Поиск

Откуда Раф Симонс, Алессандро Микеле и Демна Гвасалия берут свои громкие идеи

Откуда Раф Симонс, Алессандро Микеле и Демна Гвасалия берут свои громкие идеи

Кто и когда первым придумал кириллицу, гамаши и брендированный скотч

Текст: Ирина Дубина

Фоторедактор: Нина Расюк
Фото: Nathalie Lagneau/Catwalking / Karl Prouse/Catwalking / gettyimages.com / rafsimons.com

Найти в работах современных дизайнеров пересечения с коллекциями давно минувших лет проще, чем может показаться. Что мы и сделали, вспомнив пять актуальных трендов последних сезонов, которые на самом деле уже когда-то существовали.

Кириллица

Сегодня вещи с написанными на кириллице словами, порой совершенно не имеющими смысла, выпускают все, кому не лень, — от хайпбистов вроде Heron Preston до масс-маркет-гигантов H&M и Zara. Смысл фразы не столь важен — это может быть хоть лаконичное «Стиль», хоть бессвязный набор букв, как в коллекции KTZ осень-зима 2012. Родоначальниками жанра принято считать Гошу Рубчинского («Готов к труду и обороне», «Рассвет не за горами») и Демну Гвасалию (худи Vetements в надписью «Земфира»), но вообще-то использовать кириллицу в качестве стилистического приема придумали не вчера. Первой вспоминается коллекция Жан-Поля Готье осень-зима 1986/1987, которую дизайнер посвятил СССР. Готье вдохновлялся работами советских конструктивистов, в частности творчеством Александра Родченко. Юбки, свитера и платья с ироничные надписями «Гольтье», «Жан» и загадочным «Ольтьг» — все это существовало задолго до современных охотников за хайпом. Кстати, позже кириллица встречалась и у Йоджи Ямамото в конце 1990-х, и у все того же Готье в юбилейной коллекции весна-лето 2007.

Откуда Раф Симонс, Алессандро Микеле и Демна Гвасалия берут свои громкие идеи (фото 1)

Сапоги-чулки

Сапоги-гамаши Balenciaga появились в коллекции бренда в сезоне весна-лето 2017 и моментально вызвали жуткий ажиотаж. Но записывать Демну Гвасалию в визонеры моды рано. Задолго до его рождения в 1948 году Герберт Левайн вместе со своей женой Бет основали компанию, которая специализировалась на пошиве обуви, и сумели возвести в ранг высокой моды и другую обувь помимо аккуратных туфелек на каблуке. Они придумали ноу-хау — сапоги-чулки. Впервые Левайны предложили такую необычную модель в 1950-х, в 1953 году выпустили ботфорты, словно обтянутые сетчатыми колготками (в 2002 году похожие создаст Хельмут Ланг), а в 1965-м сделали несколько моделей по спецзаказу Dior и придумали те самые сапоги-гамаши, которыми теперь так ловко вдохновляется Гвасалия и компания.

 

 

 

Слиперы с мехом

Трудно сосчитать, сколько раз Алессандро Микеле удавалось вызвать резонанс своими провокационными коллекциями. Один из самых запоминающихся примеров — меховые слиперы сезона осень-зима 2015/2016, которые сравнивали то с натянутыми на ноги длинношерстными кроликами, то с прической Дональда Трампа. Аналитики моды проводили параллели с меховыми тапками Celine, которые бренд выпустил за пару лет до того, а вот о более ранних совпадениях почти никто не вспомнил. Они тем временем существовали — к примеру, обтянутые мехом слипперы Alberta Ferretti образца 1999 года.

 

 

 

Клейкая лента в качестве декора

На прошлой неделе стало известно, что отныне любой желающий может купить себе клейкую ленту от Рафа Симонса с надписями «RSYP Youth Project» и «Walk With Me», чтобы повторить образы с показа дизайнера осень-зима 2017/2018. Цена — 200 долларов. Можно предположить, что разойдется она так же быстро, как коллаборация Louis Vuitton x Supreme. И, хотя в дизайнерском таланте Симонса сомневаться не приходится, в этом случае мы бы не спешили записывать его в абсолютные инноваторы. Некоторые луки из коллекции Raf Simons, где в качестве декоративного элемента использовалась клейкая лента, подозрительно напоминают показ D&G осень-зима 2003/2004. Дизайнерский дуэт остроумно кастомизировал обычную светоотражающую ленту логотипами бренда и налепил ее на топы-бандо, брюки, пальто и мини-юбки (последние, кстати, можно и сейчас отыскать на просторах eBay и Etsy. Впрочем, на то, чтобы выпустить брендированную ленту отдельно и продавать ее за пару сотен долларов, у ребят находчивости не хватило — а зря.

Откуда Раф Симонс, Алессандро Микеле и Демна Гвасалия берут свои громкие идеи (фото 2)

Туфли — роликовые коньки

В начале августа в продажу поступили туфли-ролики Saint Laurent авторства нового креативного директора дома Энтони Ваккарелло — по цене около двух тысяч долларов за пару. Как передвигаться на такой обуви без вреда здоровью — большой вопрос, но кого это волнует, если можно всего лишь одним релизом создать неплохой buzz вокруг бренда? Одни говорили об абсурдности затеи, другие записывалисьв лист ожидания, чтобы заполучить артефакт, —одним словом, вау-эффект сработал. И тут самое время сказать, что туфли-ролики Saint Laurent — не более чем калька с идеи 30-летней давности. В 1982 году художник-футурист Филип Гарнер выпустил фотоальбом «Каталог лучшей жизни — 69 абсолютно необходимых вещей для выживания в современном мире». На обложке издания красовалась одна из таких вещей — гибрид туфель и роликовых коньков, которые придумал сам Гарнер, чтобы женщины «могли оставаться элегантными, занимаясь любимым видом спорта». Поражает, насколько точно модель Saint Laurent повторяет работу Гарнера, вплоть до расположения колесиков. Забыли заповедь «Кради как художник».

Откуда Раф Симонс, Алессандро Микеле и Демна Гвасалия берут свои громкие идеи (фото 3)