Поиск

Почему простота не выходит из моды

Почему простота не выходит из моды

Как бренды работают с эстетикой минимализма и конкурируют за простую белую футболку

Текст: Олеся Ива

Вспомните, какой была первая реакция на минимализм в моде четыре года назад: «Зачем покупать такую безделицу?» Арт-критики примерно так же реагировали на скульптуру американского минималиста Карла Андре «Эквивалент VIII», которую приобрела галерея Tate в начале 70-х: «Зачем покупать груду кирпичей?» Похожие упреки сыпались и вслед другому минималисту Фрэнку Стелле за его симметричные линейные узоры наподобие лабиринта: «Какая чушь!» Проблема во всех случаях была в осмыслении. 

Минималистов легко упрекать в бессмыслице. Их называют скучными, а работы — холодными. Хотя главное, что ищет художник- или дизайнер-минималист — это гармония и совершенство формы, которая, к слову, может быть скрыта в кривизне и шероховатостях. В действительности в минимализме много от природы дзен-буддизма.

Почему простота не выходит из моды (фото 1)

Поэтому, прежде чем перейти к моде, нужно упомянуть еще одно важное имя в искусстве. Это Агнес Мартин. Она писала в жанре абстрактного экспрессионизма и минимализма. Канадская художница бралась за кисть, только достигнув чистого сознания в полном одиночестве в своем мексиканском доме. В полной медитации. Часто ее картины отличались друг от друга лишь несколькими штрихами или оттенками: сетки, тонкие линии, геометрические формы, поля на фоне слабо различимых цветов. Она изображала умиротворение.

«Настоящее произведение искусства рождается из глубин чистого свободного подсознания. Мы постоянно засоряем себя. Гордыней и страхом, но абсолютная свобода возможна», — повторяла она в различных интервью.

К слову, в прошлом году на аукционе Phillips работу Агнес Мартин — белое полотно, на которое карандашом нанесены геометрические линии, — продали за $ 4 200 000. 

Первая волна дизайнеров-минималистов выросла среди работ Мартин, Андре и Стеллы, а также художников абстрактного экспрессионизма (первопроходцев жанра). Юность Джиль Зандер и Кельвина Кляйна, Рафа Симонса прошла как раз в 70-е среди белых картин и бетонных блоков в музеях.

 

  • /
  • 03
  • /
  • 03
  • /
  • 03

Frank Stella, Agnes Martin, Carl Andre 


Так бессмыслица ли минимализм? 

Отличительная черта этого стиля в том, что он работает лучше всего на фоне хаоса. Так в истории моды минимализм наиболее ярко проявлял себя дважды: в 90-е, после ревущих 80-х, и сейчас, после золотых 2000-х. В обоих случаях он был словно ледяной душ после удушливой чрезмерности шопинг-маньяков.

Минимализм и спорт не уходят из моды уже пять лет, потому что наши головы и шкафы были сильно засорены. Минимализм сейчас служит нам массовой медитацией, а спорт призывает заботиться о теле. Мы были увешаны пакетами с покупками в 2000-е, а теперь выкидаем хлам и золотые канделябры в поисках гармонии.

Минимализм классно ложится на эстетику урбанистической моды — простой, подчеркнуто удобной. Без претензии. Все легко миксуется между собой. Поэтому его так любят спортивные бренды. Показательный пример в сегменте базовой одежды — новая технологичная коллекция adidas Originals ХBYО, один из главных релизов бренда конца этого года. Над коллекцией работала японка Сатоми Накамура. Часть ее уже показали в Москве, но полностью увидим 5 января.

Четыре базовых цвета, понятные вещи, навороченные ткани, трехмерный крой. Просто и сложно одновременно, в духе времени. Удобные вещи — идентичность adidas: треники, худи, футболки серые, черные, синие. Чистый минимализм. Абсолютный ноль визуальной информации о трендах и владельце.

Но как конкурировать в простоте? Нужна дополнительная ценность. В коллекции ХBYО почти нет брендинга, что очень смело. Но все же опознавательного знака не хватало. В коллекции он простой, но запоминающийся: вместо полосок — светоотражающий Х, взятый из архивов 60-х. 

Что еще? Ткани. Здесь — премиальный японский плотный хлопок с фабрики Yamayo Textile. С 1934 года фабрика известна своей экспертизой и идеальным владением кругловязальной технологией плетения. Последний элемент — герои. Ролевыми моделями ХBYО выступили рэпер и надежда Канье Уэста Desiigner и модель Адвоа Абоа. Над лукбуком, который можно будет увидеть накануне старта продаж в январе, поработал модный фотограф Supreme Тайрон Лебон (Tyrone Lebon).

Так впервые у популярного бренда получился почти идеальный минимализм, где главное слово — единообразие, а не однообразие. С точным прицелом на модных и вдумчивых. Все качественно сделано — можно носить день за днем.

Простота — то, что было нужно всем нам. Мы прощались со старыми принципами и еще не наработали новых. Но поразительно, что мы пришли к этому выводу: одежда не главное. Простота — секрет успеха. 2016-й — год обнуления.

И последнее: Агнес Мартин говорила, если перестать много работать и тратить силы, то к человеку начнет приходить ясность ума и понимание счастья. Она всегда работала в спокойном ритме и хорошем настроении. Это то, что как раз необходимо нам в 2017 году.

Одевайтесь проще, живите счастливо.

Не пропустите:

Почему 2016-й — год, когда все старое умерло. Везде, кроме России

Казус Маржелы: почему дизайнер опять всех интересует

Модные итоги — 2016: главные события в индустрии

 

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7