Бохо(-шик): от Французской революции до Chloé Чемены Камали
В последний раз бохо был на пике популярности в 2000-х, когда обувь на танкетке, блузы с вышивкой и бахрому носили Сиенна Миллер, сестры Олсен, Кейт Мосс и Блейк Лайвли. С подачи Чемены Камали, нового креативного директора Chloé, все эти атрибуты из далеких воспоминаний вот-вот перекочуют (если еще не) в современную реальность. Разбираемся, как зародился, продолжался и существует сейчас boho chic и где искать вещи в стиле современных хиппи.
Бохо уходит корнями к Французской революции, вместе с которой завершилось покровительство творцов: искусство в частном порядке поддерживала элита, а художники были ввергнуты в нищету. Но это только одна из версий.
Модель в платье Поля Пуаре
Согласно другой, французское слово bohémien использовали как уничижительное для описания цыган, тогда считавшихся выходцами из Богемии — средневекового королевства, располагавшегося на территории нынешней Чехии. Так или иначе термин отождествляли с кочевым образом жизни, а еще с людьми, отличавшимися от других.
Иллюстрация The New Yorker с платьями Поля Пуаре, 1912
Платье Поля Пуаре
Камиль Коро, La bohémienne rêveuse, 1865-70
Поль Пуаре и модель
Пьер Огюст Ренуар,
La Bohémienne, 1868
В начале прошлого столетия эта инаковость показалась привлекательной слоям общества, которые могли позволить себе заказывать одежду у дизайнеров. Одним из них стал Поль Пуаре, приверженец струящихся и ярких тканей и восточных принтов. Хотя изделия дизайнера могут показаться далекими от бохо, известного современному человеку по образам Сиенны Миллер времен нулевых, именно они на рассвете XX века послужили новым витком развития стиля.
Плакат хиппи
Спустя еще несколько десятилетий расслабленные силуэты, флоральные узоры, клеш, пончо и бахрома приглянулись протестующим с лозунгами «Make love, not war». Они жили в коммунах, вплетали цветы в волосы, путешествовали автостопом, слушали «I Got You Babe» Сонни и Шер, «All You Need Is Love» The Beatles и весь репертуар The Doors. Речь, разумеется, о хиппи.
Переломным моментом стал знаменитый «Вудсток», проходивший с 15 по 18 августа 1969-го на одной из ферм Бетела, штат Нью-Йорк. Событие, объединившее 500 тысяч человек, ознаменовало закат эры хиппи, и бохо пришлось уступить дорогу новым стилевым направлениям.
Джейн Биркин
Шер
Вудсток
Вудсток
Вудсток
Вудсток
Однако фестивали продолжают давать бохо толчки популярности, и в нулевые эстафету принимает «Гластонбери». Фэшн-хедлайнеры Сиенна Миллер и Кейт Мосс приезжают на рок-концерты в графство Сомерсет в громоздких ботинках, оборках, жилетах, с винтажными поясами в монетах и бахромой на куртках. В это же время на Манхэттене тренд на непринужденную, но с излишествами моду поддерживают Мэри-Кейт и Эшли Олсен, одетые в футболки поверх шифоновых платьев, джинсы клеш, босоножки на танкетке и многослойные ожерелья. А еще, конечно, Николь Ричи, скрывающаяся от папарацци с помощью сумки Chloé Paddington.
Все эти вещи теперь ассоциируются с потомком бохо — бохо-шиком, и с 2004 по 2007 год ни в одной столице моды не остается it-girl, которая бы не одевалась в духе хиппи.
Кейт Мосс
Кейт Мосс
Сиенна Миллер
Ханнелоре Кнутц
Сиенна Миллер
Мэри-Кейт и Эшли Олсен
Мэри-Кейт и Эшли Олсен
Chloé, весна-лето 2003
Мэри-Кейт Олсен
Chloé, весна-лето 2006
Chloé, осень-зима 2004
Isabel Marant, весна-лето 2001
Saint Laurent, осень-зима 2004
Как и любой другой, тренд со временем надоел как дизайнерам и звездным стилистам, так и обывателю, но спустя почти 20 лет он переживает третий ренессанс. О возвращении бохо-шика стали говорить два года назад, когда его элементы появились в коллекциях Altuzarra, Alberta Ferretti, Etro, Isabel Marant, Maje и Stella McCartney.
Теперь — после нашумевшего дебюта Чемены Камали в Chloé — любые сомнения отпали: в индустрии поголовно мечтают о полупрозрачной блузе с воланами и даже о парах на деревянной платформе, в которые обули весь фронт-роу. Синхронно, хотя и менее громко, бохо на подиуме представляет Rabanne, Ralph Lauren и Max Mara. Vogue констатирует: игривость бохо-шика стала противоядием от чопорности тихой роскоши.
Сама же Чемена Камали перед первым показом для Chloé в интервью Марку Холгейту комментировала возвращение бохо-шика так: «Думаю, есть тоска по неряшливости, свободе, мягкости и движению. Эта история уходит корнями в 70-е, когда люди хотели освободиться от условностей, традиционного образа жизни и сексуальности. С точки зрения моды в какой-то момент бохо стал избитым и слишком коммерческим, пережил пик, и индустрия устала от него. Но теперь люди снова хотят быть собой, жить, как они живут, — определять собственную жизнь самостоятельно».
Isabel Marant, осень-зима 2024
Ferragamo, весна-лето 2024
Rabanne, осень-зима 2024
Max Mara, круиз 2025
Белла Хадид
Ralph Lauren, весна-лето 2024
Джиджи Хадид
Дейзи Эдгар-Джонс
Эстель Пиго
Chloé, осень-зима 2024
Isabel Marant, осень-зима 2024
Chloé, осень-зима 2024
Чемена Камали
Сиенна Миллер
Интересно, что бохо, в отличие от многих современных тенденций, пришел не из TikTok. Он появился как следствие социальных перемен, обрел новые прочтения с легкой, но умелой руки дизайнеров и стал глотком свежего воздуха. В конце концов, что в 2024-м ощущается безопаснее, мягче и непринужденнее оборки на подоле юбки и замшевой сумки, достаточно большой, чтобы спрятаться в нее целиком?
Бохо-шик у локальных марок
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7