

T
Архивы YSL, кино и бутик Saint Laurent Babylone: за что мы любим Энтони Ваккарелло
Сегодня, 18 января, Энтони Ваккарелло исполняется 43 года. Бельгийско-итальянский дизайнер начинал карьеру в Fendi, позже запустил собственный бренд и отвечал за линию Versus Versace. С 2016 года возглавляет Saint Laurent, влияние которого за последние несколько лет серьезно укрепилось и за пределами фэшн-индустрии. Шеф-редактор BURO. Ольга Шевченко как фанат французской марки и текущего креативного директора (у них даже есть переписка в запретограме) объясняет, почему Ваккарелло — один из визионеров настоящего и будущего.
Выпустился из La Chambre

Ваккарелло родился в Брюсселе в семье итальянских иммигрантов. После школы по желанию родителей отправился изучать юриспруденци, но спустя год понял, что его душа тяготеет к моде, и в нулевых поступил в La Cambre, чтобы изучать скульптуру, а затем — фэшн. Он признавался, что идея стать дизайнером казалась ему недостижимой, несмотря на внушительную коллекцию работ Хельмута Ньютона, которая была у них дома. «Может быть, потому что я Козерог, я очень практичен», — отшучивался он.
По воспоминаниям, в академии моды его попросили выбрать для изучения одну работу современного дизайнера. И пока одногруппники Ваккарелло метили в Анн Демельмейстер или Хельмута Ланга, будущий креативный директор одного из влиятельнейших французских домов остановился на Томе Форде.

Он особенно гордится своей студенческой диссертацией, которая получила высшую награду на фестивале в Йере в 2006 году, когда Демельмейстер была среди членов жюри. Эта выполненная полностью из кожи коллекция дала возможность в течение двух лет работать в Fendi.
«Когда работаю, я шью одежду по фигуре. Я больше занимаюсь драпировкой и поиском правильной линии. Возможно, потому что наполовину итальянец, наполовину бельгиец, я стремлюсь как к чувственности, так и к контролю и конструкции», — расскажет он в 2012 году Interview Magazine.
Энтони Ваккарелло для Vogue, 2018
Работал
с Карлом Лагерфельдом в Fendi


В римском ателье под руководством самого Кайзера Ваккарелло будет оттачивать мастерство взаимодействия с мехом и спустя три года осознает, насколько важно совместное видение модного бизнеса. И в 2009 году уедет в Париж, чтобы запустить бренд имени себя, а параллельно привлечь к работе партнера и коллегу-дизайнера Арно Мишо. Последний, к слову, до сих пор трудится в команде Энтони в Saint Laurent.

Энтони Ваккарелло для The NY Times, 2017
Побеждал в ANDAM Fashion Award
Трудоспособность, чутье и личный взгляд на моду в 2011 году принесли дизайнеру желанную премию ANDAM — французский аналог CFDA. А на следующий год статус таланта в нем укрепила близкая подруга и муза Аня Рубик (снимается для Saint Laurent по сей день): для бала Met Gala модель выбрала белое атласное платье с разрезом до бедра авторства Ваккарелло.

Энтони Ваккарелло для Harper’s Bazaar, 2017
Основал собственный бренд


Дебютное шоу Anthony Vaccarello станет его высказыванием на тему чувственности, сексуальности и раскрепощенности. Он будет опираться на уже упомянутого Форда и отдавать дать уважения Аззедину Алайе с помощью своих версий облегающих платьев. С первых дней работы Ваккарелло будет уделять особое внимание пошиву и форме, и в 2014-м получит приглашение от Донателлы Версаче возглавить линию Versus Versace.
В апреле 2016 года Ваккарелло, как выяснится потом, покажет финальную коллекцию личного бренда, состоящую по большей части из мини-платьев на шнуровке и корсетных деталей. Зарубежные коллеги назовут это шоу одним из самых посещаемых за всю его историю. Энтони признается, что на волне успеха собственной марки и Versus (на тот момент стремительно расширяющейся линии с новыми магазинами в Нью-Йорке, Лондоне и Париже) как-то в шутку проронил, что единственный дом моды, ради которого остановит свой бренд и с которым ему было бы интересно работать, — это Saint Laurent.
Та же Рубик немного позже в одном из интервью скажет про Ваккарелло: «Похоже, он просто не хочет приспосабливаться к тому времени, в котором мы живем, и превращаться в большую личность. Он знает, что его работа — самая важная часть, и она должна говорить сама за себя».
Anthony Vaccarello, осень-зима 2016
Энтони Ваккарелло и Анна Рубик, 2016
Руководил
линией Versus Versace


