Поиск

Сохраняем чувство реальности: история чаевых

Большое чаепитие

Сохраняем чувство реальности: история чаевых
Посетители ресторанов делятся на тех, кто делает это, и тех, кто этого не делает. Одни уверены, что следовать традиции необходимо и правильно, другие — что она развращает и ставит людей в зависимое положение. Первые хотят стимулировать, вторые не желают давать взятки. Речь идет о чаевых

Этимологию этого слова в английском языке часто ошибочно возводят к сокращению от To Insure Prompt Serviсe  «в обеспечение быстрого обслуживания» (на самом деле английское слово tips  производное от старого глагола tip, означавшего «давать»). Мелкой монеткой, мол, служанку чайной можно было мотивировать поскорее принести модного чаю, пока тот не остыл. В России чай в XVII веке пили лишь знатные бояре, в XVIII  дворяне и купцы, а народным и повсеместным он стал в веке XIX, заменив сбитень. Напиток был все еще довольно дорогим, и многим приходилось откладывать деньги, чтобы доставить себе удовольствие испить чайку. Даль в своем «Толковом словаре» приводит поговорку: «Ныне уж нет сбитню, а все чаек; не просят на водку, а просят на чай». «Начайные» (именно так говорили сначала) и давали: их хватало на самую маленькую и дешевую порцию развесного листа. Постепенно чаевые стали обязательными. Настолько, что в дореволюционной России половые в трактирах вовсе не получали жалованья, а жили только на чаевые, да еще и трактирщику своему приплачивали за возможность зарабатывать.

В советских ресторанах и кафе на стенах висели плакаты с лозунгами: «Чаевые унижают достоинство советского человека». Даже анекдот придумали:

— Чаевые — это оскорбление.

— Прошу оскорбить!

Сохраняем чувство реальности: история чаевых (фото 1)

В наши дни в большинстве ресторанов зарплата официанта  5—20 тысяч рублей. Остальные доходы  чаевые. По принципу «как поработал, так и заработал». Чем довольнее клиент, тем больше чаевых он может оставить. Чтобы сделать клиента довольным, официант будет работать прилежнее. Легендарные истории с баснословными чаевыми, как в фильме «Счастливый случай», основанном на реальной истории полицейского, пообещавшего официантке половину выигрыша по лотерейному билету и получившего приз в 4 миллиона долларов, передаются из уст в уста. Однако в реальности у нас чаевые оставляют далеко не все, а лишь каждый второй или третий, и далеко не все из них высчитывают вознаграждение по формуле 10% от счета.

В чем же дело? Неплательщики считают, что, стимулируя официантов лучше работать в надежде получить чаевые, рестораторы лукавят: им выгодно платить низкие зарплаты, перекладывая свои расходы на плечи клиентов. По мнению этой категории, даже происхождение слова «чаевые» говорит о скрытой просьбе и даже завуалированном вымогательстве. Если ты приходишь в кафе, то покупаешь еду, в цену которой заложены не только стоимость продуктов и труда ее приготовивших, но и аренда помещения, охрана, парковка и много чего еще. Так почему надо оставлять чаевые? Если ресторатор увеличит цены на еду, включив в нее и расходы на зарплату официантов, то гость с этим согласится. При условии, что качество кухни и атмосфера ресторана будут хороши.

Сохраняем чувство реальности: история чаевых (фото 2)

В Москве есть ресторан «Винный рынок», в котором официанты (они же сомелье) получают как менеджеры среднего звена, а бутылка нестыдного вина тут стоит удивительные 700—1 500 рублей. Есть у нас и русская пивная «Чагин», попытавшаяся ввести обязательные 10% за сервис, но отменившая сбор  гости возмущались. А вот в «Шатре» на Чистых эти вмененные чаевые  норма жизни.

Франция в 1955 году обязала заведения общественного питания добавить в счет пункт «оплата обслуживания». В России такого закона нет. Но нет и того острого понимания социальной несправедливости, которое стоило Хиллари Клинтон седых волос: во время сенатской кампании 2000 года она не оставила чаевых и была вынуждена публично извиняться за свой поступок. Нет и уважения к чужому труду, как в Японии, где чаевые расценивают как позор и оскорбление. А раз нет ясности, то давать или не давать чаевые  вопрос открытый. Вы вот сами как считаете?

 

Владимир Гридин

12 авг. 2015, 09:00

  • Иллюстрация: Ольга Зинюкова

Оставьте комментарий

загрузить еще