Поиск

Что станет с нашей онлайн-жизнью после смерти

Сервисы, которые позаботятся о соцсетях и переписке

Что станет с нашей онлайн-жизнью после смерти

Вопрос о судьбе наших данных после смерти все чаще оказывается в центре внимания — и меняет облик интернет-индустрии.

Еще на заре сетевой эпохи многие начали задумываться над тем, как интернет меняет не только нашу жизнь, но и нашу смерть, и какую форму эти изменения могут принимать. В 1995 году появилось первое и до сих пор действующее сетевое кладбище — сайт The World Wide Cemetery, где пользователи со всего мира создают виртуальные могилы для своих умерших родственников и друзей, оставляют эпитафии и добавляют фото и данные усопшего.

Разговоры о цифровой смерти стали по-настоящему актуальными с началом эпохи веб 2.0, когда все обзавелись страницами в соцсетях и приступили к масштабному производству контента. Перевод существенной части жизни в цифру поставил ряд ожидаемых вопросов, касающихся неизбежной смерти пользователя: что, в конце концов, делать со всем своим цифровым наследием — начиная от страничек и постов в соцсетях и заканчивая электронными письмами?

Цифровое наследство и соцсети

Если взглянуть на цифровую смерть от первого лица, то здесь ключевым вопросом становится сохранение контента как весомой части нашей идентичности. Проблема в том, что часто законодательство не успевает за технологическими и социальными изменениями. Поэтому в данной ситуации приходится следовать пользовательским соглашениям той или иной платформы, которые могут значительно варьироваться. В этом смысле показательна история американского военного Джастина Эллсворта, погибшего в Ираке в 2004 году. До и во время службы он регулярно обменивался со своим отцом письмами, используя почтовый аккаунт Yahoo, однако когда после гибели сына отец запросил у компании доступ к его почте, то получил отказ. По правилам Yahoo после сообщений о смерти пользователя аккаунт должен был автоматически удаляться без права передачи третьим лицам, в том числе ближайшим родственникам. В итоге отец погибшего военного смог получить доступ только лишь через суд. Сегодня Yahoo лежит в руинах, а у других технологических гигантов аналогичная политика заметно либеральнее.

В 2009 году Facebook ввел функцию «Reconnect», предлагая пользователям возобновить активные контакты с некоторыми из своих друзей. В результате многие оказались неприятно удивлены, когда сайт им советовал пообщаться с теми, кого уже нет в живых. Последовавшие протесты привели к тому, что компания начала активнее рассказывать о другой своей функции — установке памятного статуса. Эта довольно простая функция работает и сегодня: друзья или члены семьи умершего должны предоставить компании свидетельство о смерти, после чего страница последнего замораживается и не может быть больше изменена, а к имени добавляется слово «Вспоминаем». Два года назад администрация соцсети пошла дальше и разрешила пользователям назначать «хранителя» страницы, который сможет управлять ею без прямого доступа — например, менять фото профиля и обложки, но не удалять друзей и публикации и читать сообщения.

Что станет с нашей онлайн-жизнью после смерти (фото 1)

У принадлежащего фейсбуку Instagram политика по сути аналогичная, за исключением пункта о хранителях. После предоставления документов, подтверждающих смерть пользователя, его аккаунт наделяется памятным статусом и больше не может быть упомянут в каких-либо публикациях. При желании ближайшие родственники могут потребовать удалить аккаунт — такая возможность есть и на фейсбуке. То же самое и у «ВКонтакте»: предоставив свидетельство о смерти, можно либо сохранить неактивную страничку, либо удалить ее. Тем не менее цифровая жизнь пользователя никогда не ограничивается одними лишь соцсетями, так что не стоит удивляться, что вокруг идеи сохранения цифрового наследия возникла целая индустрия.