В 2015-м Донателла Версаче отдаст в заботливые творческие руки Ваккарелло линию Versus (в интервью 2023 года Энтони будет говорить о любви к Версаче и его уникальной способности объединять моду, музыку и кино в одну вселенную).
Донателле импонировала не только личность молодого дизайнера, но и его любовь к коже, мини, подчеркивающим фигуру платьям, что отзывалось потребностям Versus Versace. После он делился: «С Versus я пытаюсь применить фирменные коды к классическим, узнаваемым предметам одежды, в то время как мой бренд больше похож на ателье, ищущее новый объем, как лаборатория для меня. Я больше, чем когда-либо, интересуюсь традиционными тканями: настоящая шерсть, настоящий кашемир. Если мне когда-нибудь будет нечего с ними делать, полагаю, я перестану заниматься дизайном и скажу: „Нет, спасибо“».
Энтони Ваккарелло и Донателла Версаче, 2015
Занимает пост креативного директора Saint Laurent почти 10 лет


В 2016 году на позицию главного по коллекциям во флагмане портфеля Kering пригласили Энтони Ваккарелло — в следующем году дизайнер отметит 10 лет во французском модном доме, который он очень деликатно и со знанием дела масштабирует.
Свой дебют он показал в сентября того же года и назвал его «работой в процессе». Идею зафиналили локацией — строительной площадкой новой штаб-квартиры марки. В тот вечер версия Saint Laurent by Anthony Vaccarello оказалась неожиданной — вместо очевидного, прямого прочтения дизайнер взял за референс платье с леопардовым принтом из коллекции Ива Сен-Лорана 1982 года.
Энтони Ваккарелло и Франческа Беллеттини для System Magazine
Почти что 10-летнее сотрудничество модного дома и Ваккарелло, очевидно, и связано с тем, что ему нравятся архивы вверенного ему бренда, но он совершенно против прямого цитирования — любит находить в коллекциях Сен-Лорана незначительные детали и превращать их в сильные высказывания. Делясь воспоминаниями о первых минутах в SL, он говорил, что напрочь выбросил из головы жакеты сафари и пальто-кабан. «И тут я задумался: как же мне теперь поступить в стиле Сен-Лорана? И как сделать так, чтобы это отличалось от того, что делали все дизайнеры до меня? Мне хотелось создать что-то, о чем можно было бы мечтать, а не что-то реальное. Когда Сен-Лоран начинал, он шил настоящую одежду. Такая есть везде. Вы одеваетесь так, как он предсказал в 70-х. Я хотел создавать платья, похожие на коллажи, а не на настоящие вещи, которые видел в архиве». Так появились серьги-кисточки, отсылающие к китайской коллекции 1977 года, и каблуки в виде культовых переплетенных между собой букв YSL, придуманных Кассандром в 1961 году.
«Я не волновался, — рассказывал Ваккарелло о звонке, поступившем из Kering. — Может, и стоило, но я не волновался. Я знал, что это будет продолжением, развитием того, что я делал со своим брендом. Мне не пришлось бы делать ничего другого». Хотя и признавался, что немного нервничал из-за встречи с Берже, который утвердительно кивал во время его дебюта.
Переписывает архивы Ива Сен-Лорана с большим пиететом к дизайнеру-основателю


Ваккарелло называет Saint Laurent самым парижским брендом, глядя на который тут же задумываешься о столице Франции, Катрин Денев и других удивительных женщинах, которых Сен-Лоран одевал. К слову, с Денев Энтони подружился сразу же, но ему потребовалось чуть больше времени, чтобы сблизиться с другой музой и другом месье — Бетти Катру (дизайнер делится, что в ее соблазнении помог Пьер Берже).

