Поиск

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко
ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко

Текст: Татьяна Решетник

Балансировать на грани дозволенного — одно из любимых занятий дизайнеров. Заигрывание с религией, эпатаж и провокации, громкие высказывания и странный юмор — все это помогает подогревать интерес к фэшн-индустрии как к части шоу-бизнеса. Однако порой сама мода бывает слишком модной (или немодной). BURO. вспомнил такие случаи, а некоторые из них прокомментировала Чума Вечеринка — ведущая реалити-шоу «Ряженые» в «Яндекс. Дзене», где она осматривает и комментирует луки участников проекта, а здесь она разберет дизайнеров и модников более крупного калибра.

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 1)

Реалити-шоу «Ряженые» — онлайн-проект Яндекс.Дзена и ведущей ютуб-шоу «Луи Вагон» Чумы Вечеринки. Восемь недель подряд двенадцать участников программы выполняли каверзные задания и публиковали результаты в своих блогах в Дзене. Им пришлось выискивать в масс-маркете копии дорогих брендов, устраивать разбор гардероба друзей и готовить мудборды для съемок. Тому, кто продержится до конца, достанется уйма бонусных показов, 100 000 рублей и слава победителя проекта. Кто окажется самым модным, узнаем через неделю!

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 2)

Хасиды против Готье

Работая над осенне-зимней коллекцией Chic Rabbis в 1993 году, Жан-Поль Готье вдохновлялся бытом и традиционными нарядами евреев-ортодоксов. По подиуму вышагивали модели в полностью скрывающих фигуру черных пальто, а их прически имитировали пейсы. На головы моделей дизайнер водрузил объемные меховые шляпы в духе штраймлов — головных уборов хасидов, которые они надевают только в особо торжественных случаях. Дизайнер так проникся темой, что даже на пригласительных билетах на шоу часть текста дублировалась на иврите. Ортодоксов среди гостей показа, правда, замечено не было. Больше всего возмущения у хасидов вызвало то, что традиционные мужские костюмы на подиуме демонстрировали модели-женщины.

 

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 3)

«Як же замечательны дизайнерские качели: от квир-эстетики до евреев-ортодоксов и обратно. Хайп роскошный: взбудоражил и ну себе дальше пошел пилить».

 

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 4)

Непочтение Маккуина к Иисусу

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 5)
Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 6)

Задолго до того, как Met Gala превратился в торжество самых отчаянных нарядов и пространство для экспериментов с религиозной модой (вспомним церемонию 2018 года, темой которой стали «Божественные тела»), Александр Маккуин разместил образ Иисуса на одном из пиджаков в осенней коллекции 1997 года. Непочтительное обращение британского дизайнера с героем Писания не помешало модным критикам назвать коллекцию, созданную Маккуином под впечатлением от фантастического романа Уэллса «Остров доктора Моро», одной из лучших в его карьере.

 

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 7)

Беда лебедя на груди Бьорк

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 8)
Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 9)

Красная дорожка помнит сотни эффектных нарядов, но переплюнуть певицу Бьорк, которая пришла на «Оскар» в 2001 году в платье-лебеде, пока не удалось никому. Наряд для экстравагантной исландки создал македонский дизайнер Марьян Пежоски. Его работа моментально превратилась в мем и после церемонии попала в музей современного искусства Нью-Йорка. Правда, самой Бьорк лебедя вокруг шеи было мало, поэтому певица пришла на вручение «Оскара» с запасом страусиных яиц. Одно за другим она «снесла» их на красной дорожке, а охранникам пришлось второпях подбирать их, чтобы гости церемонии не спотыкались. Пежоски после оглушительного успеха платья-лебедя основал вместе с диджеем Саско Безовски бренд Kokon To Zai (KTZ).

 

 

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 10)

«Переплевков за историю «Оскара» кстати встретим не мало. В их загоне чилит и Вупи Голдберг в костюме Джокера и Гага в перчатках для мытья посуды. Беда лебедя на груди Бьорк была в его вялом клювике, из-за которого появились даже обвинения в мертвости нерожденного, но главное здесь, чтоб мертвость не случилась с брендом лебедного создателя».

 

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 11)

Розовые, голубые, плюшевые, твои

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 12)
Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 13)

В нулевые розовые и голубые плюшевые костюмы были повсюду. Популярностью марка Juicy Couture обязана Мадонне: певица первой оценила удобство спорткостюма и даже заказала собственную именную модель с надписью на спине. Ее примеру последовали многие знаменитости от Пэрис Хилтон и Ким Кардашиан (да, сейчас в это сложно поверить!) до Дженнифер Энистон и Линдси Лохан. Но дальше всех пошла Бритни Спирс — на их с Кевином Федерлайном свадьбе все гости были одеты в плюшевые костюмы с надписями «The Maids» (для подружек невесты) и «Pimp Daddy» (для мужчин).

