Поиск

Кто делает агендерную моду в России — и кто ее покупает

Кто делает агендерную моду в России — и кто ее покупает

Текст: Светлана Падерина

T

Идея общего, или как принято говорить, гендерно-флюидного гардероба — не то чтобы новость сегодняшнего дня.
Но для российской индустрия вещи без привязки к полу — относительно новая концепция. Разбираемся, какие марки продвигают агендерную моду в России — и как им сегодня живется.

Идею общего гардероба сегодня мы рассматриваем под иным углом: не как часть стиля нигилистических субкультур и не как смену имиджа артистов. Даже не как банальное стремление к удобству, подарившее женщинам прошлого века многие предметы мужской одежды. Причины тенденции фундаментальны, хоть и почти неосязаемы. Молодые люди нового века выступают за отмену гендерных стереотипов, и в этом есть чувствуется общая социальная рефлексия: что можно считать истинным и естественным, а что — навязанным и надуманным? Переосмысление канонов случилось именно в диджитал-эпоху.

Кто делает агендерную моду в России — и кто ее покупает (фото 1)

Стало доступно максимальное количество информации, в том числе пола и гендера — это раз. И два — само присутствие новой виртуальной реальности поставило под сомнения все, что существует в реальности физической.

Math Studios FW 19/20

Пока что кажется, что эта волна поднимается за пределами России — в прогрессивных странах, где имеются открытые возможности осмыслить взаимоотношения с собственным телом и собственным полом, и самое главное — получить понимание и поддержку. Кажется, что в России общество, с одной стороны, консервативно, с другой — всегда обладало и обладает силой авангардных коммьюнити с людьми, молниеносно реагирующими на изменения в шаблонах мышления. Да и новое поколение — миллениалы и постмиллениалы — не против пойти наперекор общественным стандартам, если они не видят в этих стандартах ничего разумного.

Кто делает агендерную моду в России — и кто ее покупает (фото 2)

Math Studios FW 19/20

Предлагать агендерную моду в России не так-то просто — многие люди одеваются согласно готовым шаблонам. Девушки открыты к экспериментам с одеждой больше, чем парни, поэтому они чаще покупают вещи внегендерной направленности. Дизайнер марки Math Studios Илькин Бахшиев замечает, что изначально его одежда адресована мужчинам, и до сих пор в профайле Math Studios значится «мужской бренд». Но реальность вносит свои коррективы в позиционирование.

«80 процентов нашей аудитории — девушки, которые покупают вещи как себе, так и бойфренду. И даже часто носят их совместно: сегодня я, завтра ты, — рассказывает Илькин. — Просто в женском варианте наш плащ может быть объемным, а в мужском — сидеть по фигуре. И если обратить внимание на наши показы, то лица моделей не случайно закрыты: я не хочу, чтобы вещи Math Studios ассоциировались с каким-то конкретным типажом».

Кто делает агендерную моду в России — и кто ее покупает (фото 3)
Кто делает агендерную моду в России — и кто ее покупает (фото 4)

Odor SS 20

Автор артистичной марки ODOR и участник проекта «Подиум» Никита Калмыков говорит, что тоже задумывал бренд исключительно для мужчин, но сегодня вещи покупают в равной степени мужчины и женщины:

«Наш покупатель-мужчина хорошо умеет стилизовать, сочетать одежду диаметрально противоположных брендов, для него важны детали, материалы. Женщина же трактует вещи более романтично, и в своём образе подчеркивает скорее эту сторону моего дизайна. Для меня лично интереснее первый вариант — лучшие стилевые моменты рождаются на контрасте и в экспериментах. Также важно отметить, что на Неделе моды в Париже марка вызывает больший интерес у мужчин, а в Москве — у женщин».

Примером абсолютного унисекса в современной одежде можно считать разве что streetwear — здесь сформированы определённые каноны, на которых марки основывают свои коллекции. Уличная одежда развивается под влиянием технологий и спортивных увлечений, и девушки часто переключаются на нее, когда хотят получить абсолютное удобство и функциональность. Но это, опять же, не примета нынешнего времени, а «общее место» всей актуальной моды. Интересно, что маркетплейс известного проекта Faces & Laces, продвигающего уличную моду в России, разделяет вещи на сайте на мужские и женские — что в сложившейся ситуации парадоксально. Каталогизировать стрит-коллекции можно, опираясь разве что на линейку размеров — да и она часто существенно ограничена.

