Поиск

Детективная история Cadillac в шести частях

От "Криминального чтива" до президентских кортежей

Детективная история Cadillac в шести частях
История о том, как Cadillac стал автомобильным символом Америки и сумел покорить сердца сильных мира сего

Автомобили этого бренда стали лейтмотивом целой эпохи и верными спутниками президентов, актеров, гангстеров, представителей «голубых кровей» и даже самого Папы Римского. В фильме Cadillac Records, рассказывающем о музыке в Чикаго 1950-х годов, есть фраза, которая лучше всего описывает статусность этой машины: если у тебя много денег, неважно, кто ты, какой у тебя цвет кожи, ты — человек в «кадиллаке».

Type 51: борт номер один с V-образной «восьмеркой».

Cadillac ведет историю с 1902 года. На этом вводную справку и закончим, чтобы избежать балладных зачинов о том, как американский акцент помешал красивой идее мистера Генри Лиланда назвать свою компанию режущим слух «Кадияк» — в честь Антуана де Кадияка, основателя Детройта. Лучше перенесемся из 1902-го в 1914-й. К этому моменту компания уже второй год ставила на свои машины электрические стартеры (никаких вам заводных ручек). Cadillac выпускает «пятьдесят первый» — лимузин, которому суждено было стать бортом номер один: на Type 51 рассекал волнующиеся толпы электората 28-й президент США Вудро Вильсон. На «пятьдесят первых» впервые начали ставить двигатели V8 с жидкостным охлаждением. Президент Вильсон не изменял Type 51 четыре года. А что же в 1918-м? С конвейера сошел Type 57, и Вильсон ловко пересел в новый кузов. Кстати говоря, предшественник Вильсона, Уильям Тафт, тоже любил прохватить на самоходке. У него в распоряжении был Cadillac Model G 1908 года.

Не слишком углубляясь в выборную гонку, добавим — в 1947-м на Cadillac разъезжал Гарри Трумэн, в 1953-м — Дуайт Эйзенхауэр. Билл Клинтон, Джордж Буш и Барак Обама — тоже пассажиры Cadillac.

Детективная история Cadillac в шести частях (фото 1)

Детективная история Cadillac в шести частях (фото 2)

LaSalle: закладка фирменного стиля Cadillac

Что за бренд без узнаваемых элементов дизайна? Сегодня это кажется таким же естественным, как реклама посреди YouTube-роликов, а во времена изобретения конвейера унификация была превыше всего. Шаг вправо, шаг влево... Но в 1927 году Cadillac получает индивидуальный заказ. Надо понимать, что это не просто первый заказ в истории марки — этот случай считается первым в автомобильной истории США.

За проект берется легендарный дизайнер Харли Эрл — будущий президент General Motors (мы же говорим, Cadillac во всех смыслах президентская машина). Именно во время работы над моделью, впоследствии названной LaSalle («Зал»), Эрл придумывает радиаторную решетку, ставшую фирменной. Уже в январе 1928-го Харли Эрл возглавит Cadillac Art & Colour. До этого момента ни у одной из автомобильных марок не было собственного дизайн-бюро (кстати, в наши дни оно называется дизайн-центром GM).

Детективная история Cadillac в шести частях (фото 3)

Детективная история Cadillac в шести частях (фото 4)

V-16: крутой движок для Аль Капоне

В бутлегерскую эпоху на самых роскошных лимузинах патрулировали свои владения гангстеры. Аль Капоне пересел на Cadillac V-16 в 1930-м. Не мудрствуя лукаво, он поменял один бронированный Cadillac (V-8) на другой, самый дорогой на тот момент, с огромным 7,4-литровым двигателем (16 цилиндров, 165 л. с.). Несмотря на размеры и непомерную, зверскую по тем временам мощь, двигатель был отлично сбалансирован. В машине самого именитого гангстера планеты прекрасно было решительно все: от толстой брони и пятислойных стекол до маленьких бойниц и люка в полу. Хотя нет, один недостаток у этой машины Аль Капоне все же был: не хватало хмурого радиоприемника с веселым джазом. Всего же за 11 лет производства 16-й модели было выпущено 4 076 автомобилей.

