Поиск

\"Сенсациями\" в моде сегодня становятся исключительно маркетинговые ходы, а не находки модельеров\"

"Сенсациями" в моде сегодня становятся исключительно маркетинговые ходы, а не находки модельеров"

Интервью с Дрисом Ван Нотеном

Текст: Евгений Рабкин

Фото: John Dolan; Getty Images

Корреспондент Buro24/7 Евгений Рабкин встретился с Дрисом Ван Нотеном после показа мужской коллекции в Париже, чтобы поговорить об идеалах, утраченной красоте и Движении искусств и ремесел, которому дизайнер и посвятил свое последнее шоу

После тепло принятого публикой показа мужской коллекции Дрис Ван Нотен сидел в офисе своей компании в парижском квартале Марэ, рассуждая о нынешнем положении дел в моде и собственной роли в индустрии. Ван Нотен очень вдумчиво говорит, аккуратно подбирая каждое слово. Легко представляется, что и работает он так же осознанно, с четким пониманием цели и смысла всего происходящего.

Шоу Ван Нотена было своего рода реверансом дизайнера в сторону викторианского Движения искусств и ремесел, возникшего в конце XIX века в Англии в противовес набирающей тогда обороты индустриализации. Массовое производство сделало доступными многие необходимые товары, но в то же время оно способствовало появлению отчуждения и даже отчаяния, ведь отныне товары теряли эмоциональную связь со своими создателями. Тогда Уильям Моррис и Джон Рескин восстали против бездушной продукции, призывая вернуться к ремесленничеству, которое отличается тем, что напрямую связывает создателя изделия с его покупателем, а сами товары производятся с заботой о конечном результате. Но все возвращается на круги своя, и вот спустя более века наша цивилизация снова оказалась в той же точке. Вокруг слишком много товаров, многие из которых откровенно плохо сделаны ради возможности их быстро употреблять и быстро уничтожать при необходимости. Немудрено, что, как и более ста лет назад, появляется слой людей, которым важно качество изделий, их история, — и в моде такая потребность заметна как ни в какой другой сфере. «Мода стала бизнесом, и поэтому мы потеряли определенную красоту и забыли многие умения— говорит Ван Нотен.  В своей коллекции я действительно постарался вернуться к идеалам Движения искусств и ремесел, которое стало ранней реакцией людей на то, что все вокруг производится и ничто не создается».

"Сенсациями" в моде сегодня становятся исключительно маркетинговые ходы, а не находки модельеров" (фото 1)

Два года назад Ван Нотен посетил поместье Уильяма Морриса в Келмскотте. Здесь, по его словам, он сумел почувствовать, как Моррис структурировал пространство, отбрасывая все поверхностное и сосредоточивая внимание на эстетике предметов и их сочетании. «В этом месте все взаимосвязано: от книг с образцами каллиграфии до фламандских гобеленов, висящих над кроватью Морриса. И во всем этом чувствуется красота и смысл», — говорит Ван Нотен.

"Сенсациями" в моде сегодня становятся исключительно маркетинговые ходы, а не находки модельеров" (фото 2)

"Сенсациями" в моде сегодня становятся исключительно маркетинговые ходы, а не находки модельеров" (фото 3)

"Сенсациями" в моде сегодня становятся исключительно маркетинговые ходы, а не находки модельеров" (фото 4)

Вместе со своей командой Ван Нотен приступил к работе, памятуя, что Движение искусств и ремесел никогда не отрицало современность, а лишь стремилось усилить ее, призывая к осознанности и заботе о конечном результате. Сам же Ван Нотен легко совмещает традиционные вещи с популярными сегодня. Так, например, те самые фламандские гобелены из поместья Морриса были им сфотографированы и перенесены на ткань в виде принтов, что позволило придать немного грубоватый шарм изделиям, какой имеют лишь вещи, созданные вручную. Он также включил в коллекцию образцы каллиграфических работ санкт-петербургского художника Покраса Лампаса, с чьим творчеством познакомился благодаря сети Instagram. Визуальные иллюзии, созданные вместе с этим художником, были отпечатаны на хлопке, и результат оказался буквально выдающимся. Тим Бланкс в своем материале о Ван Нотене для Business of Fashion написал следующее: «Ван Нотен является редким дизайнером, ведомым страстью к своему ремеслу. Его последняя коллекция вернула нас во времена, когда вещи создавались вручную и были прекрасными в своем несовершенстве».

