Поиск

Зачем рестораны заигрывают с культурой?

Зачем рестораны заигрывают с культурой?

Культпросвет

Текст: Владимир Гридин

Фото: Jed Devine

Поэтические чтения, занятия йогой, семинары по истории искусства и кинопоказы — культурная повестка ресторанов того и гляди затмит еду. Ответ на естественный вопрос «Чего ради?» ищет наш гастрономический обозреватель Владимир Гридин

Под шаманские камлания и историю чукотского народа в екатеринбургском ресторане «Подсолнухи» подают джем из лесных муравьев и коктейль с кровью марала. Публика не скрывает восторга: сет блюд из кухни северных народов в сопровождении музыкальной программы и викторин называют «бесподобным». Театрализованные дегустации с лекциями, играми и необычной кухней тут не редкость. В репертуаре сеты «Пять сказок» (блюда из старинных сказок) и «Чингисхан» (кухня кочевников-завоевателей).

Таким примерам несть числа. В питерском ресторане русской кухни «Северянин» проводят вечера поэзии, где стихи читают практически все. Сначала ведущие, студенты Театральной академии, начинают вечер со стихов поэтов, родившихся в этом месяце, за ними подхватывают гости и даже официанты. Читают наизусть, глядя в книжку, которую можно взять в ресторане, и в духе времени — в телефон. Главное здесь  это импровизация. Гости вольны выбирать стихи любых времен и авторов, но нередко можно услышать и стихи самого Игоря Северянина и других поэтов Серебряного века.

На террасах московских Funny Cabany, «Фаренгейт» и Oli Oli устраивают кинопоказы. Выбирают фильмы классические, вроде «Развода по-итальянски» или «Римских каникул», или те, что к таким можно отнести, например «Артист». Никакого экшена, боевиков или, упаси боже, хоррора. Все должно быть выдержано в позитивной стилистике, не мешающей трапезе. В пространстве «Экомаркета», объединяющего в Коньково лавки фермерских продуктов и лавки национальных кухонь, по пятницам показывают документальное музыкальное кино из каталога онлайн-сервиса «Амедиатека». Фильмы о Daft Punk, U2, Джоне Ленноне и других звездах шоу-бизнеса — чем не познавательное сопровождение для дружеского ужина в одном из ресторанчиков фуд-корта или приятное дополнение к продуктовому шопингу?

Зачем рестораны заигрывают с культурой? (фото 1)

Нет, чтобы поужинать и отправиться в театр, публика предпочитает хлеб и зрелища совмещать. Сторонники финансовой теории объясняют эту тенденцию кризисом: вместо того чтобы тратиться на развлечения в нескольких разных сферах, население предпочитает оптимизировать расходы и пытается поймать одной ложкой два горошка. Но только кризисом объяснять плавное превращение ресторанов в мультифункциональные досуговые центры было бы слишком прямолинейно.

Нести культуру в массы едоков рестораторы начали отнюдь не вчера. В легендарный «Яр» ездили не только на ужин, но и послушать цыганский хор. В не менее легендарном «Арагви» при восстановлении устроили особый зал «Театр». Первоначально там планировалось вольнодумное политическое кабаре под предводительством Эдуарда Боякова, но потом решили создать Aragvi Band во главе с Теоной Контридзе. Ресторан Backstage в «Крокус Сити» и вовсе был задуман как полноценная концертная площадка, где могут выступать артисты самого крупного калибра.

Уже шестой год гостей ресторана «Шотландская клетка» по пятницам развлекают игрой на волынке. Раздувающие щеки парни в килтах смотрятся на фоне еды с брутальным охотничьим бэкграундом и будоражащих кровь напитков как родные. Никто уж и не помнит, сколько лет в «Обломове», ресторане русской кухни в одном из купеческих особняков Замоскворечья, поют по четвергам романсы. Дуэт «обломовских девушек», как их все тут называют, не только развлекает гостей душещипательными городскими балладами под гитару, но и хлопочет по хозяйству: помогает печь блины на Масленицу, подносит дрова для русской печи, угощает по средам гостей домашними настойками. В «Обломове», занимающем старый двухэтажный особняк в Замоскворечье, со скрипучими деревянными половицами, камином, роскошной гостиной, заросшим деревьями двором и русской печью, такой театрализованный подход выглядит естественно, но счастливо сочетающий обстоятельства времени, места и актерской харизмы рецепт далеко не всегда срабатывает в других ресторанах.

Зачем рестораны заигрывают с культурой? (фото 2)

Зачем же рестораны берут на себя по определению несвойственные им функции культуртрегерства? Инсайдеры считают, что так в первую очередь поступают испытывающие недостаток посетителей заведения, пытающиеся с помощью культурной составляющей привлечь дополнительную аудиторию. Однако никто из упомянутых выше на безлюдье не жалуется. Похоже, рестораторы действуют почти инстинктивно, чувствуя тренд на слияние функций, укрупнение потребностей аудитории и ускорение жизни. Кино, музыка, общение с друзьями — все это сегодня спрятано в коробочке смартфона. Попробуйте только отключить в нем интернет — и сразу поймете, насколько больше времени вам придется тратить на привычный онлайн-серфинг, оперативное решение деловых вопросов, работу с почтой и чат с приятелями по отдельности и на других устройствах. Набранную благодаря диджитализации скорость не удается сбросить даже вне работы. Мы должны держать руку на пульсе, а значит  делать все одновременно. И уж если мы собрались поужинать, то почему бы не послушать лекцию о кабинетной бронзе или застольном этикете во время первого свидания (на занятиях академии «Турандот»), не научиться сабражу (так называют искусство отбивать горлышко бутылки игристого вина ножом), не нарисовать акварель, не разучить несколько новых асан (ежемесячные занятия в «Жизнь Пи»)? И если прежде не уехавших на лето к бабушке детей родители отдавали в летние лагеря при школах, то теперь такие открывают при ресторанах (детский городской лагерь в Ribambelle — тому пример).