Поиск

За ввоз товаров дороже 200 евро со следующего года начнут взимать пошлину. Как дальше жить?

За ввоз товаров дороже 200 евро со следующего года начнут взимать пошлину. Как дальше жить?

Порог беспошлинного ввоза товаров из интернет-магазинов снизится с 500 до 200 евро с 2020 года: так ли это плохо на самом деле? И что думают ритейлеры и покупатели?

Подготовила: Ольга Леонова


 

В начале этого года беспошлинный ввоз товаров из интернет-магазинов снизился до 500 евро в месяц, а с 2020 года эта цифра уменьшится до 200 евро за посылку. Российские интернет-ритейлеры неоднократно пытались добиться поправки в закон, но удалось это только соосновательнице aizel.ru Айсель Трудел. Об этом она рассказала 7 июня на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), где выступала модератором дискуссии по теме «Реформа российской индустрии моды: экономический потенциал на внутреннем и внешнем рынках». По словам Трудел, она продвигала эту инициативу на протяжении нескольких лет:

 

 

За ввоз товаров дороже 200 евро со следующего года начнут взимать пошлину. Как дальше жить? (фото 1)
Айсель Трудел

«

Я четыре года пыталась пролоббировать изменение закона по уменьшению экспортного порога беспошлинного ввоза в Россию. Я была у всех руководителей, которые раньше занимались этим. Только благодаря [министрам] Силуанову и Мантурову это случилось. Они опустили беспошлинный ввоз: с 1 января этого года стало 500 [евро] с 1 000 [евро], а со следующего года будет 200 [евро]. Может быть, в рамках большой страны это не является большим изменением, но для ритейлеров это глоток воздуха».

 

 

В 2012 году со схожей инициативой выступал основатель KupiVip Оскар Хартманн. Тогда набирающие популярность европейские и американские онлайн-магазины были главной угрозой для российских ритейлеров, торгующих одеждой люксового сегмента: ведь помимо таможенных пошлин им нужно оплачивать 18% НДС с каждой покупки, что составляет основную проблему ценообразования на российском рынке. В итоге в 2014 году правительство одобрило ограничение на беспошлинный ввоз посылок — до 150 евро, но поправка в закон так и не вступила в силу.

Снизить порог беспошлинного ввоза предлагала и Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), в которую входят такие крупные игроки, как Lamoda и Wildberries. В 2016 году они даже представили схему взимания НДС с иностранных ритейлеров, но ее признали слишком затратной.

О том, что Евразийская экономическая комиссия приняла решение поэтапно снизить порог беспошлинного ввоза посылок из зарубежных интернет-магазинов до 200 евро к 1 января 2020 года, стало известно еще в конце 2017-го. Однако намного больше внимания СМИ и телеграм-сообщества привлекло именно заявление Айсель Трудел на ПМЭФ.

 

За ввоз товаров дороже 200 евро со следующего года начнут взимать пошлину. Как дальше жить? (фото 2)

Что думают ритейлеры?

За ввоз товаров дороже 200 евро со следующего года начнут взимать пошлину. Как дальше жить? (фото 3)

Александр Перепелкин

бренд-директор Farfetch

«

С уменьшением беспошлинного порога до 500 евро мы на Farfetch не почувствовали драматических изменений в культуре потребления клиентов из России, так как наш ассортимент, скорость доставки и беспрецедентный сервис остаются на самом высоком уровне. Единственные изменения, которые мы видим,— люди стали чаще дробить свои заказы и больше покупать в начале месяца, когда порог беспошлинных покупок еще не исчерпан. Farfetch успешно оперирует в разных странах, находясь в самых разных таможенных и налоговых условиях. Одним из самых первых международных рынков для нас стала Бразилия, где беспошлинный порог приближается к нулю. Там мы просто больше работаем с локальным стоком, который уже находится на территории страны. Важно помнить, что Farfetch — это не ритейлер с зафиксированным стоком и складами, откуда осуществляется доставка товаров покупателю. Мы платформа, которая связывает мультибрендовые бутики, бренды и универмаги с покупателями по всему миру. Сегодня мы начали работать с несколькими локальными партнерами, а для покупателей на сайте появилась возможность выбрать товары только из ассортимента, который находится на территории таможенного союза, а значит, не будет облагаться дополнительными налогами и таможенными пошлинами. Можно с уверенностью сказать, что таких партнеров в ближайшее время станет больше. Более того, мы видим огромный запрос на подобную услугу и со стороны рынка.

