Поиск

Как виртуальное проектирование захватило мир моды

Как виртуальное проектирование захватило мир моды

Дела технологичные

Текст: Богдан Зырянов

У космических платьев Iris van Herpen и беговых кроссовок Nike больше сходств, чем может показаться на первый взгляд. Размышляем о месте 3D-технологий в индустрии моды

Все мы знаем не понаслышке, что именно все более быстрое обновление, которое в наши дни переживает сегмент prêt-à-porter, значит для потребителя: стирается граница между зимними и летними коллекциями, появляются круизные и капсульные, а гиганты fast fashion, такие как Zara и H&M, успевают препарировать платье с подиума, скопировать его и выпустить многомиллионным тиражом, прежде чем закончится показ. В таких условиях у модельеров попросту не остается времени на то, чтобы шить семплы. Тогда им на помощь приходит специальное ПО для 3D-моделирования и PLM — управления жизненным циклом изделия от дизайнерского бюро до конкретного бутика.

На самом деле сумка Lady Dior, лайнер Airbus и банка кока-колы создавались с использованием одной и той же 3D-технологии. 

Раньше дизайнеры модных домов (особенно итальянские сарто-кутюрье — в первую очередь портные и уже во вторую очередь модельеры) обходились двухмерными чертежами. У них есть один существенный недостаток — для каждого ракурса требуется отдельный чертеж, а значит, и отдельный лист бумаги. Теперь же сотни тысяч самых разных компаний в мире используют технологии объемного компьютерного моделирования для проектирования, дизайна и производства объектов любого уровня сложности: от упаковки напитков до новейших самолетов. Причем для их создания используется одно и то же ПО, которое позволяет создавать трехмерные цифровые макеты будущих предметов. Такие решения значительно ускоряют темпы производства (на 75% быстрее, согласно данным компании 3DS) и сокращают прямые издержки на 5—7%. Неудивительно, что производители одежды и обуви всех ценовых категорий спешат перестроить свои производственные процессы в соответствии с новой моделью.

Gucci
Дизайнеры итальянской марки используют единую цифровую платформу ENOVIA для создания разных категорий товаров — от платьев до сумок. Коллекции prêt-à-porter и изделия из кожи теперь проектируются исключительно в 3D, также в компании постепенно начинают аналогичным образом создавать изделия из шелка и украшения с драгоценными камнями. Для совместной работы над изделием дизайнеры дома просто обмениваются виртуальными макетами — совсем как журналисты глянцевых изданий или работники издательских домов.

Как виртуальное проектирование захватило мир моды (фото 1)Как виртуальное проектирование захватило мир моды (фото 2)

Iris van Herpen
Знаменитые творения голландского дизайнера, воплощающего абстрактные идеи в реальные платья, немыслимы без 3D. Металлические нити, фольга, термогель, иголки из плексигласа — какие бы материалы ни использовала Айрис ван Херпен, ее неповторимый футуристичный стиль рождается на пересечении лазерной печати и ручной работы.

Для своей коллекции осень-зима 2015/16 Hacking Infinity Ван Херпен привлекла опыт канадского профессора архитектуры Филипа Бисли. Он первым начал создавать «живые» скульптуры, в которых соединяются компьютерные системы, синтетическая биология и механика. Черные платья из Hacking Infinity служат материальным воплощением фрактальной геометрии и передают новаторское видение художницы.

Как виртуальное проектирование захватило мир моды (фото 3)

 

Chanel
Резиденты дома 31 на парижской Рю Камбон не очень разговорчивы, когда речь заходит о секретах производства, — на наш запрос пресс-служба Chanel ответила категоричным отказом. Впрочем, доказательства того, что старейший французский дом использует 3D-технологии, все же имеются.

Жакет из кутюрной коллекции осень-зима 2015/16, которую показали на парижской неделе моды, становится переосмыслением классической модели 1954 года. Портал 3D Printing Industry сообщает, что как минимум заостренные углы плеч и отделка выполнены с помощью прямого лазерного спекания, — это самый распространенный метод объемной печати. Карл Лагерфельд в интервью AFP проговорился, что «жакет сделан целиком, он не шитый, а литой», что подтверждает догадку.
На видео с показа жакет появляется на отметке 00:20.

