Поиск

Битва размеров: рейтинг 100 крупнейших яхт 2013 года

Колонка Александра Кулиша

Битва размеров: рейтинг 100 крупнейших яхт 2013 года

Buro 24/7 запускает серию материалов о яхтах, судоверфях, маринах и парусном спорте, подготовленных главным редактором журнала Yachts, совладельцем барбершопа Mr. Right на Патриарших прудах, Александром Кулишом.

"Деньги любят тишину" – эта поговорка вспоминается каждый раз, когда речь заходит о владельцах крупнейших яхт, особенно из России. Последний пример: французское издание журнала Yachts только что опубликовало рейтинг 100 самых больших яхт мира. За последний год в рейтинге появилось восемь новых участниц, три из которых принадлежат неназванным гражданам России, а четвертая, 99-метровая Madame Gu голландской верфи Feadship, по слухам, построена для Андрея Скоча. Слухи эти, впрочем, никто официально не подтверждал, также, как не было официальных подтверждений тому, что яхта Eclipse принадлежит Роману Абрамовичу. Просто почему-то все об этом говорят.

Битва размеров: рейтинг 100 крупнейших яхт 2013 года (фото 1)

99-метровая Madame Gu

Одну из новинок рейтинга, 85-метровую St.Princess Olga голландской верфи Oceanco, проектировал русский дизайнер Игорь Лобанов. Он признался, что не знает имени владельца и не встречался лично даже с его представителем – вся коммуникация происходила через верфь, чтобы уменьшить риск утечки информации.

Причины, по которым владельцы скрывают свои имя, могут быть самые разные: в России они настолько очевидны, что даже не стоит пояснять. Здесь, правда, возникает любопытное противоречие. Нет другой причины, кроме тщеславия, чтобы строить огромные яхты. Любовь к морю, возможность свободно перемещаться, комфорт – эти доводы не работают, когда речь идет о яхтах рейтинга TOP 100. Ведь все это можно получить и на лодках меньшего размера. Обладание гигаяхтой для владельца – прежде всего демонстрация собственного эго друзьям, конкурентам, всему миру. Забавно, что демонстрируя столь заметное эго, они вынуждены оставаться анонимными.

Битва размеров: рейтинг 100 крупнейших яхт 2013 года (фото 2)

 85-метровая St.Princess Olga

Битва размеров: рейтинг 100 крупнейших яхт 2013 года (фото 3)

85-метровая St.Princess Olga
 

Так или иначе, но новейший лидер рейтинга, 180-метровая яхта Azzam, оттеснившая Eclipse на второе место, – идеальная иллюстрация этого парадокса. Это эмоциональный, совсем не поддающийся рациональной логике проект. Яхта строилась на бременской верфи Lürssen под таким покровом тайны, что о ней не знал никто. В прессу не просочилось ни строчки информации.

Мир узнал о ней только год назад, когда ангар, в котором строили Azzam, стал слишком мал –туда не помещался нос яхты. И Azzam должна была перебраться из старого ангара в новый, специально построенный. Именно в этот момент она была впервые запечатлена дежурившими на другом берегу реки Везер папарацци, и мир узнал о том, что в моторном яхтинге появился новый лидер.


Битва размеров: рейтинг 100 крупнейших яхт 2013 года (фото 4)

180-метровая яхта Azzam
 

Было несколько версий о том, кто является заказчиком Azzam, и все они вели на Ближний Восток. По последней информации, это член королевской семьи Абу-Даби, вероятнее всего – резидент ОАЭ, шейх Халифа ибн Зайд аль-Нахайян. Нефтяные деньги – лучшее объяснение появление самой дорогой (не только в строительстве, но и в эксплуатации) и самой непрактичной яхты в мире. 

Надо ли говорить о том, что заказчик средств не считал? Прежде всего это выражается в скорости строительства: три года на постройку и еще один на инженерные работы – такими темпами обычно строят яхты вдвое меньшего размера. Очевидно, что для Azzam потребовались колоссальные человеческие и технические ресурсы. И что в итоге? Шесть палуб, вертолетная площадка, огромные внутренние помещения, включая самый большой яхтенный салон в истории, инженерные чудеса и роскошная отделка – никто и не ждал меньшего. Гораздо интереснее тот факт, что максимальная скорость яхты – 31,5 узлов.

 
Битва размеров: рейтинг 100 крупнейших яхт 2013 года (фото 5)

180-метровая яхта Azzam
 

Это показатель, который характеризует Azzam лучше всего. Скорость суперяхт редко превышает 20 узлов. Проектировать скорость больше – все равно, что бросать в топку купюры: расход топлива увеличивается в разы. Французский Yachts сделал свой прогноз о том, каков будет запас хода Azzam, если она включит двигатели на полную мощность, – порядка 500 миль (расстояние от Канн до Палермо). За это время в топке согрит сумма, на которую можно купить самый роскошный автомобиль. 

Битва размеров: рейтинг 100 крупнейших яхт 2013 года (фото 6)

78-метровая  Стива Джобса Venus
 
Битва размеров: рейтинг 100 крупнейших яхт 2013 года (фото 7)

78-метровая яхта Стива Джобса Venus

Хотя в числе владельцев крупнейших яхт встречаются европейцы и американцы (например, вошедшая в новейший рейтинг 78-метровая Venus, принадлежащая вдове Стива Джобса), гигаяхты – прежде всего порождение нефтяных экономик и философии потребления, отлично сформулированной маркизой Помпадур в фразе "После нас хоть потоп".

Яхты строят, потому что могут себе это позволить, как дорого бы они не обходились. Этот феномен уйдет в прошлое ровно в тот момент, когда закончится нефть, а нынешние чудеса технологий превратятся в доисторических динозавров. Что не мешает нам восхищаться ими сегодня.

Неделю назад в Порто Черво я наблюдал, как из гавани выходила принадлежащая Алишеру Усманову 110-метровая Dilbar. Случайные свидетели этого события готовы были свернуть себе шею, наблюдая за яхтой.

Битва размеров: рейтинг 100 крупнейших яхт 2013 года (фото 8) 
110-метровая яхта Алишера Усманова Dilbar
 

Buro 24/7

24 июля 2013, 17:00

  • Фото: boatinternational
  • Фото: superyachttimes
  • Фото: charterworld
  • Фото: deviant.cyberdeath

Оставьте комментарий

загрузить еще