За ввоз товаров дороже 200 евро со следующего года начнут взимать пошлину. Как дальше жить? (фото 4)

Сергей Танин

бренд-менеджер Leform

«

Мягко говоря, решение об изменении порога беспошлинного ввоза не было умным. Очень странно в современном глобальном мире, где существует полная информационная свобода, создавать такие ограничения и считать, что это правильное решение, которое даст положительные результаты. Мир становится все более глобализированным с точки зрения информационных границ каждый день. Когда ты что-то ограничиваешь — это глупо, и на мой взгляд, это решение было неправильным. Повлияло ли оно позитивно на бизнес Leform? Положительного влияния точно никакого нет, отрицательного — тоже.

Конкурировать в полноценном смысле этого слова местный российский ритейл с глобальным, конечно, не может. У нас есть разные налоги за ввоз продукции в зависимости от ее вида, есть расходы на логистику, есть свой внутренний НДС, который вырос до 20%, и в России в целом намного сложнее заниматься этим бизнесом. Главная причина — не в том, что наши клиенты могут заказать что-то на Farfetch, а общая ситуация в экономике страны. Финансирование стоит гораздо дороже, чем в остальном мире (я имею в виду развитые европейские страны, Америку, Японию), а деньги намного «короче». Это значит, что полноценно ни с кем конкурировать невозможно.

За ввоз товаров дороже 200 евро со следующего года начнут взимать пошлину. Как дальше жить? (фото 5)

Наталья Догадина

основательница Rehabshop

«

Российские ритейлеры могут конкурировать с западными только в случае снижения таможенных платежей и облегчения условий ввоза и прохождения таможни. То есть в случае отмены обязательной сертификации всей продукции, которая проходит таможню Российской Федерации (ни в одной Европейской стране, ни в Америке такого нет), обязательного чипирования ряда товаров, на который мы тратим большое количество энергии, времени и, конечно, денег.

Покупатель, который на просторах интернета ищет самый подходящий, в том числе и по цене, вариант, найдет способ продолжать покупки, заказывая на друзей в Европе. Уверена, что существуют группы в соцсетях, которые занимаются сбором таких заказов и дальнейшей нелегальной доставкой. Мы же выросли и воспитаны в среде преодоления запретов, и всегда найдется способ обойти правила и ограничения.

За ввоз товаров дороже 200 евро со следующего года начнут взимать пошлину. Как дальше жить? (фото 6)

Пресс-служба Lamoda Group

 

«

Отсутствие пошлин на товары из зарубежных интернет-магазинов серьезно тормозит развитие российского онлайн-ритейла. На сегодняшний день доля онлайн-продаж в модном сегменте в России по-прежнему существенно ниже, чем в Европе. Говоря о снижении порога беспошлинного ввоза товаров из интернет-магазинов с 2020 года, многие почему-то забывают о том, что одновременно с этим снимается лимит на количество ежемесячных посылок. Другими словами, человек не ограничен в количестве посылок стоимостью до 200 евро в месяц, их может быть и десять, и сто, а покупателю все равно не придется платить пошлину.


 

ЦУМ и Bosco di Ciliegi в ответ на запрос BURO. воздержались от комментариев.

 

За ввоз товаров дороже 200 евро со следующего года начнут взимать пошлину. Как дальше жить? (фото 7)

 

Как вообще считаются таможенные пошлины?

