проекта. Проникшись ее энергетикой, широтой взглядов и небезразличностью к российской культуре, мы не смогли пройти мимо и не задать волнующие всех нас вопросы.



О Laboratory ABC, превращающей 

идею из метафизической формы 

в материальную


Когда меня просят рассказать о том, что и для чего делают в Laboratory abc поконкретнее, я не могу сразу дать четкий ответ. Наша лаборатория не агентство и не бюро, мы не делаем ничего под заказ. В 90% случаев мы сами придумываем, сами ищем таланты и говорим: «Ты нам нравишься, мы будем с тобой дружить, поехали с нами в Париж». Мы всегда за процесс, движение и непредсказуемый результат. Сначала мы выдвигаем гипотезу, проводим исследования в интересном для нас поле. Мы, как волшебники, создаем из воздуха предмет — превращаем идею из метафизической формы в материальную. Изначально лаборатория задумывалась как некое сообщество креативных единиц, каким сейчас и остается — это и художники, и продюсеры, и режиссеры, и креаторы, и вообще люди совершенно разных профессий. Лаборатория — это диалог креатива, продюсирования и построения мостов между разными мирами: мирами художников и предпринимателей, культурных институций и брендов. И самое важное — это то, что мы со всеми говорим на языке культуры, на котором можно объясняться без слов.



{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":373,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":373,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
Минута рефлексии: Марина Глухова — о том, чего не хватает нашей культуре, и проектах, которые меняют мир (фото 1)

«В январе я почувствовала, что у меня началась хорошая жизнь. Меня это так напугало. Я теперь каждый день пытаюсь делать что-то новое, даже если проскальзывает мысль, что это безумно. Если тебе кажется, что ты безумен, скорее всего, в тебе просыпается гений. А он есть в каждом из нас».


{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":373,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":373,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Люди и проекты, с которыми

хочется работать 


Единственное, что для меня важно, — это человеческие качества. Ты ведь всегда работаешь с человеком, а не с брендом. Бренд — это миф. За любой огромной компанией стоят люди. Для меня важны базовые вечные ценности: уважение, почитание родителей, гуманность. Деньги же всегда вторичны: если ты много зарабатываешь, но сжигаешь команду, твой доход бессмысленен. Недавно у нас был проект с большим брендом. Мы встретились с его главой, сели за стол и даже словом не обмолвились про сам проект. Владелец бренда сразу словил мой вайб — понял, что мне неинтересно сразу говорить про работу. Сначала мы поговорили о детях, потом о родителях, потом о ценностях уважения рода и о важности семейных традиций. Это длилось минут 30, мы закончили и подписали договор. Детали проекта можно всегда обсудить в процессе, но если по-человечески вы не сходитесь, то и обсуждать что-то нет смысла.



{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":172,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":172,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
Минута рефлексии: Марина Глухова — о том, чего не хватает нашей культуре, и проектах, которые меняют мир (фото 2)

Раскрытие российского 

культурного кода как главная 

миссия 


Главная миссия нашей деятельности — это распаковка культурного кода России. Недавно The New York Times написала, что русские — нация без лица. Мне хочется, чтобы мы наконец показали свое лицо миру. У нас же необъятная культура и история, которую мы можем транслировать в современном прочтении: не балалайка и медведь с водкой, а авангард, памятники конструктивизма, космонавты, ученые, композиторы — это бесконечный код.


Еще одна важная история — это эксперимент без фиксации результата. Если ты определяешь результат, которого хочешь достичь, у тебя нет шансов превзойти самого себя. Ты идешь туда, куда ты себя запрограммировал, и больше из этого не выскочишь.



{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":478,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":478,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
Минута рефлексии: Марина Глухова — о том, чего не хватает нашей культуре, и проектах, которые меняют мир (фото 3)

Если ты определяешь результат, которого хочешь достичь, у тебя нет шансов превзойти самого себя.