Цифровые душеприказчики

В 2010 году американские авторы Джон Романо и Эван Кэрролл выпустили книгу «Your Digital Afterlife», в которой расписали советы по организации своего цифрового наследства, не потерявшие актуальности и сегодня. Во-первых, как они пишут, необходимо провести опись своего цифрового имущества: что, где и в каких форматах сохранено. Учитывая, что жесткие диски не всегда живут достаточно долго, то лучше всего иметь бэкап на облачных сервисах — Google- или Яндекс-дисках, например. Во-вторых, нужно выбрать «цифрового душеприказчика» — им может быть человек или отдельный сервис, который после подтверждения смерти начнет передачу цифрового имущества прямым наследникам или его удаление, если того пожелал сам пользователь. В-третьих, требуется выбрать собственно наследника или несколько наследников по типу «хранителей» на фейсбуке, которые смогут распоряжаться цифровым имуществом пользователя после его смерти. Удобнее всего, если ими будут реальные наследники, которым также перейдут девайсы: ноутбук, планшет, смартфон. И если архив на Tumblr или Flickr можно оставить друзьям, то возможность распоряжаться финансовыми аккаунтами — к примеру, PayPal — лучше отдать самым близким людям.

Набравшая ход в последние годы индустрия «цифровых душеприказчиков» уже имеет самых крупных игроков, которые готовы посодействовать организации и последующей передаче цифрового наследства.

SafeBeyond — один из самых известных сервисов такого рода, который любой может протестировать бесплатно в течение первых 30 дней. С помощью SafeBeyond можно легко структурировать свое цифровое имущество — например, внести в список аккаунт Google с паролем, а также назначить наследников для каждого аккаунта, которые получат доступ ко всем данным. Кроме того, есть возможность подготовить посмертные сообщения, которые будут рассылаться адресатам — родственникам и друзьям — вскоре после смерти пользователя.

Cake — похожий стартап, но с той лишь разницей, что с его помощью можно взять под контроль еще и офлайновые дела, связанные с грядущей смертью: начиная от пожеланий, касающихся лечения и ухода, до работы с финансами. Кроме того, Cake обладает пулом ассистентов, которые за определенную плату готовы поделиться советами по организации наследства.

Everplans — сервис, также созданный для планирования и упорядочения всех хлопот, с которыми связан уход из жизни: организация похорон, назначение наследников, передача юридических документов и тому подобное. Помимо этого, компания имеет отдельный раздел Everplans Business для финансовых и юридических консультантов, который они используют при работе с клиентами.

Umer — российский продукт, запущенный в начале января главой «Яндекс.Погоды» Дмитрием Гераниным. Сразу стоит оговориться, что оно предназначено для организации похорон, а не для контроля и упорядочения своего цифрового контента. Тем не менее со временем Umer может стать достойной частью общего тренда, связанного с переходом смерти в «цифру».

Индустрия, призванная решить вопрос о сохранности цифрового наследства, сама поднимает некоторые вопросы, главные из которых — насколько безопасны сервисы и насколько велика угроза краж данных? Предоставление своих данных третьим лицам — риск, на который не каждый готов пойти, даже несмотря на уверения представителей того же Cake о надежности своего сервиса благодаря шифрованию. С другой стороны, сложно оспаривать полезность сервисов, с помощью которых можно достаточно легко и удобно организовать свое цифровое наследство — то, о чем сегодняшние молодые пользователи в будущем будут задумываться все больше и больше.

Одновременно с осознанием важности этого вопроса будет, скорее всего, расти и законодательная база. Так что не стоит удивляться, если через несколько лет данные, остающиеся после смерти, окажутся под защитой принятых легальных норм, а не только пользовательских соглашений. А пока лишь остается полагаться либо на правила соцсетей, либо на надежность и доступность цифровых душеприказчиков, число которых продолжает увеличиваться.

Статьи по теме

подборка buro 24/7

Митя Лебедев

15 февр. 2017, 16:50

Оставьте комментарий

загрузить еще