Есть несколько факторов, которые влияют на установление лимитов беспошлинного ввоза. Во-первых, это общая система тарифов в режиме обычного импорта, то есть в сегменте B2B. Во-вторых, стоимость таможенного администрирования — во сколько в среднем обходится оформление, проверка, получение платежей всем участвующим сторонам. Установление беспошлинного лимита связано в первую очередь с экономией: для посылок с низкой стоимостью оформление будет дороже, чем стоимость полученного платежа. Поэтому имеет смысл освободить эти посылки от уплаты пошлины. В-третьих, интересы в защите внутреннего рынка — локальных производителей и ритейлеров.

 

 

Всегда ли в России порог на беспошлинный ввоз был таким высоким? Откуда взялась цифра в 1000 евро?

Лимит на посылки из-за рубежа в 1000 евро и 31 кг в месяц существовал с 2010 года. Именно тогда начал свою работу Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Эти же нормы были сохранены при вступлении в силу с 1 января 2018 года Таможенного кодекса ЕАЭС (подписан 11 апреля 2017 года). Установленный в 2010 году лимит был самым высоким за всю историю новой России. В 1994 году он составлял 200 долларов, причем за превышение этой суммы взималось 60% от стоимости посылки. В 1996-м лимит снизился до 100 долларов в месяц и 30–50% за превышение. С 2003 года — 10 000 рублей в неделю.

 

За ввоз товаров дороже 200 евро со следующего года начнут взимать пошлину. Как дальше жить? (фото 8)
За ввоз товаров дороже 200 евро со следующего года начнут взимать пошлину. Как дальше жить? (фото 9)

 

Что снижение порога беспошлинного ввоза товаров значит для российского покупателя?

На самом деле — ничего. По данным исследования АКИТ за 2018 год, доля интернет-заказов свыше 1000 евро составляет всего 0,41%, 500–1000 евро — 0,99%, 150–500 евро — 2,7%. Основную долю (почти 65%) составляют заказы на сумму не более 22 евро. Очевидно, что эта поправка в законе напрямую коснется очень узкого сегмента аудитории, привыкшего совершать покупки в онлайн-магазинах Европы и США. Для сравнения, доля заказов в Россию из этих стран составляет 5%, из Китая — 92%.

 

0,41%

свыше €1000

0,99%

€500–1000

2,7%

€150–500

65%

не более €22

 

Тем не менее объем интернет-торговли стабильно растет. В 2018 году он составил 1,7 трлн рублей,  а по прогнозам на 2019 год, увеличится до 2,2 трлн. При этом также наблюдался стабильный рост доли заказов из-за рубежа: с 8% в 2010 году до 36% в 2017-м. В АКИТ также прогнозировали увеличение доли интернет-заказов до 50% в течение двух лет, но в 2018 году этот показатель несколько снизился и составил 30,4%.

 

 

2018 год

 


 

1,7 трлн руб.

2019 год

 


 

2,2 трлн руб.

 

За ввоз товаров дороже 200 евро со следующего года начнут взимать пошлину. Как дальше жить? (фото 10)

 

А что со странами ЕАЭС?

Нововведения коснутся не только России, но и всех стран ЕАЭС: Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, это сделано для того, чтобы избежать фрагментированности рынка. Пороговые значения беспошлинного ввоза в этих странах различаются: в Белоруссии он составляет 22 евро, в Казахстане — 1 000 евро, в Армении — 150 долларов, в Киргизии — 1 000 долларов.

 

Белоруссия

€22

Казахстан

€1 000

Армения

$150

Киргизия

$1 000

 

Инициатором пересмотра и унификации таможенных пошлин выступила Белоруссия. Причина: такой разрыв в пределах единого таможенного пространства стимулирует «кривые» схемы доставки посылок из Китая, что позволяет импортировать мелкие партии для перепродажи, экономя не только на импортных пошлинах, но и на НДС.

 

За ввоз товаров дороже 200 евро со следующего года начнут взимать пошлину. Как дальше жить? (фото 11)

 

Как обстоят дела в других странах?

