Поиск

Мода и технологии: как блокчейн помогает бороться с подделками

Мода и технологии: как блокчейн помогает бороться с подделками

Рассказываем, зачем чипы на одежде и что в них полезного для покупателя

Текст: Дмитрий Лебедев

Фото: Архивы пресс-служб Narciso Rodriguez

В мире, где креативный директор Moschino Джереми Скотт транслирует свои показы в шлемах виртуальной реальности, тесное взаимодействие моды и технологий становится новой нормой. Еще интереснее, когда самую, пожалуй, революционную технологию последних лет внедряет не самый заметный бренд. Именно так сделала марка Babyghost — американо-китайский дуэт дизайнеров, работающих над экстравагантной и при этом доступной одеждой. На прошедшей осенью Шанхайской неделе моды фирма представила свою коллаборацию с неизвестной модным редакторам компанией BitSE. Неизвестна она по вполне простой причине: BitSE занимается развитием технологии блокчейн.

Что такое блокчейн?

С тех пор как в 2008 году некто по имени Сатоси Накамото впервые описал принцип работы криптовалюты под названием биткойн, прошло почти десять лет. Однако технология блокчейн, которая лежит в основе этой уже легендарной платежной системы, до сих пор не слишком тщательно изучена и мало понятна широкой публике. Если вкратце, то структура блокчейна дает такие гарантии безопасности данных. В случае с биткойном это позволяет обходиться без посредников в ходе финансовых транзакций, в случае с Babyghost — защитить себя и покупателей от контрафактной продукции. Фундаментом технологии блокчейн является распределенная (читай — «нецентрализованная») база данных, которая записывает транзакции в специальные блоки данных, соединенные в одну цепь (отсюда и название — блокчейн). Цепь обеспечивает взаимозависимость всех блоков, каждый из которых хранит информацию о предыдущем. Каждая транзакция как бы фильтруется всей системой, что обеспечивает их надежность и лишает хлеба привычных посредников вроде банков. 

Как блокчейн применяется в моде?

Однако случай Babyghost несколько отличается от случая биткойнов. Дизайнеры, которых на последнюю коллекцию вдохновил мифический образ детей индиго, оснастили свои вещи чипами NFC (для соединения устройств на расстоянии). Чтобы отсканировать этот чип и получить всю информацию о товаре, которая сохранена в блокчейне, на смартфоне должно стоять приложение VeChain, которое как раз и разработали в BitSE на основе блокчейн-платформы Ethereum. Дело в том, что в чипе хранится пара ключей, открытый и закрытый. Открытый ключ также расположен и в самой системе блокчейн и может быть подтвержден приложением VeChain. Звучит все это достаточно хитроумно, однако у представителей модного бренда есть причины быть уверенными в перспективности своей высокотехнологичной стратегии.

Мода и технологии: как блокчейн помогает бороться с подделками (фото 1)

В первую очередь с помощью блокчейна компания планирует бороться с подделками, а также оптимизировать работу с поставками и собственными активами. Очевидно, что для клиентов приоритетным является первый пункт (какая разница, как там у Babyghost дела с активами?). Скачав приложение VeChain и просканировав чип, мы получаем всю историю конечного продукта, в котором планируем выходить в свет: от даты изготовления до гарантии аутентичности. Хотя чипы NFC для борьбы с контрафактом использовались уже не раз, главным козырем всей затеи американо-китайского бренда является как раз то, что благодаря технологии блокчейн в достоверности всей информации можно не сомневаться. Более того, если вам самим пришло в голову продать вещь Babyghost, то информация о вас как о временном обладателе того или иного предмета одежды тоже может быть добавлена.

Не менее значимым фактором в союзе блокчейна и Babyghost является расширение границ покупательского опыта. Футуристичной одежде — технологии будущего. Даже если большая часть населения не слишком хорошо понимает, как они устроены. Бренд, таким образом, формирует вокруг себя нестандартную историю, которая рассчитана на обязательный wow-эффект. На уровне же рядового покупателя уникальные и, что главное, надежные возможности взаимодействия с брендом и его продукцией способствуют росту доверия и лояльности. Логичным продолжением истории вокруг бренда является история вокруг конкретного предмета одежды, висящего в вашем шкафу.

Польза или хайп?

Справедливости ради стоит отметить, что блокчейн Ethereum похожим образом использует стартап Chronicled, который продает соединенные с блокчейном NFC-чипы для коллекционных сникеров и таким образом дает возможность опознать контрафакт. Единственный и, пожалуй, главный вопрос, касающийся и Babyghost, и Chronicled, заключается в том, какая в этих историях доля реальной практической пользы для клиентов, а какая — привычного хайпа, последнее время окружающего блокчейн. Высказываются довольно аргументированные мнения, что бизнес (особенно финансовый сектор) бросается в объятия блокчейна не по причине четкого понимания того, как он работает, а просто потому, что все это делают. Кроме того, некоторые ставят под сомнение реальные выгоды этой технологии для рыночной экономики — возможность обходиться без посредников не всегда автоматически ведет к экономии. Впрочем, это не отменяет смелости и креативности таких проектов, как у Babyghost. Пока, наверное, рано говорить, насколько счастливым будет «брак» моды и технологий, однако чем больше подобных экспериментов, тем мы ближе к ответу.