Детективная история Cadillac в шести частях (фото 5)

Aerodynamic Coupe и Ghia: от основ аэродинамики к Рите Хэйворт

Отправной точкой по части космического дизайна в Cadillac считают 1933 год, когда для всемирной выставки в Чикаго был специально построен шоу-кар, названный просто и понятно — Aerodynamic Coupe. Характерно, что самый любопытный момент аэродинамического кузова — отсутствие на нем запаски. Настоящий инженерный прорыв — она была замурована в багажнике. Помимо собственных экспериментов в дизайне, Cadillac любил всяческие коллаборации. Он регулярно сотрудничал с Pininfarina и другими именитыми ателье, но одна из наиболее известных совместных работ была создана в партнерстве с легендарным кузовным ателье Carrozzeria Ghia S.p.A. «Кароцерия» взялась за Cadillac 62-й серии и в 1953 году выдала настоящий шедевр. Стараться было для кого: дизайн заказал принц Али Хан для своей жены, голливудской дивы Риты Хэйворт. Известно, что таких машин Cadillac Ghia было выпущено всего две.

Детективная история Cadillac в шести частях (фото 6)Детективная история Cadillac в шести частях (фото 7)

 

Eldorado и de Ville: золотая эра автомобилестроения

50-е и 60-е годы прошлого века — золотая эра не только «кадиллаков», но и автомобилестроения в целом. Технологии уже развиты, а машина по-прежнему роскошь, а не средство передвижения. Никаких пробок, широкие американские улицы и ровные длинные хайвеи — все это способствовало тому, чтобы машины были огромными, тяжелыми, мощными и выглядели как космические корабли, бороздящие Большой театр. (Эксперименты по всевозможной оптимизации, уменьшению массы и расхода топлива начнутся только в 1980-е.)

Детективная история Cadillac в шести частях (фото 8)

General Motors выпускает одну за другой две ключевые модели, определившие направление и имидж марки на десятилетия вперед. Это de Ville (1949 год) и Eldorado (1953 год). На более дорогой модели Eldorado (самой дорогой в линейке Cadillac) впервые в истории появилось панорамное ветровое стекло, радиоприемник с автоматическим поиском сигнала и система автоматической регулировки фар. Кожаная обивка сидений и хромированные многоспицевые колеса — куда без этого. В Eldorado образца 1959 года задние фонари становятся окончательно похожими на хвостовые части ракеты. Дизайнеры чувствуют, что вот-вот человечество прорвется в космос.

Вышедшее в серию купе Cadillac Eldorado (благо, что названием отсылает в мифический золотой город Эльдорадо), становится самым известным купе в мире. Конечно же, тому виной страстная привязанность богемы к машине и сногсшибательный дизайн, ставший знаком этой эпохи. Коллекция «кадиллаков» Элвиса Пресли была просто огромной, именно он ввел моду на de Ville и Eldorado розового цвета. На «кадиллаке» (кстати, тоже розовом) ездил великий чемпион мира по боксу Шугар Рей Робинсон и многие другие. Эти машины появляются чуть ли не в каждом культовом фильме: от Джеймса Бонда (серия «Доктор Но») до «Криминального чтива». Да и в сериалах: от «Безумцев» до «Фарго». Cadillac снимают в клипах Jamiroquai и ZZ Top. Перечислять можно бесконечно, но хватит и одного фильма, где машина играет главную роль, — лента Клинта Иствуда «Розовый "кадиллак"».

Детективная история Cadillac в шести частях (фото 9)Детективная история Cadillac в шести частях (фото 10)

 

Evoq и Escalade: внедорожники и лимузины в наши дни

Машины Cadillac, мягко говоря, долгожители. Например, Eldorado и de Ville сняли с производства только в 2002-м и 2005-м соответственно. В 1999-м Cadillac выпустил первый в своей истории внедорожник — Escalade, который тут же был облюбован звездами хип-хопа (а хип-хоп в нулевые стал тем же, чем рок-н-ролл в 60-е). Кстати, для Папы Римского Cadillac первым выпустил спецверсию DeVille (также известный как папамобиль) с увеличенной колесной базой, специальными дверями и подножками. В том же 1999-м у марки появляется люксовый концепт-родстер Evoq, которым Cadillac вновь задает новые стандарты дизайна. Дизайн машины был назван Art and Science — за прямолинейность во всех смыслах мы и любим новый вид Cadillac. Evoq состоял сплошь из пересечения прямых линий и острых углов. В 2002-м вышел заднеприводный спортседан CTS. Среди появившихся в нулевые кроссоверов (SRX) и родстеров (XLR) флагманом на сегодня остается великан Escalade. Спрос нынче все больше на внедорожники. Но показанные в 2012-м и 2013-м соответственно концепты лимузинов Ciel и Elmiraj выглядят настолько неординарно и визуально притягательно, так сильно вызывают ностальгию по космическим Eldorado, что это дает уверенность в том, что вот-вот наступит новая мода, которая вернет в один ряд с Escalade роскошные безмерные лимузины-кабриолеты, из которых на полную будет играть бешеный джаз нового столетия.

Прочитать все статьи

Buro 24/7

6 июня 2016, 11:00

Оставьте комментарий

загрузить еще