Единой тенденции по снижению или увеличению беспошлинного лимита нет. Но в последние годы из-за развития e-commerce сильно выросли объемы посылок с низкой стоимостью (так называемые low value parcels). Поэтому некоторые страны стали отказываться от беспошлинного лимита вообще либо сильно снижали его (Великобритания, Австралия, Украина, Белоруссия и другие). В то же время ряд стран, среди которых США, Канада и Филиппины, повысили необлагаемый НДС и таможенными пошлинами лимит, мотивируя это крайне высокими затратами на администрирование таких сборов и желанием повысить конкуренцию на потребительском рынке.

 

 

Страны ЕС

Здесь действует многоступенчатая система регулирования импорта: минимальный беспошлинный порог (DMT) составляет 22 евро, товары стоимостью 22–150 евро облагаются НДС, товары свыше 150 — НДС и импортной пошлиной. Но таможенный тариф сравнительно небольшой: в среднем 7,5% в зависимости от категории товара.


 

 

США

В Америке необлагаемый лимит по таможенной пошлине сейчас составляет 800 долларов (был повышен в 2016 году с 200 долларов). Одной из причин повышения DMT как в США, так и в Канаде стала крайне высокая стоимость администрирования импортных посылок: проверка стоимости товаров, классификация в соответствии с кодами товарной номенклатуры, определение размера таможенной пошлины и начисление налога с продаж занимает у сотрудника таможенной службы много времени. При этом из-за либерализации торговли в девяностые и нулевые ставки таможенных пошлин на наиболее популярные товарные категории (бытовая техника, одежда и обувь, т.д.) составляют 0–5%. В результате поступления от таможенных пошлин и налога с продаж для посылок со стоимостью меньше 200 долларов обычно оказываются меньше понесенных таможенной службой затрат на их администрирование. Поэтому было принято решение повысить DMT из-за низкой эффективности по отношению к понесенным затратам.

Американцы довольно мало заказывают в зарубежных интернет-магазинах — около 1,6 посылки на человека в год. В странах Евросоюза этот показатель — 3–4 посылки в год, в России — 2,5. Видимо, это связано с тем, что внутренний рынок очень развит и конкурентоспособен. Из-за этого покупатели не видели для себя особого смысла заказывать что-то на китайском Aliexpress, для них удобнее и проще заказать на Amazon — разницы в цене в большинстве случаев не будет, либо она будет небольшой. Но, возможно, как раз торговая война между Китаем и США привела к росту заказов физическими лицами напрямую из КНР. Основная причина — высокий уровень беспошлинного порога (800 долларов) при достаточно высоких новых пошлинах на ввоз товаров из Китая (20%).


 

 

Китай

Беспошлинный порог здесь составляет 8 долларов. При превышении размер пошлины составляет от 9,1 до 23,05% в зависимости от категории товара. При этом Китай является чуть ли не главным потребителем люкса. Согласно последнему исследованию Bain о рынке элитных товаров, закупки в материковом Китае выросли в два раза по сравнению с расходами за рубежом в период с 2015 по 2018 год. Это связано в том числе и с ослаблением юаня. Также в Китае сильно развит серый рынок, дайгу (diagou): покупатели за рубежом отправляют предметы роскоши местным потребителям, стремясь избежать уплаты налогов. Аналитики оценивают рынок дайгу в десятки миллиардов долларов в год.


 

 

Япония

В Японии беспошлинный порог составляет 90 долларов. При превышении таможенная пошлина составляет от 50 до 20% в зависимости от категории товара. Японский рынок онлайн-продаж входит в топ-5 в мире: согласно Euromonitor Int., в 2018 году онлайн-продажи в стране превысили 87 млрд долларов. Крупнейшими торговыми площадками являются местный Rakuten и японские домены Amazon JP и Yahoo JP — суммарно на эти три маркетплейса приходится около 50% всех онлайн-продаж. В то же время на трансграничные продажи приходится всего 4% всех онлайн-продаж (3,1 млрд долларов). Японский рынок остается одним из самых «закрытых» в мире.