{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":478,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":478,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Проекты, за которыми будущее 


Love creators


За год коронавируса, который изменил очень многие социальные и культурные процессы, мы совместно с трансперсональным психологом Дарьей Курочкиной создали сообщество Love creators, которого, кажется, очень давно не хватало людям творческих профессий. Запустив этот проект, целью которого было помогать людям искать единомышленников для творчества, мы оказали поддержку многим людям — и психологическую, и образовательную, и, конечно, обеспечили для них классный нетворкинг. Я делилась с любым желающим своими контактами из телефонной книжки, и всем, кто нам написал с такой просьбой о бесплатной помощи, мы говорили: «О'кей, давай тогда на что-то поменяемся. Например, на энергию: может ты можешь для нас спеть, станцевать, нарисовать панно?» 




«Повышение качества жизни людей»


Недавно мы сотрудничали с АСИ — агентством стратегических инициатив. Казалось бы, какой креатив мы можем для них придумать? При этом у нас была необыкновенно важная глобальная задача — повышение качества жизни людей. Это проект, который охватил все сферы нашей повседневной жизни — культуру общения, социальную культуру и многие другие вещи.  

Мы хотели сделать так, чтобы люди смогли улыбаться друг другу даже в таких местах, как больницы или другие городские учреждения, традиционно ассоциирующиеся со стрессом, недоброжелательностью и другими негативными эмоциями. 

Генеральный директор АСИ — Светлана Чупшева, прекрасная женщина! У нее есть видение подхода даже к государственным проектам через человеческое ощущение. Возможно, мы бы и не согласились взяться за него, если бы она с нами не поговорила о том, как ее волнует, как живут бабушки и дедушки в регионах, как сложно встроить коммуникацию между государственным органом и человеком. В разработке этого проекта нам также помогали НСИ (Национальная социальная инициатива).





«Лаборатория драйва» 


Еще один проект, который меня вдохновил, — это совместная инициатива с губернатором Камчатки Солодовым Владимиром. Совместно с INEX Service design и конкурсом «Лидеры России» внедряли сервис-дизайн — проект, который изучает потребности людей. Фокусом нашего исследования был закрытый военный город Вилючинск — там до сих пор нет даже ни одного кафе и за последние 20 лет ничего не поменялось в плане инфраструктуры. Посмотрев на эту грустную историю, мы придумали проект «Лаборатория драйва», в рамках которого разработали план по улучшению различных городских площадок для работы и досуга граждан. Из его библиотек мы сделали социальные коворкинги, скоро там стартует городской фестиваль «Суровые романтики». Самое классное, что мы подтолкнули людей самих включаться в изменения своего города, а губернатор при этом дал им такую возможность. Если каждый задумается, как он хочет жить и что может поменять уже сегодня, какой эксперимент он может поставить в условной лаборатории, не ограничиваясь конкретными материальными целями и наслаждаясь процессом, тогда результат превзойдет все ожидания.





«Не парься»


Как я уже сказала, мы не ограничиваем себя ничем и можем сделать социально значимый проект как для целого города, так и внутри обычной бани. Недавно я выступила режиссером для благотворительного фонда «Друзья» в рамках проекта «Не парься», который мы сняли в бане. Мы хотели показать, что, когда ты приходишь в баню и снимаешь всю свою одежду (читай «весь свой социальный статус»), ты просто голый человек. Благотворительность — это для всех, и не нужно ни о чем париться. Я заложила такую метафору: «Быть голым — значит быть честным». Важно быть честным в первую очередь перед самим собой и понимать, что все мы способны помогать и отдавать и делать это по-доброму и с юмором, не кичиться этим. Сейчас пришло время отдавать, и чем больше ты отдаешь, тем больше получаешь.






Первое иммерсивное образование 

в России


Минута рефлексии: Марина Глухова — о том, чего не хватает нашей культуре, и проектах, которые меняют мир (фото 4)

Лена Бондаренко и Марина Глухова 



В первую очередь хочу сказать, что наш проект с бизнес-школой СКОЛКОВО — Практикум ФаКУЛЬТатив — переосмысление моей тринадцатилетней деятельности. Вместе с моим партнером Еленой Бондаренко мы разрабатываем образовательные модули для предпринимателей (первый запуск - 7 сентября 2021). Во время модулей предприниматели через разные сферы искусства будут переосмыслять свою деятельность и продукты, расширять горизонт и качество жизни. Кто-то по итогам модулей сможет запустить культурно-предпринимательские проекты.