 

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 14)

Бруно против всех

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 15)
Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 16)

Актер Саша Барон Коэн на Неделе моды в Милане перевоплотился в своего героя из фильма «Бруно» — австрийского тележурналиста, который снимает репортажи о моде и знаменитостях. Но не слишком удачно! Тогда британскому комику почти удалось сорвать показ испанского дизайнера Агаты Руис-де-ла-Прада: Коэн выбежал на сцену и начал передразнивать моделей, демонстрируя пьяную походку и нелепые движения. Актера увела с подиума охрана, пригрозив арестом. На следующий день артист и его съемочная команда попыталась сорвать еще несколько шоу других дизайнеров, и Барон Коэна перестали пускать на показы.

 

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 17)

Мясное платье с запахом

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 18)
Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 19)

На церемонию музыкальных наград MTV Video Music Awards в 2010 году Леди Гага пришла в мясном платье. К нему прилагалась мясная шляпка, туфли и клатч — все предметы на самом деле были сделаны из красного мяса. Наряд был придуман и создан дизайнером Франком Фернандесом и стилистом Никола Формикетти, а материал для него был из лавки, где закупается вся семья Фернандеса. Пока зоозащитники возмущались выбором Гаги, окружающих больше всего интересовало, тяжело ли в мясном платье и пахнет ли оно, а Шер даже отважилась потрогать наряд. Кроме мясного платья в гардеробе артистки было мясное бикини — в нем Леди Гага снималась для обложки японского Vogue.

 

 

 

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 20)

«Для музеев будут завялены десятки костюмов Гаги, но соль не в них, а в Николе Формикетти — вот кого необходимо страстно гуглить: его проекты для Гаги, сотрудничества с домами, брендами от люкса до масс-маркета. У кого-то из участников «Ряженых» образ Николы, возможно, расположен на прикроватном столике. Сын японской стюардессы и итальянского пилота стал одним из главных фэшн-художников мира и разрушил моду своими новыми постройками».

 

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 21)

Сотни пугающих отверстий

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 22)
Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 23)

Голландский дизайнер Айрис ван Херпен всегда умела удивить: ее показы больше напоминают иммерсивный театр, а вещи поражают сложным кроем и обилием кропотливой ручной работы. Но в 2013 году, спустя два года после дебютного показа на Парижской неделе моды, голландка представила коллекцию, которая буквально свела с ума трипофобов (людей с боязнью кластерных отверстий). Одно из платьев полностью состояло из двухцветных выпуклых бусин, которые создавали неровный рельеф со множеством впадин. Оно, как и остальные предметы в коллекции, было сделано с использованием 3D-принтера, но даже высокие технологии не могли заставить зрителей развидеть сотни пугающих отверстий.

 

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 24)

«Одно из самых удачных применений 3D-принтера, которого уже замучили дезигнеры. Игра на психике здесь замечательна. Лично я в половине нарядов вижу чисто снежинки из бумаги, которые мы все в детстве вырезали для окон на празднички, не снимая со стекол в течение нескольких лет, пока снежинки не сваливались естественным путём».

 

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 25)

25 килограммов отличной яичницы

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 26)

Рианна никогда не боялась посмеяться над собой: в 2015 году певица пришла на церемонию Met Gala (темой вечера тогда был Китай) в желтом платье с огромным шлейфом, отороченном мехом. Он тянулся за артисткой идеальным полукругом и в сочетании с цветом наряда моментально породил сотни мемов. В интернете костюм Рианны наперебой сравнивали с пиццей, омлетом, губкой и плавленым сыром, а само платье стало самым запоминающимся нарядом вечера (если не года!). Весило оно, к слову, 25 килограммов, а на его создание китайский дизайнер Гуо Пей потратил два года.

 

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 27)

«Гуо Пей — королева, ее подиумные излишества роскошны, она художница безусловная; Рири — королева, на MetGala 2018 ее образ лидерски идеален. Дальше здесь я начинаю сочинять поэмы и стихи в честь обеих, попутно скептически разглядывая нынешний минимализм коллекции Fenty LVMH».