United Nude
Мы еще не скоро забудем коллекции молодого авангардного бренда, в которых ноги моделей оборачивала лента Мебиуса, а привычный каблук заменяла ножка кресла. В новой коллекции, представленной на миланской неделе моды, дизайнеры United Nude пообещали в очередной раз переосмыслить обувь (линия так и называется: Reinventing Shoes). В моделях скульптурной формы комбинируются твердые и мягкие материалы: нейлон, резина и полиуретан. Каждая пара обуви была спроектирована в 3D и распечатывалась на протяжении 48 часов.

Ralph Lauren
В апреле 2015 года Ralph Lauren вернулся к дизайну одной из своих самых знаменитых сумок — Ricky Bag. Обновленная версия, спроектированная в 3D, оснащена четырьмя светодиодами, которые автоматически включаются, когда сумка открыта. В нее также встроен аккумулятор — с помощью порта Micro USB телефон, планшет или камеру можно зарядить прямо от сумки. 

В прошлом же году Ralph Lauren представил технологичную рубашку-поло (Polo Tech Shirt). Прототип дебютировал на теннисном турнире US Open 2014 года. В дышащую ткань рубашки вшиты биосенсоры, которые отслеживают движение, измеряют пульс, уровень стресса, физиологическое и даже психическое состояние, — предполагается, что контроль над всем этим способствует более эффективным тренировкам. Результаты можно посмотреть на экране смартфона — рубашка автоматически передает данные мобильному приложению. Кстати, нашумевший 4D-показ Ralph Lauren на прошлогодней неделе моды в Нью-Йорке был создан совместно с компанией-разработчиком, которая помогла воплотить в жизнь эти два амбициозных проекта.

Google x Levi's
Джинсы, которые человеческим языком говорят тебе, что скоро ты не сможешь их нормально застегнуть, если сейчас же не отправишься в спортзал, — похоже, согласитесь, на кошмарный сон. Тем не менее «умный» деним уже создается общими усилиями компаний Google и Levi Strauss & Co., и в перспективе он будет способен на большее. Технология носит название Project Jacquard; так же как и в случае с «умным» поло Ralph Lauren, ее секрет кроется в тончайших электропроводящих нитях, которые пронизывают каждый квадратный сантиметр ткани. Таким образом, микросхемы уменьшаются до размеров заклепки и могут быть совершенно незаметными.

То, какие трюки сможет выполнять жаккардовая ткань нового поколения, зависит от фантазии программистов. Как отмечает руководитель проекта Иван Пупырев (наш бывший соотечественник и выпускник МАИ), структура ткани мало отличается от устройства сенсорных экранов. Поэтому управлять смартфоном, который лежит в кармане «умных» джинсов, скорее всего, мы будем привычными жестами: отправлять входящие звонки на голосовую почту постукиванием по колену, переключать песни горизонтальным свайпом и так далее.
Важно, что с точки зрения портного такая ткань не отличается от обычной. Это значит, что интерактивные возможности получится упаковать в любой силуэт — от «бойфрендов» до брюк-бананов, что мы и увидим осенью 2016 года (тогда смарт-джинсы должны появиться на прилавках).

adidas и Nike
3D-печать и единая PLM-платформа — вот что позволяет двум спортивным гигантам выпускать тысячи новых моделей экипировки в месяц. Компании, которые делают ставку на технологичный подход к спорту и уличной моде, стремятся сохранить детали производства в тайне, однако, как нам удалось узнать, с прошлого года Nike печатает подошву своих кроссовок и футбольных бутс на 3D-принтере. Соответствующие патенты были зарегистрированы в патентном бюро США еще в 2012 году. Такая подошва соединяется с фирменным вязаным верхом Flyknit, который обхватывает ногу как носок.

Главный конкурент компании, немецкий концерн adidas не отстает ни на шаг и также активно внедряет 3D-печать. Новую модель сникеров перед запуском производства в течение одного-двух дней осматривает пара инженеров. Не так давно этим занимались 12 человек на протяжении 4—6 недель.