Поиск

Убытки, индпошив и мир онлайна: основатели магазинов — о ритейле сейчас и после кризиса

Убытки, индпошив и мир онлайна: основатели магазинов — о ритейле сейчас и после кризиса

Текст: Алена Соловьева


T

В списке отраслей, которые получат государственную поддержку из-за пандемии коронавируса, вы не найдете пункта «маленькие модные магазины, которые любит редакция BURO.» (зато там есть салоны красоты и мастерские по ремонту и чистке одежды и меха). Ценность этих проектов сейчас очевидна только их владельцам и преданным клиентам, у которых даже после объявления строгого карантина есть возможность совершать там покупки онлайн.

Когда мир начнет восстанавливаться, вероятно, города не станут прежними: интернет-продажи потеснят покупки в физических магазинах и универмагах, а какие-то из них не переживут кризис. BURO. призывает не откладывать шопинг тех, кто может себе это позволить сейчас, — когда все ритейлеры, кроме жизненно важных, терпят убытки. Мы попросили директоров и совладельцев модных магазинов, которых всегда старались поддерживать, назвать процент сокращения продаж, рассказать, что они предпринимают, и помечтать о будущем модного ритейла.


Убытки, индпошив и мир онлайна: основатели магазинов — о ритейле сейчас и после кризиса (фото 1)

Наталья Брянцева
Основательница ювелирного бренда Avgvst

50%-ное падение в магазинах и рост на 20% продаж в онлайне

22 апреля мы планировали релиз нашей третьей совместной коллекции с Протеем Теменом. Она была готова, но мы приостановили производство глубины модельного ряда на месяц. Чтобы заполнить паузу, оперативно придумали и сделали небольшую серию подвесок и браслетов Zodiac. Это 13 рисунков Протея на тему знаков Зодиака, которую мы переосмыслили. Мы подумали, что во время неопределенности единственное, на что можно опираться, — это астрология (с поправкой на собственный опыт, конечно).

Убытки, индпошив и мир онлайна: основатели магазинов — о ритейле сейчас и после кризиса (фото 2)
Убытки, индпошив и мир онлайна: основатели магазинов — о ритейле сейчас и после кризиса (фото 3)
Убытки, индпошив и мир онлайна: основатели магазинов — о ритейле сейчас и после кризиса (фото 4)

Серьги с горным хрусталем,
5 000 рублей

Браслет из золота, 5 000 рублей

Обручальное кольцо,
21 750 рублей

Мы надеемся, что сможем договориться об арендных каникулах со всеми арендодателями. В компании создан резерв, чтобы сохранить сотрудников, но, конечно, премиальные части зарплаты, зависящие от выручки, будут уменьшены. У нас небольшая команда, и мы не можем никого сократить. Сейчас все — многостаночники. Развозим заказы с букетами желтых цветов, снимаем контент для инстаграма, пишем рассылки. Все помогают друг другу. Готовимся к значительному снижению выручки в апреле, которая начнет восстанавливаться в июне. В оптимистичном прогнозе вернемся на докризисный уровень только к середине осени. При этом мы стараемся «не истерить» и не сливать сток со скидками — у нас высокая себестоимость, и мы не можем обесценить то, что столько времени выстраивали. Договорились почти со всеми поставщиками о предоставлении скидок и рассрочек. И наши производства продолжают работать.


Убытки, индпошив и мир онлайна: основатели магазинов — о ритейле сейчас и после кризиса (фото 5)

Никита лашин
Сооснователь и директор по маркетингу магазина ITK

50%-ное падение продаж

Индустрия просела на 80–90%, так что можно считать, что мы неплохо держимся (прежде всего благодаря лояльной аудитории). Очевидно, весь непродовольственный ритейл находится под серьезным давлением. Люди банально не знают, получат ли они зарплату в апреле, не говоря уже о следующих месяцах. Идея покупать одежду сейчас звучит очень непривлекательно. Поэтому я бы сказал, что главное для нас — не разрушить существующую связь с покупателем, а по возможности укрепить ее. О заработке нужно забыть.