 

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 28)

Канье наносит тепловой удар

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 29)
Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 30)

В 2016 году уже признанный не только исполнитель, но и дизайнер Канье Уэст решил брать не качеством, а количеством. На Нью-Йоркской неделе моды, где Уэст представлял четвертую коллекцию Yeezy, вещи бренда демонстрировали более трех десятков мультирасовых моделей. Место показа было засекречено до последнего момента, но в итоге события разворачивались в парке «Четыре свободы» на острове Франклина Рузвельта. Начало шоу затянулось из-за опоздания клана Кардашьян — Дженнер. Части моделей — особенно тех, которые должны были стоять неподвижно, а не дефилировать по импровизированному подиуму, — стало нехорошо. Многие от усталости садились на траву, другие снимали неудобную обувь на каблуках. Критики приняли новую коллекцию прохладно, а сам Канье Уэст так и не извинился за негуманное отношение к моделям.

 

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 31)

Рик Оуэнс усложняет драматургию

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 32)
Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 33)

Еще один дизайнер, которого возможности человеческого тела интересуют не меньше, чем одежда, которую он для него создает. Показы Рика Оуэнса всегда отличались сложной драматургией, но самым запоминающимся стал проход со «связанными» людьми на Парижской неделе моды в 2016 году. Шедшие по подиуму модели несли на своих плечах других моделей — для верности конструкция была скреплена ремнями. Насколько тяжким было бремя и сколько заняла подготовка к шоу, доподлинно неизвестно, но модное сообщество было в восторге, а про показ писали даже далекие от мира моды медиа. Составить конкуренцию этому шоу может разве что другой показ Оуэнса — в 2013 году дизайнер вывел на подиум мужчин-моделей в свободных платьях и накидках с аккуратными вырезами для пениса.

 

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 34)

«Рик как-то заказал у мастеров Музея мадам Тюссо свою скульптуру, находящуюся в процессе справления нужды на пол, и запилил ее эпицентром инсталляции для Pitti Uomo, что нам уже новые позы. Жду чехарду на показе, чтоб во время прыжка одна модель переодевала другую, дабы новое прочтение, новый взгляд, новые мы».

 

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 35)

Недобрая магия в католической церкви

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 36)
Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 37)

Необычные локации регулярно становятся местом проведения модных показов: модели Dior бродили по парижской опере, Карл Лагерфельд устроил шоу Fendi на Великой Китайской стене, Пьер Карден превратил в подиум песчаные дюны пустыни Алашань, а ради Chanel гости показа полетели на Кубу. Турецкий дизайнер Диляра Финдикоглу для своей весенне-летней коллекции присмотрела католический собор. В нем развернулся настоящий бал Сатаны с алтарем в масонских символах, моделями с рогами и макияжем, перечеркнутым сигилом — символом Дьявола, наделенным отнюдь не доброй магической силой. Местом проведения стала церковь St. Andrew в Лондоне, а после показала часть коллекции перекочевала в гардеробы Рианны, Граймс и FKA Twigs.

 

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 38)

«Удивительно, как быстро нам кажется скучным и избитым то, что казалось скандальным пару лет назад. Повтори теперь такое младой дезигнер — ухом не поведут, ну, пару сториз запишут».

 

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 39)

Голова Лето, дракон и балаклава с готовым лицом

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 40)
Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 41)

Инфернальный показ, который в очередной раз подтвердил, что шоу в современном мире важнее самой коллекции. В феврале на Миланской неделе моды Gucci выпустили на сцену людей с необычными артефактами в руках: драконами, ящерицами и змеями (к счастью, ни те, ни другие настоящими не были) и копиями голов моделей, несших их. Сюрреализму ситуации придавал макияж шествующих: кому-то достался третий глаз на лбу, другим — балаклава с имитацией уже готового лица. Критики и зрители остались в восторге, показ породил шквал мемов и обсуждений, а Джаред Лето так вдохновился шоу, что пришел на Met Gala с собственной головой в руках.

 

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 42)

Обувь, в которой не страшно увязнуть в асфальте

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 43)
Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 44)

Креативный директор Balenciaga Демна Гвасалия больше всего любит коллаборации — кажется, скоро не останется бренда, с которым он еще не объединился ради очередного объекта всеобщего желания. В 2018-м Гвасалия в очередной раз заставил критиков недоумевать, а фанатов модного дома выстраиваться в очередь — у Balenciaga вышла коллаборация с Crocs. Резиновые тапочки на головокружительной платформе, покрытые значками, шипами и логотипами бренда, стоили от 495 до 890 долларов. Правда, купить их все равно было практически невозможно — тираж разлетелся в считаные дни.

 

Пранки, фейлы и другие случаи, когда мода зашла слишком далеко (фото 45)

«Выхожу в таких на утреннюю пробежку по пересеченной местности — не страшно даже на болотных овражках».