Saint Laurent, весна-лето 2017
Энтони Ваккарелло и Франческа Беллеттини для System Magazine
Saint Laurent, весна-лето 2018
Катру, Денев, Лулу де ла Фалез, Палома Пикассо, Зизи Жанмер, Бьянка Джаггер — женщины, которые не просто вдохновляли (и сами вдохновлялись) Сен-Лорана. Они были и есть олицетворение женщины Saint Laurent (с Yves или без него). Впрочем, Ваккарелло никогда не довольствуется малым, что, безусловно, роднит его с Ивом. И пусть последний говорил, что мужчины его не воодушевляли, у Энтони на этот счет есть своя версия: «Вы, вероятно, никогда не увидите этого напрямую в моих работах, но я всегда начинаю с мужского силуэта, прежде чем приступить к созданию коллекции. Мужская одежда действительно важна для меня, но иногда для женщины она важнее, чем для самого мужчины. Что, конечно, очень в стиле Сен-Лорана».

Saint Laurent, осень-зима 2019

В его весенне-летней коллекции 2020 видим коктейльные платья в лучших традициях Ива конца 80-х — с драпировкой и вырезом по бедру; новые версии бушлата, который Ив показал в 1962 году на дебютном шоу; разноцветные шубы, которые могла бы с легкостью носить все та же Палома Пикассо и которые запросто могли бы статью частью Scandal Collection 1971 года. В этом же сезоне Ваккарелло шел ва-банк и кроил из латекса блузы с бантами, узкие юбки и подчеркивающие длину и худобу ног моделей легинсы. Он знал, как привнести в SL себя и как заговорить о женщине французского дома, ее характере и желаниях на новом языке.
Saint Laurent, осень-зима 2020

Saint Laurent, осень-зима 2022
Держа в голове все ту же мысль — о создании сен-лорановской атмосферы и ощущений от пребывания в ней, — в осенне-зимней коллекции 2022 Ваккарелло надевает длинные шубы и плечистые пальто в стиле Бетти Катру на голое тело, выводит на подиум узкие монохромные платья в пол, «забивая» руки моделей многочисленными браслетами (по заветам Лулу де ла Фалез), и переписывает на собственный лад работу с кружевом, которое также горячо любил месье. На шоу осень-зима 2023 по подиуму идут современные деловые женщины в образцово-показательных костюмах-двойках с линией плеча в 40 сантиметров. Ваккарелло говорит, что еще никогда не работал с такой шириной.


Saint Laurent, осень-зима 2023
Saint Laurent, menswear, весна-лето 2023
В коллекции весна-лето 2024 он показывает свою версию сирен с Миссисипи, отдавая дань уважения safari jacket и наделяя ее (сирену) еще большей свободой. В том числе свободой выбора: она носит комбинезоны, брюки карго в паре с шелковой майкой, юбки-карандаши и полностью прозрачные гольфы в тандеме с опять-таки массивными украшениями, укороченными перчатками и кожаными шлемами авиаторов.