На момент написания комментария наш офлайн-магазин в Риге все еще открыт и работает по графику выходного дня. Посетителей, можно сказать, нет. Сотрудники сдали тест — он отрицательный. ITK сейчас обеспечивает абсолютно бесплатную доставку на все заказы для стран Балтии. Живем с осознанием, что апрель станет куда более сложным по сравнению с мартом. Готовимся к 10%, максимум 15% от стандартного для нашего проекта оборота. В целом предполагаем, что ситуация начнет стабилизироваться в начале июня. Да, можно рассчитывать на отложенный спрос после победы над вирусом, но даже в самом оптимистичном сценарии он восстановит 80% от того, как было «до».


Убытки, индпошив и мир онлайна: основатели магазинов — о ритейле сейчас и после кризиса (фото 6)
Убытки, индпошив и мир онлайна: основатели магазинов — о ритейле сейчас и после кризиса (фото 7)
Убытки, индпошив и мир онлайна: основатели магазинов — о ритейле сейчас и после кризиса (фото 8)

Куртка Stussy, 13 500 рублей

Куртка Pleasures, 14 300 рублей

Джинсы Universal Works, 14 700 рублей

Единственные, кто способен помочь бизнесу, — его клиенты. Само собой, речь идет о тех, кто может позволить себе необязательные траты сейчас. Важно понимать, что деньги, их движение — это кровеносная система всего экономического устройства. Закрытие одного кафе, ресторана, магазина повлечет за собой массу последствий, которые коснутся каждого. Я бы вот что хотел сказать всем, кто любит свой город, у кого есть любимый проект, — размещайте у них заказы прямо сейчас. На пиццу, кофе, носки, брелок, покрышку или что угодно. Поддержите местный, локальный бизнес — только это будет действенной помощью, которая обязательно вернется. #SupportYourLocal и #StayFuckingHome.

Сейчас уже можно порассуждать о том, как изменится мир после кризиса, что будет с ритейлом, о виртуальной одежде или цифровых аватарах. Если серьезно, я не вижу предпосылок для фундаментальных изменений в глобальной системе. Для этого не существует достаточной инфраструктуры. Все вернется на круги своя, бизнес и клиент продолжат жить своей привычной жизнью. Можно смело констатировать только два факта. Первый — кризис неизменно справляется с оздоровлением рынка. Исчезнут те, кто оказался недостаточно силен, чтобы его пережить, сократится количество неэффективно работающих квадратных метров. Произойдет перераспределение спроса. Появится новый востребованный продукт, который сменит волну условного «хайпшмота» в его нынешнем виде. Второй — необходимость наличия интернет-магазина и продающего сайта признают все без исключения, что вызовет всплеск возникновения новых адресов в интернете. И вот во втором пункте я вижу точку опоры для последующих изменений.


Убытки, индпошив и мир онлайна: основатели магазинов — о ритейле сейчас и после кризиса (фото 9)

Катерина Катураева
Генеральный директор Parcel

Процент падения продаж не назвала

На данный момент у нас есть только один розничный магазин в Москве, который, как и все, не работает до 5 апреля. Мы заметили сильный общий спад, но какие-то сезонные модели — например, тренчи — по-прежнему пользуются спросом. Сильно затруднена работа над новой коллекцией, которую мы планировали представить в апреле. Также были вынуждены отодвинуть сотрудничество с другими проектами и инфлюенсерами.

С другой стороны, пандемия стала мощным толчком для запуска нашего онлайн-магазина и дала возможность и время сосредоточиться на нем. Мы запустили его в тестовом режиме за два дня и понимаем, что в ближайшие недели это будет основной канал продаж. На всю коллекцию мы снизили цены на 20% и организовали бесплатную доставку. Многие проекты предприняли аналогичные меры, и в этом есть некая сплоченность.


Убытки, индпошив и мир онлайна: основатели магазинов — о ритейле сейчас и после кризиса (фото 10)
Убытки, индпошив и мир онлайна: основатели магазинов — о ритейле сейчас и после кризиса (фото 11)
Убытки, индпошив и мир онлайна: основатели магазинов — о ритейле сейчас и после кризиса (фото 12)

Платье, 8 900 рублей

Кардиган, 10 900 рублей

Блузка из искусственной кожи,
8 390 рублей

Меня совсем не воодушевляет, что некоторым брендам и магазинам приходится прощаться с командой или ее частью. Для меня команда — это самое важное. У нас в коллективе нет паники, мы сплоченно и оперативно выполняем все задачи. Все проявляют максимальную лояльность и поддержку. Несмотря на то что мы закрыли магазин и не знаем, что будет с проектом дальше, мы выплатим хоть и сокращенную, но большую часть зарплаты.