 

За ввоз товаров дороже 200 евро со следующего года начнут взимать пошлину. Как дальше жить? (фото 12)

Что думают обычные покупатели?

За ввоз товаров дороже 200 евро со следующего года начнут взимать пошлину. Как дальше жить? (фото 13)

Оксана Пономарева

художница

С уменьшением суммы беспошлинного ввоза снизилась и моя покупательская активность. Шопинг стал вдумчивее, рассудительнее, менее спонтанным, и это меня радует. Я готова оплатить таможенную пошлину, если вещь мне действительно необходима. Благо, сейчас это можно сделать за 5 минут не выходя из дома: логистическая компания присылает вам ссылку на оплату. Волокиты никакой нет, бояться не стоит.

Я по-прежнему покупаю в поездках, какие-то заказы могу оформить на друзей или родственников в Европе. В Москве я тоже покупаю, но не могу сказать, что после изменения правил онлайн-шопинга частота увеличилась, скорее есть тенденция к уменьшению. В таких нововведениях я вижу один огромный плюс: они точно положительно скажутся на снижении потребительства, которое является недостатком современного общества.

 

За ввоз товаров дороже 200 евро со следующего года начнут взимать пошлину. Как дальше жить? (фото 14)
За ввоз товаров дороже 200 евро со следующего года начнут взимать пошлину. Как дальше жить? (фото 15)

Елена Камай

основательница «Ламбада-маркет»

Чаще всего я покупаю онлайн. Такой шопинг удобен и тем, что можно сделать мудборд в Pinterest, добавить вещи и подумать, что тебе нужно на самом деле. Это не похоже на офлайн-шопинг, когда ты видишь вещь за приличную сумму и считаешь, что это тебе точно нужно. Плюс в онлайне легче находить новых суперинтересных дизайнеров и не носить условных Zara и Gucci, что для меня стало одним и тем же.

С тех пор, как порог снизился, покупать стало сложнее. Я не так много зарабатываю, чтобы все время покупать обновки и не думать о ценах. Охочусь за конкретными вещами, жду, когда магазин пришлет промокод на скидку, слежу за распродажами, но беспошлинный порог 500 евро не делает процесс таким приятным. Приходится выбирать, что ты заказываешь в этом месяце, а что — в следующем. И останется ли вещь в наличии или нужно покупать сейчас? За полгода я превысила лимит один раз: превышение было небольшое, и все прошло безболезненно (плюс компании DHL и UPS предлагают удобный процесс оплаты пошлины). Но все время приходится искать лазейки — ты не чувствуешь себя свободным. С ужасом жду беспошлинного порога 200 евро.

 

За ввоз товаров дороже 200 евро со следующего года начнут взимать пошлину. Как дальше жить? (фото 16)
За ввоз товаров дороже 200 евро со следующего года начнут взимать пошлину. Как дальше жить? (фото 17)

Вероника Куваева

стилист

К сожалению, политика отражается на моде — так было во все времена. Сейчас в России стало сложнее делать покупки онлайн, но в этом есть и свои плюсы. Многие обращают внимание на русских, грузинских дизайнеров. Становятся более рациональными и избирательными. И, конечно, русский человек всегда найдет тропу в обход. Можно заказать на один адрес, но на имена родных и близких. Как стилиста меня огорчает, что нам приходится терпеть такие неудобства, так как онлайн-шопинг дарит невероятный выбор, быструю доставку и бесплатный возврат — чего еще желать? Но онлайн никогда не подарит ощущение от покупки «здесь и сейчас», возможность примерки, особенно это важно при выборе обуви. В больших городах России есть из чего выбирать: ЦУМ, ДЛТ, Aizel, Babochka, «День и Ночь», «Этажи» в Краснодаре и многие другие магазины ничуть не уступают Galeries Lafayette или Bergdorf Goodman.

 


BURO. выражает особую благодарность научному сотруднику НИУ ВШЭ Марселю Салихову за помощь в подготовке материала

Оставьте комментарий