Saint Laurent, осень-зима 2024
Saint Laurent, весна-лето 2024
Saint Laurent, весна-лето 2025
«Моя работа заключается не только в том, чтобы создавать что-то реалистичное», — скажет Ваккарелло после показа итерации transparency-коллекции, которую он и его команда буквально сделают из капрона. Дизайнер в очередной раз продемонстрирует не только блестящее знание архивов (речь о первой прозрачной коллекции Сен-Лорана 1968 года), но и понимание того, как наследие величайшего кутюрье может жить в гардеробе женщины XXI века.
Мужское шоу весна-лето 2021 он проведет в пустыне, недалеко от Марракеша — месте силы Ива, а на показе осень-зима 2024 покажет стиль молодого Сен-Лорана. В первую очередь с помощью отлично сидящих костюмов расслабленного силуэта с двубортными и однобортными жакетами. Последние мигрируют в весенне-летнюю коллекцию 2025. Здесь ваккарелловские power-suit (привет, Бетти) будут выгуливать с тренчами на уверенные пару размеров больше и кожаными бомберами, а бохо-платья, вдохновленные де ла Фалез и Марокко, украсят массивными бусами в несколько рядов (так Энтони напомнит о коллекции берберских украшений, которую собирал Пьер Берже). Отдаст должное креативный директор и le smoking 1966 года — визитной карточке Сен-Лорана и, по сути, его оде маскулинности, помноженной на феминность. А следом — объединит в нескольких образах индийскую и китайскую коллекции и кружево. Так получатся многослойные мини-юбки и гипюровые топы с открытой спиной в комплекте с плечистыми (очень плечистыми) жаккардовыми жакетами.

Saint Laurent, menswear, весна-лето 2025

Отдает дань уважения наследию
на улице Бабилон в Париже
В феврале 2024 года Ваккарелло расширит сферу своего влияния и откроет Saint Laurent Babylone — магазин, полностью посвященный искусству, книгам и культуре. Локацией не случайно (впрочем, Энтони ничего не делает просто так) выберут улицу Гренель в 7-м округе Парижа, а название будет отсылать к связи Сен-Лорана и Берже с районом Севр-Бабилон (в 1970 году пара переехала в дом 55 на улице Бабилон). Ваккарелло превратит пространство в свежую версию легендарного бутика готовой одежды Rive Gauche, который Сен-Лоран открыл в 1966 году и который позже обосновался в этом же районе.



Магазин
SAINT LAURENT BABYLONE
Сегодня здесь — впечатляющая коллекция книг, гравюр и пластинок, которую Ваккарелло отбирает лично, проводятся мастер-классы, лекции, автограф-сессии. Сюда идут не только за архивами, но и за свежими изданиями, выпущенными под Saint Laurent Rive Droite Editions, и интерьерными вещицами бренда.
Воспевает любовь к кино с помощью Saint Laurent Productions


Весной 2023 года креативный директор анонсировал запуск полноценной дочерней компании, которая будет заниматься производством авторского кино. Saint Laurent Productions, по словам дизайнера, родился абсолютно органично, так как Энтони снимал проморолики и мини-фильмы к выходу коллекций с Бретом Истоном Эллисом, а затем с Гаспаром Ноэ. Плюс он всегда хотел подчеркнуть любовь Сен-Лорана к киноиндустрии (кутюрье создал костюмы для не нуждающихся в представлении «Спящей красавицы» и «Сирены с Миссисипи», а также неочевидного Subway 1985). Энтони уверен: кино — такая же сильная страсть Франции, как и мода. Он планирует давать «такую финансовую поддержку, которая позволила бы режиссерам снимать те картины, которые они действительно хотят снимать».
Постер к фильму «Спортивная жизнь», 2020
Энтони, будучи студентом La Cambre, любил ленты Пьера Паоло Пазолини и Райнера Вернера Фассбиндера. Ему нравилась их странность. Дизайнер отмечает, что его привлекает не просто создание костюмов для фильмов, а именно само кинопроизводство. Собственно, поэтому Saint Laurent Productions и возник. «Когда я начинал в Saint Laurent, мне всегда хотелось, чтобы мои коллекции были запечатлены мастером, примерно так же, как коллекции Saint Laurent сфотографированы Хельмутом Ньютоном (...) Сначала я работал над небольшими картинами, скорее, отрывками продолжительностью четыре-пять минут. Потом встретил Гаспара Ноэ, и мы очень сблизились — начали с небольшого видеоклипа, а затем сняли первый короткометражный фильм „Вечный свет“, который отправился в Канны [в 2019 году]. Когда думаю о своей карьере в Saint Laurent, это одно из лучших воспоминаний, потому что ленту выбрали для показа в 10 часов вечера, а когда я был ребенком, всегда смотрел фестиваль с мамой — и все те вещи, которые были в 10 вечера или полночь».
После громкой премьеры Ваккарелло задумался о работе с восхищающими его режиссерами. Например, Педро Альмодоваром. «Он был для меня как крестный отец. Все прошло очень хорошо, и мы подумали: „Давайте продолжим воплощать мечту в жизнь“».