Кризис показал, что онлайн-продажи невозможно игнорировать. Думаю, функционал интернет-магазинов будет активно развиваться. Но я не верю, что розничные точки совсем потеряют актуальность, — людям нужна эмпатия и общение, офлайн отлично с этим справляется, поэтому мы ждем встречи с нашими клиентами и командой.


Убытки, индпошив и мир онлайна: основатели магазинов — о ритейле сейчас и после кризиса (фото 13)

анна любан
Основательница Second Friend Store

20–30%, но входящий поток вещей на продажу не сократился совсем


Убытки будут максимальными. В случае введения чрезвычайного положения наш бизнес будет терять в районе 500 000 рублей в неделю и 2 миллиона в месяц. Уверена, до конца апреля ситуация будет только ухудшаться. На данный момент у нас есть запас финансовой прочности на месяц. Это в случае полной остановки бизнеса. А дальше все будет зависеть от того, какие финальные меры по поддержке малого и среднего бизнеса предпримет государство. 


Убытки, индпошив и мир онлайна: основатели магазинов — о ритейле сейчас и после кризиса (фото 14)
Убытки, индпошив и мир онлайна: основатели магазинов — о ритейле сейчас и после кризиса (фото 15)
Убытки, индпошив и мир онлайна: основатели магазинов — о ритейле сейчас и после кризиса (фото 16)

Платье Rochas,
23 800 рублей

Сумка MM6 Maison Margiela,
8 700 рублей

Брюки Dries van Noten,
14 700 рублей

У нас всегда главной точкой контакта клиента и проекта был наш шоурум. Сейчас мы полностью перевели всю коммуникацию на курьеров, организовали бесплатную доставку по Москве и Санкт-Петербургу. И сдать вещи можно, вызвав курьера за наш счет! Так как мы ресейл-проект, наша маржинальность значительно ниже, чем у других магазинов, и в условиях снижения выручки сложно увеличивать расходы за счет предоставления каких-либо бесплатных услуг. Повезло, что у нас замечательные арендодатели, которые безоговорочно дали скидку на весь период карантина. Курьерская предоставила тариф сильно ниже обычного. Сотрудники напуганы, так как чувствуют неуверенность. Мы около двух недель вынашивали стратегию работы в новых условиях, и я написала обращение к коллективу, рассказав о планах и что пока рабочие места сохраняются и зарплаты платятся. Честно призналась, что не могу обещать, что так будет до конца карантина.

Если бы не угроза жизни и здоровью людей, можно было бы сказать, что кризис дал хороший шанс посмотреть на бизнес с другой стороны. Уверена, что после остановки пандемии все, кто смогли перейти в онлайн, там и останутся: трафика станет больше, структура онлайн-продаж возрастет. На этом фоне будут развиваться новые сопутствующие сервисы. Ну и, конечно, с учетом остановки производств во всем мире, ресейл будет расти более ускоренными темпами, поэтому мы в Second Friend Store надеемся на скорейший возврат к обычному ритму жизни.


Убытки, индпошив и мир онлайна: основатели магазинов — о ритейле сейчас и после кризиса (фото 17)

Наташа Догадина
Основательница магазина Rehabshop

100% после закрытия магазина. Работает онлайн-магазин, но пока обеспечивает небольшой объем 

Сейчас в Rehabshop объявлена скидка 20%. В ситуации карантина это единственный способ привлечь покупателей, хоть и далось такое решение нелегко: помимо того что государство постоянно придумывает новые квесты для индустрии (сертифицирование продукции, чипирование меха, а теперь и обуви, что отнимает время и средства), у нас теперь высокие таможенные пошлины и курс валют. Мы сейчас только в начале карантина, и пока сложно проследить динамику. Текущее настроение не вдохновляет на шопинг, и мы с командой это понимаем. Убытки я отказываюсь даже прогнозировать — проблемы буду решать по мере их поступления. Я благодарна компаниям и брендам, которые позволили отказаться от заказа на основную коллекцию весна-лето 2020. Например, Golden Goose, с которым мы сотрудничаем с нашего основания, это сам предложил. Бренд и сам отменил производство своей основной коллекции осень-зима 2020–2021, и я считаю это взвешенным решением. Кто-то из марок ультимативно потребовал предоплаты как гарантии — тогда нам пришлось отказываться от заказа.


