Поиск

Art Basel глазами Германа Ларкина

Art Basel глазами Германа Ларкина

"Мама купи мне Ротко"

В Базеле подошла к концу самая авторитетная ярмарка искусства Art Basel, традиционно привлекающая множество галеристов и коллекционеров. Сразу спустя несколько часов после VIP-открытия стало казаться, что все разговоры про наступающий европейский кризис, скорее всего, оправданны — объем продаж предметов искусства увеличился на 20% по сравнению с прошлым годом, и в первую очередь в сегменте мегадорогих работ. Руководители "Арт Базеля" совместно с главным спонсором ярмарки, банком UBS, в этом году решили отделить прайм-коллекционеров от всех остальных, отдав первые 4 часа в день VVIP (very VIP) открытия самым состоятельным, "реальным покупателям" искусства, снабдив их спецпропусками First Choice. Однако, несмотря на это, в час открытия на входе возникла целая очередь из богатейших людей мира, некоторые из которых так страстно желали попасть внутрь, что пытались перелезть через ограждения! Вот это я понимаю — тяга к прекрасному! Первыми в залы выставки попали американский hedge found-король Стив Коэн и почетные коллекционеры из Майами Дон и Мера Рубелл, владеющие собственным музеем, британский ювелир Лоуренс Графф; "форбс" Джерри Спейер, владелец финансовой компании Tishman Speyer; жена греческого судостроителя Паулин Карпидас; владелец Interview Питер Брант с женой моделью Стефани Сеймур и их двумя it-сыновьями; директора музея Louisiana в Копенгагене Крис Деркон и Николас Серота; владелец Gucci group Франсуа Пино; немецкие олигархи, ливанский ретейл-магнат, принц Саудовской Аравии и другие влиятельные господа. Чуть позже к ним присоединилась "модная молодежь": красавцы-парни Пи-Си Вальморбида и Ставрос Ниархос; Олимпия Скерри и Пайам Шарифи, Даша Жукова, Маша Байбакова, Риккардо Тиши и даже Раф Симонс, скромно поведавший, что здесь он ищет вдохновения для своей первой коллекции Dior Couture и покупать ничего не собирается.

Art Basel глазами Германа Ларкина (фото 1)

Стенд галереи White Cube

Art Basel глазами Германа Ларкина (фото 2)

 Untitled Марка Ротко, представленная галереей Malborough

Остальные, однако, не скупились: вышеупомянутый Стив Коэн присматривался к шедевру Марка Ротко Untitled, выставленному галереей Malborough за скромные 78 миллионов долларов и круглосуточно охраняемому на всем протяжении ярмарки, однако увез с собой другую супердорогую работу — "A.B.Courbet" художника Герарда Рихтера, выставленную в Pace Gallery за 20 миллионов долларов. Галерея David Zwirner продала ящики Дональда Джадда за 2,6 миллиона доларов, а Helly Nahmad galelry — скульптуру Александра Кальдера за 9,5 млн, которая теперь будет красоваться в чьем-то саду. Из других продаж первых дней хочется отметить минималистичную работу Аньес Мартен, ушедшую за 550 000 евро, и графику Егона Шиля, проданную за 900 000 долларов. Проданные работы принято оставлять до конца ярмарки, однако я не раз видел, как их снимали и упаковывали прямо на глазах у изумленной публики.

Art Basel глазами Германа Ларкина (фото 3)

 "Ящики" Дональда Джадда, проданные галереей David Zwirner за 2,6 млн долларов

Art Basel глазами Германа Ларкина (фото 4)

Аньес Мартен, ушедшая за 550 000 евро

Art Basel глазами Германа Ларкина (фото 5)

Графика Егона Шиля — 900 000 долларов

"Это был поистине потрясающий сезон. Мы продали более 20 работ за менее чем 5 дней. Среди фаворитов Луиза Буржуа и Пол Маккарти", — сказал по окончании ярмарки представитель галереи Hauser & Wirth.

