Поиск

Собственный цветочный магазин: сказка или кошмар?

Собственный цветочный магазин: сказка или кошмар?

Рассказывает основательница сети салонов Florist Gump Виктория Сощенко

Текст: Buro 24/7

Фото: Лиза Мелина

В разгар весенних праздников, 14 февраля и 8 Марта, когда цветочные магазины, по слухам, делают годовую выручку, сложно удержаться от мысли об открытии собственного флористического салона с герберами и хризантемами. Так ли это легко, как может показаться, пока рассматриваешь в инстаграме очередной профиль с букетами? О том, с какими минусами, плюсами и подводными камнями может столкнуться начинающий флорист, мы решили узнать у одной из создательниц сети Florist Gump Виктории Сощенко. 

Собственный цветочный магазин: сказка или кошмар? (фото 1)

Какие цветы любили в 90-е, нулевые и в наше время?

Уже десять лет у меня свое ивент-агентство, а три года назад мы с моим партнером, Викторией Крутой, открыли первый магазин сети Florist Gump. О трендах 90-х я могу судить скорее с точки зрения потребителя, а вот с 2007 года уже профессионально и очень внимательно слежу за всем, что происходит в цветочной индустрии.

В 90-е популярностью пользовалось то, что было доступно, а о каком-то разнообразии ассортимента говорить не приходилось: цветы в основном покупались на больших рынках, с рук или в ларьках. Среди фаворитов тех времен — лилии, гвоздики, хризантемы, крупные эквадорские розы (чаще либо белые, либо красные).

Собственный цветочный магазин: сказка или кошмар? (фото 2)

В нулевые вообще поменялось многое: появились салоны цветов и школы флористики, в цветочном предложении наконец появилось разнообразие — например, до 2005 года в Москве можно было найти только красную гвоздику, и ассоциировалась она в основном с ритуальными услугами. Теперь же это самый актуальный цветок, палитра огромная, гвоздику собирают как в микс-, так и в монобукеты. 

Помимо привозных сортов, очень сильно расширился ассортимент российских роз и тюльпанов.

При этом есть вещи, которые остаются неизменными: например, всенародная любовь к розам. Выбор, к счастью, огромный: есть и садовая, и кустовая, и пионовидная, и даже двухметровая эквадорская. Любовь к последним я, признаться, не совсем понимаю: вся прелесть розы — в бутоне, а здесь они оказываются так высоко, что любоваться остается только шипами и листьями. Не букет, а какие-то джунгли!

Как менялась упаковка?

Помните, как раньше заворачивали цветы? Пластиковая сетка, шуршащая прозрачная пленка, все такое блестящее и синтетическое. О том, что бывают разные техники сборки букета, например спиральная или вертикальная, никто не задумывался и даже не знал. Охапку цветов просто складывали вместе — так, чтобы букет казался больше и объемнее. В лучшем случае могли еще добавить немного зелени, тоже скорее для объема.

Сейчас же, напротив, самой актуальной остается упаковка из крафта — чтобы ничего не отвлекало от красоты цветов. Когда открывался наш первый магазин, мы решили использовать для упаковки только черную или бежевую крафтовую бумагу. Первую приходилось заказывать на фабрике специально, так как готовую найти было невозможно. Такая была строгая и лаконичная концепция. Сейчас мы немного от нее отошли и можем завернуть букет в бумагу почти любого цвета, но нашу фишку с черной упаковкой уже успели перенять многие конкуренты. 

Собственный цветочный магазин: сказка или кошмар? (фото 3)

Какие еще изменения можно отметить?

В цветочной моде появилась сезонность: есть чисто зимние или исключительно летние виды композиций, оттенки и сорта цветов. 

Кстати, за последние лет десять Россия очень сильно вырвалась вперед в области цветочного декора, на русских декораторов в соцсетях подписываются организаторы мероприятий со всего мира. 

Какими были самые необычные и эксцентричные заказы?

Интересных заказов за время моей работы было много. Запомнился тайный поклонник певицы Максим, который не скупился каждый день отправлять ей гигантский букет или корзину цветов на сумму не меньше 1 000 долларов. Продолжалось это несколько месяцев, и каждый день нам приходилось выдумывать что-то новое. Был клиент, который хотел именно наши цветы с доставкой во Владивосток, — в итоге огромная коробка с букетом полетела туда самолетом. 

Но самые масштабные и необычные композиции мы делали для разных мероприятий: были и стены из живых цветов, и цветочные дома, машины, даже плавающие платформы. 

Собственный цветочный магазин: сказка или кошмар? (фото 4)

За кем следить в мире флористики?

Наши флористы очень внимательно следят за тем, что происходит вокруг. У каждого свой идеал, наша арт-директор, например, очень любит работы бельгийца Даниэля Оста. Хотя мы делаем не так много работ в его стиле, в России не все к такому готовы. 

Как пережить 14 февраля и 8 Марта?

14 февраля обычно проходит чуть более спокойно, а вот 8 Марта — это настоящий праздник, к которому мы начинаем готовиться примерно за неделю: все флористы выходят работать без выходных, а кто-то собирает букеты еще и по ночам. Важно не только запастить цветами и вовремя собрать все заказы, но и справиться с доставкой. Мы очень хорошо настроили логистику, так что серьезных накладок пока не было, хотя я знаю, что в других компаниях курьеры могут опаздывать на пять-шесть часов в праздничные дни. 

Собственный цветочный магазин: сказка или кошмар? (фото 5)

Итак, вы открываете цветочный салон. О чем важно помнить? Пять советов от Виктории Сощенко:

Помните, что дело это непростое, но весьма увлекательное. Скорее всего, вы не будете просто сидеть в своем салоне в окружении цветов и творческих людей. Ваши будни будут проходить в цветочных холодильниках, на складах, базах, а также в офисе над таблицами Excel и программой 1С. В салон в лучшем случае зайдете на пять минут по делам. 

совет 1. Запишитесь на курсы флористики. Хороших школ существует море — как в России, так и за рубежом. Если вы хотите открыть свой салон, нужно научиться разбираться во всех мельчайших деталях. 

совет 2. Когда будете выбирать название вашего бренда, убедитесь, что доменный адрес с таким именем свободен, а также постарайтесь подобрать такое слово, в котором пользователи не будут делать много ошибок. 

Собственный цветочный магазин: сказка или кошмар? (фото 6)

совет 3. Помните, что цветы — это скоропортящийся товар, и любая ошибка в закупках немедленно приводит к финансовым потерям. Старайтесь строить закупки таким образом, чтобы списания цветов не превышали 5–7 %.

совет 4. Узнайте сами или проконсультируйтесь с бухгалтером, попадает ли ваш вид деятельности под патент. Если да, то это хорошая новость: вы сможете сэкономить на налогах. Предварительно нужно будет зарегистрировать ИП и подать заявку на соответствующий патент. 

совет 5. Никогда не расслабляйтесь! Во всяком случае, пока не закрепите результат и не сформируете привычку все контролировать. В противном случае деньги утекут, а вы даже не поймете, как это произошло. Это точно не тот проект, который можно запустить за год, а потом продать. Прибыльную сеть салонов можно построить не раньше, чем лет через пять. 

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7