Участники будут погружаться в разный иммерсивный опыт, выходить из зоны комфорта и пробовать понять с помощью рефлексии, как это можно применять в своей деятельности, какие нужны инструменты и методология. Это будет интенсив насмотренности, вкуса, нового экспириенса. Это то, что меня сейчас захватывает больше всего. Я собрала весь свой опыт в живой проект с живыми людьми в реальном времени. Не знаю, как это будет в итоге. Однозначно только могу сказать, что это будет потрясающий опыт для нас всех.




Об уровне культуры в современной

России и что с ним всем нам нужно

сделать



Конечно, уровень культуры в России — это то, что нас всех сегодня очень волнует. Мы отчасти занимаемся тем, чтобы постепенно его повышать. Исторически мы очень культурный народ с огромным потенциалом. Чего стоит только тот факт, что Америку построили позже, чем Большой театр. Возможно, то, чему необходимо уделить особенное внимание сейчас, — это аутентичность нашей культуры. У нас у всех на глазах крутой пример Грузии: за последние 5 лет они четко проанализировали свой культурный код, внедрили его в музыку, моду — и бам: о них пишет вся мировая пресса, их дизайнеры выстреливают на международном рынке. И все потому что они аутентичны! Российской индустрии не хватает веры в свою аутентичность, в то, что можно делать так, как мы чувствуем, рассказать про нас, а не подстраиваться под общемировые тренды. Каждому нужно задуматься о том, кто твои бабушка и дедушка, в каком регионе ты родился, какая история у твоей семьи, что главное в твоем городе — и через это транслировать себя. Начать можно просто с инстаграма, а закончить бизнес-продуктом, модой, культурными проектами. Хорошо, что сегодня современная молодежь не хочет ориентироваться на Запад, они хотят быть самобытными. Я очень поддерживаю это искусство самовыражения, которое перерастает в трансляцию аутентичных ценностей. Нам нужно нащупать эту грань, чтобы, не нарушая чужих границ, никого не унижая и не оценивая, смело заявить о себе.





Минута рефлексии: Марина Глухова — о том, чего не хватает нашей культуре, и проектах, которые меняют мир (фото 5)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":440,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":440,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Российской индустрии не хватает веры в свою аутентичность, в то, что можно делать так, как мы чувствуем, рассказать про нас, а не подстраиваться под общемировые тренды.


{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":440,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":440,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Легко ли быть молодым: о том, 

как начинающим творцам 

рассказывать о своих идеях 

и проектах, чтобы не остаться

незамеченными 



{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":489,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":489,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
Минута рефлексии: Марина Глухова — о том, чего не хватает нашей культуре, и проектах, которые меняют мир (фото 6)

Если мне неинтересно, кто ты, я сразу чувствую, что мне просто что-то продают, а это не работает.


{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":489,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":489,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Есть такой коммуникативный навык — шмузинг. Это умение общаться и доносить свои мысли и идеи без нажима через социальный код другого человека. Художник с художником говорит на одном языке, предприниматель с художником — уже на разных. Любому творческому человеку необходимо наладить свой вокабуляр и настроиться на язык собеседника. Если ты хочешь презентовать свою идею или мечту — сначала расскажи свою историю, раскрой себя как личность. И если ты заинтересуешь собеседника, то ему будет интересен и твой проект. Если мне неинтересно, кто ты, я сразу чувствую, что мне просто что-то продают, а это не работает. Нам всем надо научиться общаться друг с другом: делиться тем, какую музыку мы любим, рассказывать о своей бабушке и чему она тебя научила, советовать книги, которые тебя когда-то поменяли. В первую очередь всегда интересно узнать, что стоит за тобой. И только после этого нужно уметь рассказывать историю о своем продукте. Это тоже целое искусство: все хотят получить мечту, сказку, вдохновение и опыт. Это то, чему реально стоит научиться нашим творческим ребятам.






false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"width":1000,"column_width":60,"columns_n":12,"gutter":25,"line":20}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}