Кто делает агендерную моду в России — и кто ее покупает (фото 5)

Петербургская мономарка Vatnique выпускает свою куртку всего в двух размерах.

«Иногда выбор клиента нужно сознательно ограничивать, в том числе „мужской“ или „женской“ стороной застёжки, — комментирует автор марки Кирилл Ступченко. — 
У нас унифицированная посадка оверсайз, не требующая размерного ряда».

Правда, если следить за трансформацией уличного стиля, можно заметить, что он становится всё более разнообразным и ироничным, а просто толстовка уже не так интересна, как толстовка, созданная в коллаборации с художниками. Словно в подтверждение этих слов марка Chipoodl, основанная актером Иваном Макаревичем и специализирующаяся на лаконичной, спортивного типа одежде, представила капсулу рубашек в стиле 1970-х со смешными принтами. Собственно, принты, вышивки и нестандартная палитра, оказываясь в рамках функциональной, в том числе «конвенционально мужской» одежды, позволяют повседневной моде эволюционировать — но полностью артистичный стиль, привычный какому-нибудь итальянцу, пока еще далек от российских мужчин.

Кто делает агендерную моду в России — и кто ее покупает (фото 6)

Дизайнер петербургского бренда M_U_R Аня Дружинина время от времени фотографирует свои наивно-романтические вещи на мужчинах-моделях, и эти образы выглядят естественно. В них много силы и красоты, но в отечественных реалиях все еще трудно представить что-то подобное за пределами фотокадров.

Кто делает агендерную моду в России — и кто ее покупает (фото 7)
Кто делает агендерную моду в России — и кто ее покупает (фото 8)

«Воспитываясь в патриархальной русской культуре, где мужчины „должны быть мужчинами“, а женщины часто сексуализированы, я всегда хотел отбросить эти правила и предпочитал одежду без гендерных стереотипов, — рассуждает дизайнер агендерной марки The Lght Павел Андреев. — Я замечаю, что у нас молодые мужчины смотрят на одежду как на статус, как на возможность показать, что они могут себе позволить Balenciaga, Gucci, Tom Ford».

Кто делает агендерную моду в России — и кто ее покупает (фото 9)

Эстетские коллекции The Lght основаны на переработке классики и создании универсального продукта:

«Я разрабатываю изделия и проверяю их сразу на двух моделях — девочке и мальчике. Когда я спрашиваю, какая форма для них самая комфортная, то всегда выигрывает мужская конструкция. А дизайн самих вещей может быть любым, от радикального до минимализма».

Кто делает агендерную моду в России — и кто ее покупает (фото 10)
Кто делает агендерную моду в России — и кто ее покупает (фото 11)

The Lght

«Мы — мужской бренд чувственной одежды, какую очень непросто найти, -рассказывают дизайнеры марки Nashe Тимур Катков и Оля Челяпова. — Нам кажется неуместным делить одежду по половому признаку, поскольку это будет заведомо означать что мы делим чувственность. Это противоречит нашей гендерно-флюидной концепции».

Кто делает агендерную моду в России — и кто ее покупает (фото 12)

Nashe FW 20

При этом они отмечают, что для них концептуально важно презентовать коллекции на мужчинах, что само по себе способствует расширению палитры мужских образов в отечественной моде.

На вопрос, готовы ли молодые мужчины в России носить более разнообразную и артистичную одежду, ребята честно отвечают:

«Все меняется очень быстро, но все по-прежнему непросто. И дело даже не в готовности мужчин носить такую одежду, а в обществе, в котором мы существуем каждый день».

Кто делает агендерную моду в России — и кто ее покупает (фото 13)
Кто делает агендерную моду в России — и кто ее покупает (фото 14)

Nashe FW 20

«Мы живем в мире, где не имеет значения, какого вы пола, — противоречит Павел Андреев. — Единственное, что имеет значение, это истинное понимание вашего внутреннего мира, вашей энергии и вашей эстетики».


false
767
1300
true
true
{"width":1000,"column_width":69,"columns_n":12,"gutter":15,"line":20}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}