«Сенсациями» в моде сегодня становятся исключительно маркетинговые ходы, а не находки модельеров»

Сейчас мы переживаем отнюдь не модный Ренессанс, но самый настоящий индустриальный взрыв. Мода стала быстрой и теперь провоцирует бездумное потребление, что в конечном счете приводит к огромному количеству неизрасходованных или использованных впустую материалов, причем даже в люксовом сегменте. «Дорогие вещи также есть в чем винить, потому что даже они существуют в избытке. Я обожаю моду, я буквально одержим ею, но должен признаться, что вот уже второй сезон подряд не смотрю межсезонные показы. Я просто не могу их больше воспринимать — их слишком много. «Сенсациями» в моде сегодня становятся исключительно маркетинговые ходы, а не находки модельеров. Горячая новость: такой-то дизайнер показал мужскую и женскую коллекции одновременно! Показал  ну и что из этого?! Мода  это не история о том, кто и как заявляет о себе. Мода  это история совсем о другом», — говорит Ван Нотен.

"Сенсациями" в моде сегодня становятся исключительно маркетинговые ходы, а не находки модельеров" (фото 5)

"Сенсациями" в моде сегодня становятся исключительно маркетинговые ходы, а не находки модельеров" (фото 6)

"Сенсациями" в моде сегодня становятся исключительно маркетинговые ходы, а не находки модельеров" (фото 7)

Если дизайнер, подобно художнику, должен ответственно отражать окружающий мир, то Ван Нотен как раз такой дизайнер. «Вчерашняя моя коллекция была реакцией на то, что, на мой взгляд, сегодня существует в искаженном виде, — говорит он. — Я понимаю, что моя реакция кому-то также может показаться неправильной, но так я вижу свою работу — я реагирую на то, что происходит вокруг». В мире, перенасыщенном вещами (к примеру, американцы ежегодно отправляют на свалки 10,5 миллиона тонн текстиля), Ван Нотен старается создавать что-то уникальное и в своей особой авторской манере, придерживаясь принципов этичного производства, к которым сейчас стали обращаться модные конгломераты — от H&M до Kering. Но если остальные трубят на каждом углу о том, какие они молодцы, что этично производят одежду, Ван Нотен всегда скромно умалчивает, что его компания дает работу трем тысячам вышивальщиков в Индии и рассчитывается с ними максимально честно. «Мы начали работать в Индии еще в 80-х. Должен сказать, мы прошли долгий процесс взаимного обучения, пока я не получил именно тот вариант вышивки, который был в моей голове. Наши мастера — простые деревенские жители, а работа в нашей компании считается настолько престижной, что отцы передают ее по наследству своим сыновьям, — рассказывает Ван Нотен. — Иногда в больших магазинах отказываются брать нашу продукцию, объясняя отказ браком ткани или неравномерным окрашиванием. Но позвольте мне объяснить кое-что. Этот шарф был изготовлен при 45-градусной жаре в условиях повышенной влажности вручную — окрашивание по определению не могло быть равномерным. Может, эти люди должны вообще прекратить работать с тканью, потому что у них жарко?! На мой взгляд, в таких деталях много красоты — они доказывают, что вещь действительно была создана чьими-то руками».

Горячая новость: такой-то дизайнер показал мужскую и женскую коллекции одновременно! Показал — ну и что из этого?!

И тем не менее Ван Нотен остается оптимистом относительно будущего моды и своего места в ней. Его компания пережила тяжелые времена в конце 90-х и начале нулевых, когда крупные модные конгломераты активно вытесняли небольшие бренды из магазинов и повсеместно открывали свои бутики с умопомрачительной скоростью. Но Ван Нотен настырно оставался независимым и теперь пожинает плоды своего упрямства, к собственной радости оставаясь начальником самому себе. Сегодня он невероятно успешен, у него множество планов по развитию компании, и ни один из этих планов не подразумевает компромиссов: будь то коллекция кроссовок для какого-нибудь известного спортивного бренда или создание парфюма — никаких сомнительных проектов на стороне.

"Сенсациями" в моде сегодня становятся исключительно маркетинговые ходы, а не находки модельеров" (фото 8)

"Сенсациями" в моде сегодня становятся исключительно маркетинговые ходы, а не находки модельеров" (фото 9)

Любопытно, что Ван Нотен является одним из немногих дизайнеров, которые продают именно одежду: из 100 % всех продаж лишь 2 % приходятся на продажи обуви и аксессуаров. Он никогда не работал с ароматами (существует запах с его именем, созданный Фредериком Малем, но это лишь дань уважения Ван Нотену). Если вам довелось посетить выставку дизайнера в Париже или Антверпене, вы наверняка были удивлены, насколько широким спектром эстетических концепций и конкретных вещей он вдохновляется: от панка и стиля Дэвида Боуи до Болливуда и собственного сада. И эта эклектичность увлечений отражает сложность характера самого Ван Нотена. Он объясняет разнообразие своих источников вдохновения так: «Иногда я могу оказаться на выставке, скажем, Фрэнсиса Бэкона и уйти оттуда совершенно ошеломленным, думая о том, что это вообще было. Это было ужасно, это было прекрасно, я ненавижу такое искусство, я обожаю его — примерно так развивается моя мысль. А потом я вдруг осознаю, что мне важно каким-то образом попытаться передать эти свои ощущения в работе, создать что-то, что будет одновременно прекрасным и странным. Я по-настоящему люблю творчество Фрэнсиса Бэкона, но я также люблю розы».

"Сенсациями" в моде сегодня становятся исключительно маркетинговые ходы, а не находки модельеров" (фото 10)

И неважно, насколько осведомлен конечный клиент о долгих странствиях ума и фантазии Ван Нотена: «Некоторые хотят пройти со мной весь путь и прочувствовать историю каждой вещи. А есть те, кто просто покупает, скажем, свитер, потому что он им понравился, в магазине. Оба подхода имеют право на существование. Но я не хочу просто делать миленькие свитеры. Я хочу создавать вещи, за которыми стоит серьезная интеллектуальная работа». И если иногда концепция окажется важнее коммерческого успеха, Ван Нотен легко откажется от последнего ради первой: «В коллекции, которую я показал вчера, вся шерсть была обработана на небольшом ручном станке, а не на промышленной машине, как это принято сегодня. На ощупь изделия из такой шерсти не самые приятные, хотя их текстура поистине великолепна. Но разместите эти изделия в большом магазине, где нет подготовленных консультантов, и вы не продадите ни одного. Потому что важно понимать философию вещи, чтобы суметь донести ее покупателям».

«Я не хочу просто делать миленькие свитеры. Я хочу создавать вещи, за которыми стоит серьезная интеллектуальная работа»

Самые разнообразные цвета, мотивы и узоры, иногда кажущиеся взаимоисключающими и несочетаемыми, в руках Ван Нотена послушно складываются в причудливый меланж, ставший визитной карточкой его модного дома. У него особое видение всего, и он умеет совмещать то, что другим не под силу.

Ван Нотен подчеркивает важность командной работы на пути достижения успеха: «Если ты дизайнер, ты должен творчески подходить к решению любой задачи, в том числе к подбору команды, с которой работаешь. А подобрав нужных людей, важно уметь ставить перед ними поистине творческие задачи». По словам Ван Нотена, среди тех, с кем он работает, точно нет подхалимов, которые ловят каждое его слово и следуют ему неукоснительно: «Я не могу все делать сам. Мне нужны люди, у которых есть собственная позиция, пусть даже радикально отличающаяся от моей. Мы ведь учимся друг у друга. Я хочу, чтобы мои сотрудники отдавали компании больше, чем просто свое время, — я хочу, чтобы они вкладывали сюда также свои души. Каждый сезон мы буквально начинаем с чистого листа, и часто это настоящая борьба на старте».

"Сенсациями" в моде сегодня становятся исключительно маркетинговые ходы, а не находки модельеров" (фото 11)

"Сенсациями" в моде сегодня становятся исключительно маркетинговые ходы, а не находки модельеров" (фото 12)

В конце беседы я спросил Ван Нотена, чувствует ли он себя истощенным, и дизайнер ответил утвердительно. Чтобы отдохнуть и снова зарядиться энергией, он проводит время в саду, который разбил вокруг своего дома в бельгийской деревушке. «Мой сад — это то, что помогает мне оставаться человеком. Мода часто заставляет терять чувство реальности, а мой сад возвращает меня снова на землю. Сад  это прекрасно». 

"Сенсациями" в моде сегодня становятся исключительно маркетинговые ходы, а не находки модельеров" (фото 13)

"Сенсациями" в моде сегодня становятся исключительно маркетинговые ходы, а не находки модельеров" (фото 14)