Однако не все искусство, представленное на "Арт Базеле", выставлено на продажу. Например, перформанс Imponderabilia Марины Абрамович служил "оформлением витрины" стенда галереи Sean Kelly, где при этом можно было купить ее фото и видео. Надо сказать, что это перформанс, уже показанный в "Гараже" в Москве, — действо великой энергетической силы. Пройти между голыми парнем и девушкой и разорвать их незримую связь не так-то просто. Несмотря на то что актеры несколько раз уходят на перерыв, одна из девушек даже падала в обморок.

Art Basel глазами Германа Ларкина (фото 6)

Герман Ларкин и перформанс Марины Абрамович

Другой "некоммерческой" выставкой стала первая полная ретроспектива работ Джеффа Кунса в частном музее Beyeler. В здании редкой красоты по дизайну Ренцо Пьяно выставлены более 40 работ художника, собранные из частных коллекций. Галерист Ларри Гагосян сказал, что "сейчас выявляется потрясающий спрос на работы Кунса как от коллекционеров, так и на музейном уровне". Он смешивает высокое искусство с китчем, при этом поддерживая высочайший уровень качества исполнения.

Art Basel глазами Германа Ларкина (фото 7)

Работа Lindsey Ричарда Филлипса, представленная галереей Gagosian

Оказалось, что художник Дэмиен Херст — тоже коллекционер и ему принадлежат 2 пылесоса из тех, что выставлены сейчас в Beyeler, у греческого коллекционера Дакиса Жоанну в активе аж целых 40 работ Кунса, а еще одного поклонника таланта Кунса зовут Виктор Пинчук, которому принадлежит фиолетово-золотая версия работы Hanging Heart, за которую в 2007 году он заплатил 23,6 млн долларов на Sotheby’s New York.

Art Basel глазами Германа Ларкина (фото 8)

New Hoover Convertible Джеффа Кунса

Идея рассматривать коллекционирование искусства как способ инвестирования капитала пришла в голову маркизу де Куланжу в XVII веке во Франции, когда он заявил, что "картины так же ценны, как золотые слитки". Чуть позже, в 1904 году, в Париже дюжина успешных интерпренеров создала общество под названием La peau de l’Ours ("Медвежья шкура"), договорившись, что каждый из них будет вкладывать в картины по 250 франков в год. В течение последующих десяти лет они скупили более 100 работ и продали всю коллекцию за сумму, в 6 раз превышающую вложенную.

Art Basel глазами Германа Ларкина (фото 9)

До сих пор идея вкладывать в арт становится особенно актуальной в периоды финансовой нестабильности. Например, сам факт того, что ярмарка проходит в Швейцарии, объясняется тем, что почти каждый уважающий себя коллекционер имеет непрозрачный банковский счет в швейцарском банке, и при покупке Пикассо за 12 миллионов ему не только не нужно что-либо декларировать в своем государстве, но даже не надо везти шедевр домой — его можно оплатить и оставить на хранение в ячейке в том же банке.

Art Basel глазами Германа Ларкина (фото 10)

Работы японской гуру Яйой Кусама

Однако искусство все-таки принадлежит человечеству, и, по всей видимости, финальной точкой любой частной коллекции является музей. Показателен недавний факт о донации 1463 работ современного китайского искусства швейцарским коллекционером Ули Сиггом новому гонгконгскому музею М+, который должен открыться в 2017 году. Или пример швейцарского коллекционера Уберта Лозера, который согласился передать 70 работ абстрактного экспрессионизма, минимализма и arte povera Музею Цюриха в качестве долгосрочного заема.

Art Basel глазами Германа Ларкина (фото 11)

Кристина Краснянская у скульптуры Эвана Пенни Self 2012, проданной за 240 000 евро

Art Basel глазами Германа Ларкина (фото 12)

Памелла Андерсон

Текст: Герман Ларкин