Убытки, индпошив и мир онлайна: основатели магазинов — о ритейле сейчас и после кризиса (фото 18)
Убытки, индпошив и мир онлайна: основатели магазинов — о ритейле сейчас и после кризиса (фото 19)
Убытки, индпошив и мир онлайна: основатели магазинов — о ритейле сейчас и после кризиса (фото 20)

Тренч Ami, 66 400 рублей

REHAB SHOP Платье Rixo London,
18 800 рублей

Джинсы Ksenia Schnaider,
17 200 рублей

Уже официально отменена мужская неделя моды, а значит, женских показов pre-fall это тоже коснется. После пандемии, очевидно, трансформируются сезоны закупки. Возможно, останутся только две недели, зимняя и летняя, а производство коллекций разделится на части, что заменит предколлекции. Думаю, у брендов произойдет переосмысление подхода к работе, и у нас, конечных потребителей, тоже случится переоценка ценностей. Онлайн-сервисы будут и дальше востребованы. Так называемый fast fashion станет не так интересен. Очень надеюсь, что вернётся индивидуальный пошив, интерес к локальным мастерским и ремесленникам. Грядет время больших перемен — и это неплохо.


Убытки, индпошив и мир онлайна: основатели магазинов — о ритейле сейчас и после кризиса (фото 21)

Марина Чуйкина
Основательница магазина Strogo Vintage

90%-ное падение продаж

Если на неделе с 16 по 22 марта наш шоурум еще продолжал аккуратно работать по звонку и кое-какие продажи еще были, то теперь мы закрылись — продажи почти полностью прекратились. Мы не видим перехода в онлайн: возможно, когда уровень стресса вокруг снизится, онлайн заработает. Сейчас мы ощущаем по себе, что в данный момент люди озабочены более важными проблемами, чем шопинг. Покупка одежды потеряла свою актуальность. Наши подписчики все еще интересуются теми или иными вещами, но, похоже, откладывают покупку до лучших времен. Многие пишут нам, что придут, как только это все закончится. Мы сможем продержаться до лета, но если все будет так же плохо, возможно, временно придется отказаться от аренды помещения и сфокусироваться на сайте.

Мы не хотим давить на нашу аудиторию, и благо у нас нет таких затрат, как у кафе на первой линии с кучей сотрудников, чтобы срочно просить о помощи. Как только ситуация немного стабилизируется, мы сделаем распродажу и будем показывать новинки онлайн. Сделали небольшую съемку в Zoom с нашими шелковыми пижамами и штучками для дома совместно со стилистом Светой Михайлюк и понемногу публикуем ее в инстаграме. Кроме того, уже две недели Strogo Vintage предлагает доставку по всей России за наш счет.


Убытки, индпошив и мир онлайна: основатели магазинов — о ритейле сейчас и после кризиса (фото 22)
Убытки, индпошив и мир онлайна: основатели магазинов — о ритейле сейчас и после кризиса (фото 23)
Убытки, индпошив и мир онлайна: основатели магазинов — о ритейле сейчас и после кризиса (фото 24)

Винтажные туфли, 6 500 рублей

Костюм Max Mara, 16 500 рублей

Винтажное платье, 12 500 рублей

Вопрос с дальнейшими закупками стоит для нас очень остро, так как мы их делали в Европе. Мы ежедневно получаем письма от наших партнеров и друзей-винтажников из Италии, Англии, Америки о том, что они закрываются и не знают, когда откроются. Ситуация осложняется еще и серьезным падением рубля: с таким курсом мы не знаем наверняка, что и в каких объемах мы сможем закупать в будущем в Европе. Очевидно, что покупки в дорогих винтажных магазинах придется отложить до лучших времен.

