Поиск

Золотые звуки: архитектура для музыки

Золотые звуки: архитектура для музыки

Филармонии мира

Текст: Мария Савостьянова

Вокруг строительства филармоний кипят страсти. Пока звезды Жан Нувель, Жак Херцог и Пьер де Мерон оправдываются за перерасход средств, в городах мира — от Сигулды до Рио-де-Жанейро — шлифуются авангардные идеи камерных залов и мультифункциональных центров

У чиновников европейских стран строительство концертных залов считается высшим пилотажем культурной политики. На них, в общем, не жалеют средств, их охотно заказывают звездным архитекторам, их раскручивают как городские достопримечательности первой величины. Последнее десятилетие концертный зал и дом музыки приближается по популярности среди практикующих архитекторов к заказу на музей современного искусства. Такому взлету немало способствуют два грандиозных европейских скандала.

Первый связан со строительством парижской филармонии по проекту Жана Нувеля. Стоимость объекта составляет 386 млн евро. В начале строительства, в 2007 году, заказчики рассчитывали ограничиться 120 млн. Кроме того, филармония открыта с трехлетним опозданием. В долгострое и превышении сметы Жан Нувель винит французских бюрократов. Одновременно с парижской стройкой в апреле 2007 года стартовала другая, не менее масштабная и проблемная. По проекту швейцарских архитекторов Жака Херцога и Пьера де Мерона в Гамбурге начали возводить грандиозную «Филармонию на Эльбе». Окончания работ можно ожидать в 2015-м, а расходы, согласно сделанному еще весной 2012 года прогнозу, выросли с предполагаемых 77 млн до 476 млн евро. На волне интереса к архитектуре для музыки, соревнования пространственных решений, акустических инноваций и умопомрачительных бюджетов к теме подтягиваются более скромные города — новые залы открываются в польском Щецине, французском Экс-ан-Провансе, латвийской Сигулде и немецком Блайбахе. Основная тенденция — превратить даже самый скромный по размерам концертный зал во многофункциональный комплекс. С медиатекой, кафе, магазином и пространством для выставок и встреч.  Просто слушать уже невыгодно. 

Золотые звуки: архитектура для музыки (фото 1)

Philharmonie de Paris, Франция 
В присутствии президента Олланда в парке Ла-Виллет открыта парижская филармония. Автор проекта архитектор Жан Нувель отказался присутствовать на церемонии, посчитав стройку незавершенной. Работы должны были окончиться в феврале 2012 года. Бюджет превышен на 187 млн евро. Но здание определенно станет достопримечательностью Парижа. Большой зал на 2400 мест и эффектная криволинейная металлическая крыша уже волнуют воображение.
 jeannouvel.com 

 

Золотые звуки: архитектура для музыки (фото 2)

Cidade das Artes, Бразилия

Новое здание находится в Барра-да-Тижука, новом районе Рио-де-Жанейро. Архитектор Кристиан де Портзампарк трактовал концертный зал как сердце всего района. Шик проекта — в гигантской открытой террасе, с нее открывается вид на горы и море. Внутри концертный зал на 1800 мест, который трансформируется в оперный зал на 1300 мест, есть камерный и электроакустический залы, музыкальная школа, 10 репетиционных классов, медиатека, три кинозала, ресторан, магазин и парковка.

 

Золотые звуки: архитектура для музыки (фото 3)

Дом музыки, Дания

В датском городе Ольборге появился опус культового австрийского бюро Сoop Himmelb(l)au. В здании расположен культурный центр, в который вошли концертный зал на 1300 мест и музыкальный колледж. Внутри — атриум, огибающая его лестница выводит на площадку с видом на фьорд. Эксперты отмечают первоклассную акустику зала. Просторное фойе спроектировано так, чтобы здесь проводить лекции, встречи со слушателями и выставки.

coop-himmelblau.at

 

Золотые звуки: архитектура для музыки (фото 4)

Nature Concert Hall, Латвия 

В Сигулде к концертному залу пристроен новый павильон. Он рассчитан на выступления камерного оркестра — не больше 20 исполнителей. Архитектура должна воздействовать на слушателей не меньше самой музыки — так считают архитекторы латвийского бюро DJA. Внутренние стены зала используются как экраны для проекций, поэтому, помимо академических концертов, тут предполагается проводить экспериментальные шоу.

dja.lv

 

Золотые звуки: архитектура для музыки (фото 5)

Concert Hall, Польша

Барселонское бюро Barozzi Veiga спроектировало концертный зал в прибрежном польском Щецине, на месте зала, разрушенного в период Второй мировой войны. Белое здание со сложным силуэтом крыши, образованной множеством зубцов-треугольников. Фасады отделаны полупрозрачным белым стеклом. В темное время суток постройка светится многочисленными островерхими крышами, как город-мираж. Большой зал рассчитан на 1000 мест, малый — на 200. Гигантское фойе — место для проведения выставок и публичных мероприятий. 

barozziveiga.com

 

Золотые звуки: архитектура для музыки (фото 6)

Concert Hall,  Германия

В Баварском городке Блайбахе появился оригинальный концертный зал. Его автор Петер Хаймерль придумал опрокинутый бетонный прямоугольник, глухие стены которого выложены камнем. Как памятник, он стоит посреди площади, а слушатели спускаются по лестнице в подземные пространства. Там их встречает отделанное деревом фойе, бар и гардероб. Подземный концертный зал сложен из бетонных блоков, между которыми встроена светодиодная подсветка, имитирующая потоки дневного света. 

urbnet.de

 

Золотые звуки: архитектура для музыки (фото 7)

Darius Milhaud Сonservatory, Франция

Японец Кэнго Кума спроектировал здание консерватории имени Дариуса Мийо. Фасады покрыты алюминиевыми листами. Кэнго Кума, знаток искусства оригами, по всей стене заложил эффектные складки — они дарят фасаду динамику и одновременно служат солнцерезами для окон. Углы Г-образной постройки остеклены. Внутри консерватории расположены 62 класса, 17 репетиционных залов, 2 драматические и 4 балетные студии, концертный зал на 500 мест. В интерьерах щедро использовано дерево — любимый материал Кэнго Кумы, который обеспечивает отличную акустику.

kkaa.co.jp