Поиск

Фото редакторов Buro 24/7 внезапно стали рекламой — что мы об этом думаем

Фото редакторов Buro 24/7 внезапно стали рекламой — что мы об этом думаем

Где проходят границы личного в соцсетях и что может стать с вашими селфи

Текст: Олеся Ива

В конце марта 2017 года один бренд масс-маркета разослал московским редакторам моды персонализированные приглашения на мероприятие. Дизайн приглашения был собран из личных фотографий в инстаграме. Например, наш шеф-редактор получила напоминание о своей личной жизни в Тель-Авиве, море, коте и женихе, а редактор моды — свой портрет дома на диване и цветочки с подоконника.

Публикации приглашений разлетелись в соцсетях — ровно там, откуда и были взяты. Кто-то радовался, а кто-то был в ужасе, почему неизвестные люди берут и превращают личное в инструмент маркетинга? То есть любой посторонний (пусть даже добрый розовощекий менеджер из рекламного агентства) сталкерит ваши фото в соцсетях, изучает и отбирает их для своих целей. Ощущение жутковатое — сродни ситуации, когда кто-то раз в неделю регулярно комментирует одно ваше фото двухгодичной давности. 

Пиар-команду бренда, создавшего такие приглашения, можно понять. Им хотелось привлечь внимание и польстить журналистам, добавить personal touch: мы вас знаем в лицо и считаем важными и особенными. Но этично ли это, учитывая, что контент взят из персональных аккаунтов?

Журналист и визажист Маша Ворслав вспоминает другую потрясающую историю. Однажды пиар-команда другого бренда разослала журналистам макаруны с их личными фотографиями:

 

 

 

«Когда я работала бьюти-редактором, мне как-то вместе с пресс-релизом прислали пирожное макарун с моей фотографией на нем. Фото даже не было моим аватаром на фейсбуке, то есть, чтобы его найти, нужно было изучить мой таймлайн или альбомы. И вот для таких ситуаций как раз необходимы нормы сетевого этикета.

С одной стороны, я же сама выкладываю (окей, не скрываю) фотографии в своем фейсбуке, то есть я не против, чтобы на них смотрели, копались в альбомах. С другой стороны, мне не хочется, чтобы мое лицо без моего согласия печатали даже на единственном экземпляре пирожного, которое я потом съем (или кто-то другой, брр).

Соцсети, мне кажется, сильно размыли личные границы, но помнить про этику необходимо. Несмотря на то что фото в инстаграме общедоступны, они все же принадлежат авторам, поэтому использовать их без спроса для коммерческих целей нельзя», — говорит Маша.

Вы спросите, а чего еще ждать от современного интернета, ключевым принципом которого является этика открытого кода? Ответ — защиты авторского права. Гарантий, что загруженный в соцсети и созданный его автором контент принадлежит только ему и не может использоваться в иных целях. Проще говоря, элементарной защиты личной информации. В конце концов, если вы идете в картинную галерею и смотрите работы — то ее посещение не дает вам юридического права печатать просмотренные картины на кружках и ручках. Хотя и так делают.

С юридической стороны вопроса мы совершенно не защищены. Позволяет ли инстаграм использовать ваши фото в коммерческих целях? Формально да. Все, что выложено в интернет, принадлежит интернету — это золотое правило. В пользовательских правах Instagram черным по белому написано: «Если на фото изображены вы, это не дает вам авторских прав на фото». Другие же позиции сформулированы очень расплывчато: «Авторские права относятся только к творческой идее». Сама администрация просит их не беспокоить и по спорным моментам самостоятельно разбираться с юристом.

 

 

Но как понять, что ваш инстаграм — не творческая идея? Может быть, каждый кадр в инстаграме является вашим личным проектом? Или вы каждый день постите фото ради идеи разрушения тех или иных стереотипов? В конце концов, инстаграм-аккаунты собраны из образов, а не просто людей.

Недаром сегодня существует целый ряд молодых digital-художников, которые превратили личную жизнь и селфи в арт-проекты. А теперь скажите, что отделяет очевидным образом их работы от обычных селфи простых людей? В конце концов, банальная, ничем не примечательная жизнь может быть арт-проектом, а значит — защищена правом. 

Вспомните Амалию Ульман, художницу, которая переосмысляет реальность через социальные сети: она провела пять месяцев в образе типичной инстаграм-дивы. Целью ее проекта было показать, как красивые изображения используются против самих женщин. Или другой пример — Арвида Бистрём, которая выступает за реалистичные изображения людей в соцсетях и демонстрирует (в том числе с помощью комментариев хейтеров), как они влияют на наше отношение к женскому телу. Или взять хотя бы Эда Форниелеса. Он придумал себе мультяшное альтер эго и постит комикс в инстаграме. Или взять хотя бы сатирические работы коллажиста Дуга Абрахама, владельца нью-йоркского магазина Bess NYC в Сохо. Он беспощадно объективирует инстаграм зведы интернета Сары Снайдер, смешивая ее селфи c кадрами из порно или собственных жестких селфи. Его арт-работы вскрывают грань между гламурной объективацией новых инстаграм-идолов и сексплуатацией.

 

Конечно, профессиональное и личное переплелось, и границ не видно. Никто не договорился на берегу об этически допустимом и недопустимом в интернете, о принципах ведения соцсетей. Фейсбук — это, конечно, удобный и быстрый инструмент, но где тонкая грань, за которой рабочие отношения переходят в дружеские? Этично ли использовать чужие фото в своих целях? Комфортно ли будет журналистам? Допустимо ли писать по рабочим вопросам в мессенджеры и в социальные сети?

Пиар-менеджер крупного IT-бренда делится мнением: «В фейсбуке добавляю людей «по работе», потому что это удобно. Запросы от тех, с кем я не знакома лично, без сопроводительного сообщения никогда не принимаю и не отправляю сама без повода и личного контакта. Но чем больше наблюдаешь за жизнью своих Facebook friends в ленте, тем сложнее удержаться от взаимодействия: лайк, шер, комментарий, можно я буду крестной твоего первенца?»

Негласные правила есть. Очевидно, что при наличии контактов лучше писать по рабочим вопросам на рабочую почту. А прежде чем использовать чье-то фото, стоит как минимум попросить на это разрешения. Иначе завтра мы проснемся, а на Тверской будет баннер с нашими портретами 10 на 10 метров с подписью: «Посмотрите на эти светлые лица и приходите на годовщину присвоения Крыма». В конце концов, кто помешает использовать наши селфи для политических манипуляций?

Очевидно, что проблема создания собственных произведений в интернете существует, а взаимосвязь интернет-культуры и современного общества еще требует внимательного изучения. И хорошо бы всем помнить, что любые загруженные в соцсети данные (даже после их удаления вами) остаются там. И могут всплыть в любой удобный для злоумышленников момент. Что ставит под сомнение счастливое будущее мира цифровых технологий.

 

 

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7