Постер к фильму «Эмилия Перез», 2024
Постер к фильму «Странный образ жизни», 2023
Постер к фильму «Партенопа», 2024
Первыми крупными проектами студии стали «Странный образ жизни» Педро Альмодовара, «Саван» Дэвида Кроненберга и «Партенопа» Паоло Соррентино. Все режиссеры, по словам креативного директора, который также отвечал за костюмы в лентах, «сделали Ваккарелло тем, кто он есть сегодня».
«Для меня это скорее похоже на то, что эгоистичный ребенок теперь может встречаться и работать с людьми, которыми я восхищался в 1990-х».
Отвечает за всю визуальную составляющую Saint Laurent


С момента назначения Ваккарелло подтвердил свое четкое и всестороннее видение Saint Laurent: его женские и мужские коллекции тут же разлетаются на хиты и тренды; показы вирусятся в Сети неделями и месяцами; фильмы под Saint Laurent Productions берут Канны; он работает с культовыми режиссерами и фотографами современности, снимая с ними мини-фильмы и кампейны и сажая на показы самых желанных селебрити прошлого и настоящего.
Saint Laurent, весна-лето 2025
Он находит продолжение творческой мысли в направлении Saint Laurent Rive Droite посредством эксклюзивных изданий, винтажа, музыки, фотографий и выставок. К слову, Rive Droite переводится как «правый берег» и отсылает к уже упомянутому бутику готовой одежды Rive Gauche. А еще — из сезона в сезон сотрудничает с французским композитором SebastiAn (саундтреки к шоу, всегда затяжные, тягучие и максимально цепляющие, есть в Apple Music).
СЕО всея Kering и бывший руководитель Saint Laurent Франческа Беллеттини самым большим недостатком Ваккарелло называет его невозможность остановиться — он постоянно работает. Она также добавляет, что сегодня креативный директор просто обязан иметь целостное видение бренда, думать о мерчандайзинге больше, чем когда-либо, и отвечать за все составляющие: магазины, коллекции, коммуникацию, картинку. И, по ее словам, у Энтони все с многозадачностью в порядке. И, несмотря на экономическую нестабильность в мире, марка продолжает держаться в топе портфеля Kering (операционная прибыль в первом полугодии 2024 года составила 316 миллионов евро).


Энтони Ваккарелло, Катрин Денев и Бетти Катру для The NY Times Style Magazine, 2021
Студия Энтони Ваккарелло



Фото маркетинговой инициативы в Saint Laurent Rive Droite по случаю дня Всех влюбленных, 2021 год
Фудтрак Saint Laurent Rive Droite, 2019
Единственное, в чем Ваккарелло еще себя не пробовал, — кутюр. Но и по этому поводу ему есть что сказать: «Очевидно, здесь (в кутюре) очень сложно заниматься модой, потому что это было так связано с самим Ивом Сен-Лораном. Конечно, я хочу это сделать, но хочу сделать хорошо, и я должен чувствовать, что сейчас подходящий момент, чтобы расширить бренд в этом направлении. Как, например, в случае с мужской линией. Для меня кутюр — это то, что я уже делаю в ready-to-wear, в том, как создаются некоторые вещи».
Рекламная кампания Saint Laurent, весна-лето 2025