Поиск

Журналист меняет профессию: из гастрономических обозревателей в водовозы

На пару дней

Журналист меняет профессию: из гастрономических обозревателей в водовозы
Наш гастрономический обозреватель Владимир Гридин два дня провел в парке «Красная Пресня». Он продавал посетителям фестиваля еды воду, чтобы выяснить, как устроена жизнь тех, кто находится по ту сторону прилавка

Фестиваль начинается в полдень, но мне надо проснуться в семь, к восьми выйти из дома, чтобы в девять быть на площадке, принять груз, красиво расставить бутылки на витрине. Хорошо бы еще пробежаться вокруг, чтобы оценить соседей, но на это почти не остается времени.

Когда компания «Минеральные технологии», в чьем портфеле умещаются природная вода «Серябь», а также другие тонизирующие напитки и детская вода в смешных бутылках-матрешках с яркими этикетками по мотивам рисунков Ивана Билибина, предложила мне встать за стойку, я легко согласился на эксперимент. Провести выходные на свежем воздухе — что может быть чудеснее?! В тот момент я не совсем отдавал себе отчет, что при почти десятичасовом рабочем дне у меня вряд ли найдется время присесть или отойти в туалет. Эти незначительные тяготы мне с лихвой компенсировала возможность общения с невероятным количеством людей.

Большинство посетителей делилось на три категории: практичные, спонтанные, занудные. Первые покупали, потому что хотели пить. Вторые — потому что их привлекали придуманные заранее речевки вроде «Вода-водица, подходите освежиться» или «А вот к бургеру водицы не мешало бы напиться». Третьи взахлеб расспрашивали обо всем: от того, где добывается вода, как она очищается, в какие бутылки разливается, какой она категории (оказалось, что такие у воды есть, наша была высшей) и можно ли ее купить где-то вне фестиваля, — и делали покупки очень осторожно. Первые возвращались еще и еще раз: цена на воду была смешной. Вторые работали лучше всякого сарафанного радио, рассказывая своим знакомым о виршах в стиле «поэт Цветик». Третьи принимали для себя какие-то важные решения.

Из правил всегда есть исключения. Среди покупателей к ним можно отнести общественников, всезнаек и скептиков. Общественников видно сразу. Это преклонного возраста дамы, которые жалуются на жизнь и собирают бесплатные образцы: печенье, быстрорастворимые каши, воду — что угодно. Всезнайки стремятся утвердить свое превосходство во что бы то ни стало. Ну как это вода может быть из муромских лесов, если там можно найти только источники, а не воду? А вы вправду проверяли, что ваша биоразлагаемая бутылка действительно исчезнет через два года? Скептики все подвергают сомнению («разлили фигню из ближайшего пруда и стоят тут с ней»). Бизнес не мой, но такие слова задевают за живое. Есть еще «дизайнеры», которых привлекает эстетическая сторона дела: амфороподобный дизайн бутылки без видимого брендинга и стойки (она спроектирована так, что бутылки как бы висят в воздухе и их так и хочется взять в руки).

Журналист меняет профессию: из гастрономических обозревателей в водовозы (фото 1)

Все без исключения — чрезвычайно любопытны. Стоит рассказать, что под каждой этикеткой воды напечатана одна из ста тысяч русских пословиц и поговорок, которая стопроцентно попадает в настроение дня, как желание купить воду многократно вырастает. Удивительно, но пословицы действительно не повторяются, а их смысл заставляет людей кивать: «Да, так все и есть». Мистика какая-то!

Поток людей на фестивале неоднороден, больше похож на морской прибой. Пока одна волна догоняет другую, надо успеть обновить витрину, выставить новую партию бутылок, перевести дух и придумать пару новых ходов для привлечения внимания. Во многих ресторанных киосках есть свои напитки, так что нужно побороться за полтинник в кассу (именно столько стоит наша вода). Тут приходится изобретать на ходу: видишь семейство с детьми — размахиваешь детской бутылочкой с непроливающейся крышкой. Компании скейтеров стоит рассказать о биоэнергетике. Человеку с лепешкой или хот-догом предложить воду. Такой контекстный маркетинг вызывает немедленную отдачу, у нашей стойки выстраивается очередь, результатами первого дня все очень довольны.

Воскресенье в парке начинается более спокойно. Я уже точно знаю, как все будет идти. Накануне вспомнил о чудесных канотье, в которых похож на водяного из мультфильма «Летучий корабль». Погода отличная, народу становится больше. «Отошли после пятничного похмелья и пришли отметиться на модное мероприятие», — шутит кто-то. У нас частенько спрашивают пиво или вино, но, кажется, спиртное под запретом, хотя где-то его все же разливают. После вчерашнего дня на ногах стоять сложно, а к середине дня мысли начинают путаться и включается «автопилот». Вереницей проходят знакомые шеф-повара: Дмитрий Зотов, Режис Тригель, Дмитрий Шуршаков, Карло Греку, Денис Крупеня, Мунечика Бан, Себбе Канион, Николай Бакунов. От них узнаю, что на крупных фуд-фестивалях есть разный механизм продажи воды. Где-то мейджоры приходят как партнеры и подчас диктуют цену всем участникам: нельзя, например, продавать воду другой марки дешевле, чем напиток официального партнера. Или подписывают эксклюзивный контракт, разрешающий продавать только одно-два наименования. Подчас сами организаторы не способствуют нормальному ценообразованию, заявляя, что на фестивалях все должны тратить больше. На самом деле это признак обычной жадности и недальновидности. Ведь самая распространенная жалоба на фестивали еды: «Нужно купить билет и платить втридорога за еду и напитки внутри фестиваля!». Тут мне остается только гордиться своими работодателями: фирма придерживается мнения, что продукт должен стоить «вменяемых» денег, а издержки компаний с высокими затратами на маркетинг не должны ложиться на плечи покупателя.

Вечер. В парке становится прохладно. Пора упаковывать остатки. Мы распродали 500 бутылок негазированной воды (ее покупают гораздо охотнее воды с газом, которая, говорят, неосознанно ассоциируется с советским наследием) и несколько ящиков тонизирующих напитков. План выполнен, все довольны. А тем, кто собирается посетить один из летних фестивалей еды, дам напоследок совет: не спешите покупать еду и напитки при входе на фестиваль, обойдите его территорию (вы ведь пришли развлекаться, верно?), расспросите продавцов об их товаре, выберите что-то по вкусу и наслаждайтесь рестораном под открытым небом. Да, и еще: обязательно улыбайтесь — нет на свете ничего более огорчающего, чем люди с поджатыми губами и недовольными лицами!

 

Buro 24/7

14 июня 2015, 14:00

Оставьте комментарий

загрузить еще