Меня очень вдохновляет, как объединяются маленькие бизнесы в Америке и Европе и продвигают друг друга, знакомят свою аудиторию с другими маленькими бизнесами. Нас американские коллеги тоже включали в такие подборки. Мне кажется, сейчас время не продавать, а информировать. И очень поддерживает всеобщая солидарность бизнесов, медиа, блогеров и так далее.

Мне кажется, кризис больше всего ударит по товарам средней ценовой категории, мы подумываем о том, чтобы сделать линейку еще более недорогой винтажной одежды, а люксовые позиции выделить отдельно. Думаю, что связка инстаграма и шоурума, где можно потрогать и примерить вещь, будет по-прежнему актуальна и в будущем, а вот открывать бутик на первой линии с дорогой арендой, возможно, станет бессмысленно.


Убытки, индпошив и мир онлайна: основатели магазинов — о ритейле сейчас и после кризиса (фото 25)

Сергей Куб
Cооснователь BELIEF

Процент падения продаж не назвал

Продажи в марте остались в рамках нашего годового плана, так как мы на старте сезона весна-лето 2020: многие ждали новый продукт, что привело к ажиотажу в первые две-три недели, но к концу марта количество случайных покупателей уменьшилось в связи с изменением курса и пандемией. Большинство компаний из Японии, с которыми мы сотрудничаем, не отменили запуски своих текущих коллекций. Все поставки идут без задержек, но в связи с профилактикой коронавируса бренды закрыли свои шоурумы на на сезон осень-зима 2020 — заказывать будущие коллекции можно будет онлайн.

Наш проект находится сейчас в стадии переезда в новое пространство — мы собирались открыться в мае. Весь март у нас шел ремонт, и он будет продолжен, как только отменят ограничения в городе. В 2021 году проекту будет 10 лет: мы хотели сделать выставки в Токио и Париже при участии художников и брендов, с которыми сотрудничаем, но, видимо, будем как-то сдвигать все наши планы или адаптировать под новую реальность.

Постоянные клиенты уже давно общаются с нами в мессенджерах, но все равно им не хватает тактильного ощущения продукта и самого процесса покупки: обычно, приходя в офлайн-магазин, покупка затягивается на несколько часов, мы разговариваем об истории продукта, связи между человеком и вещью. Многие, кто, например, постоянно покупает японские благовония Kuumba или косметику retaW и вообще никогда не подходят к перилам с одеждой, стали заказывать себе курьера на дом.



Убытки, индпошив и мир онлайна: основатели магазинов — о ритейле сейчас и после кризиса (фото 26)
Убытки, индпошив и мир онлайна: основатели магазинов — о ритейле сейчас и после кризиса (фото 27)
Убытки, индпошив и мир онлайна: основатели магазинов — о ритейле сейчас и после кризиса (фото 28)

Рубашка Neighborhood, 23 000 рублей

Куртка Visvim, 89 000 рублей

Сумка Wacko Maria, 47 000 рублей

Если будет введен режим чрезвычайного положения и ситуация с вирусом ухудшится, то мы закладываем убытки на два-три месяца вперед, чтобы команда могла продолжать функционировать, и все сотрудники получали зарплаты. Команда нашего магазина состоит из 10 человек: больше половины работают удаленно. Мы обновили онлайн-магазин и сейчас собираемся максимально много времени уделять ему.

Мы поставили себя на место наших клиентов и поняли, что самое важное — это не засорять их ленты неинтересным контентом, а продолжать давать им что-то новое и самим пробовать экспериментировать и искать новые формы взаимодействия. Это может быть видео о том, как правильно мыть руки мылом retaw, или какой-то смешной коллаж.

Мне кажется, пандемия заставит нас сплотиться. На первый план выйдут человеческие чувства. Мы забудем о сумасшедших маркетинговых инициативах люксовых брендов, странных показах — все переключатся на красоту и внутреннюю составляющую человека. Атмосфера, общение, взаимодействие, локальные сообщества, места, в которых тебя ждут и знают твое имя, — это то, что нужно каждому из нас. Что касается ритейла, то онлайн прокачается, сервисы доставки станут работать еще лучше, соберется большое количество поведенческих данных — и мы узнаем про себя много нового.

false
767
1300
false
true
true
{"width":1000,"column_width":65,"columns_n":12,"gutter":20,"line":25}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий