Поиск

Как изменились наши отношения с одеждой за год пандемии. Рассказывает шеф-редактор журнала «Теория моды» Людмила Алябьева

Фото: @Anastasia_Shuraeva
Фото: @Ksenia_Chernaya

Год назад мы сели на карантин, тогда надеясь, что через пару недель вернемся к привычной жизни, но ситуация в мире явно вышла из-под контроля, и ближе к апрелю 2020-го стало ясно — полностью к прежней жизни мы не вернемся. Изменения коснулись всех сфер, в том числе и моды — мы попросили шеф-редактора журнала «Теория моды» Людмилу Алябьеву рассказать, как за этот год трансформировались отношения с одеждой, какие новые практики появились, какие исчезли совсем.


НЕ ПИЖАМА, А ХУДИ

 


 

Как только начался локдаун и было совершенно непонятно, насколько это все затянется, как исследователю моды мне стало интересно наблюдать за изменением отношений людей с их повседневным гардеробом: какую одежду стали носить чаще, а про какую вообще забыли и, кажется, не вспоминаем до сих пор. В фокусе фэшн-исследований также оказались все потребительские привычки в целом, реакция производителей на эти изменения, модная фотография, кампейны, показы — всей индустрии пришлось буквально пересобираться, чтобы подстроиться под новые условия и выживать. Многие страны по-прежнему находятся в ситуации локдауна, какие-то живут в ином режиме, но, очевидно, что изменения, коснувшиеся наших гардеробных практик в эпоху пандемии, будут иметь долгосрочные последствия. За это время удалось сделать немало интересных открытий. Главной задачей на карантине стал поиск удобства и комфорта для самих себя, а не желание нарядиться для других, чтобы “представить себя другим в повседневной жизни”. Причем, как многие выяснили через несколько недель работы/учебы из дома, пижама не стала единственно возможным гардеробным решением. Одежда — это еще и то, что “оформляет” тело, дисциплинирует его, с ее помощью мы могли физически ощутить перемещение из домашнего пространства в офисное, не выходя за пределы дома. Еще кажется, что наши отношения с одеждой стали тактильными и более чувственными что ли. В результате не пижама стала униформой карантина, а различные оверсайз-рубашки, худи, удобные мягкие свитеры и прочие трикотажные вещи, которые были удобны как для работы из дома, так и соответствовали уличному дресс-коду, который также за год, как мне кажется, трансформировался в сторону comfort wear.

 

 

 


ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕЙ НА КАРАНТИНЕ СТАЛ ПОИСК УДОБСТВА И КОМФОРТА ДЛЯ САМИХ СЕБЯ, А НЕ ПОПЫТКА НАРЯДИТЬСЯ ДЛЯ ДРУГИХ.

 

 

Причем, как многие выяснили через несколько недель работы из дома, пижама не стала оптимальным гардеробным решением в этой ситуации, потому что одежда — это то, что нас дисциплинирует, с помощью нее мы могли физически ощутить переход из домашнего пространства в офисное. Именно поэтому не пижама стала униформой карантина, а различные оверсайз-рубашки, худи, удобные мягкие свитеры и прочие трикотажные вещи, которые были удобны как и для работы из дома, так и соответствовали уличному дресс-коду.

Как изменились наши отношения с одеждой за год пандемии. Рассказывает шеф-редактор журнала «Теория моды» Людмила Алябьева (фото 1)

ОПЫТ ВОЙНЫ...

 


 

Поддержание своего привычного уклада жизни с помощью одежды — очень важная практика, в том числе и терапевтическая. И мода во все времена играла такую роль. Многие журналисты и исследователи вспоминали в связи с опытом пандемии опыт Второй мировой войны, и все, что происходило с модой в то время, как она среди прочего помогала противостоять страшной силе всеобщей катастрофы. Такие повседневные практики, несмотря на их кажущуюся незначительность и сиеминутность, способны на многое. Как доказывает история и наш недавний опыт повседневная забота о себе, необходимость одеваться, косметика и прически, такое ежедневное творчество, способны поддержать человеческое в человеке и повысить силу сопротивления испытаниям и невзгодам.

 


...И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОСОЗНАННОСТИ

 


 

Еще одним важным моментом стало заметное усиление экоповестки. Время замедлилось, мы на длительный период остались наедине с содержимым своих существующих гардеробов, у нас появилась возможность вдумчиво и осознанно встретиться со своими вещами, разобрать их, увидеть, что у нас есть в наличии и что нам реально нужно и нужно ли. В отсутствие поводов и возможности выходить и выгуливать новую одежду, мы задумались, а нужно ли нам что-то еще. В ситуации отсутствия социальных поводов для выхода, потребность обновлять гардероб ожидаемо сошла на нет. В процессе разбора гардеробов многие переоткрыли для себя какие-то вещи, присмотрелись к ним и поняли, что что-то можно подлатать, подшить, переделать, чтобы дать вещи вторую жизнь. Интересно будет наблюдать, стимулирует ли это в дальнейшем возвращение навыков ремонта одежды, которые мы напрочь утратили. Вообще гардеробный дневник является отличным инструментом регулирования гардероба, подробная опись того, что хранится у вас в сундуках, и каков статус этих вещей может стать полезной практикой и за пределами локдауна.

 

 

Как изменились наши отношения с одеждой за год пандемии. Рассказывает шеф-редактор журнала «Теория моды» Людмила Алябьева (фото 2)

 

 

Этот опыт также показал нам, что можно вполне обходиться гораздо меньшим количеством вещей. И я думаю, что такой минимализм в потреблении вряд ли выветрится в ближайшее время, так что тренд на осмысленное потребление будет только расти. Очевидно, что вещей слишком много. Коллеги из Дании провели исследование, в результате которого выяснили, чтобы избежать катастрофы, нам нужно отказаться от 70% производимой и потребляемой одежды.

 

 

 


ВСЕЙ МОДЕ НУЖНО ОТКАЗАТЬСЯ ОТ 70% ТОГО, ЧТО ОНА ПРОИЗВОДИТ. ИНАЧЕ ПЛАНЕТА ЗАДОХНЕТСЯ, И БУДУЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ ПРОСТО БУДЕТ НЕГДЕ ЖИТЬ.

 

 

 

Я, к примеру, уже какое-то время не ощущаю необходимости регулярно пополнять свой гардероб, все чаще покупка новых вещей кажется бессмысленной тратой ресурсов. Мода и наши повседневные гардеробные практики находятся в процессе глобального переосмысления, очевидно, что в результате мы будем иметь дело с другой индустрией и с другими производителями и потребителями.

 


Журнал «Теория моды»

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7