Поиск

Кутюр современный и несовременный: Катя Дарма — о Неделе высокой моды в Париже

Кутюр современный и несовременный: Катя Дарма — о Неделе высокой моды в Париже

Текст: Екатерина Дарма

Иллюстратор: Вера Рейнер


 

Главный редактор BURO. вернулась с Недели высокой моды в Париже и рассказывает, куда движется кутюр и движется ли он куда-то вообще.

 

 

Ностальгия

Вопрос «Актуален ли кутюр в современном мире?» всплывает каждый сезон, когда приходит время Недели высокой моды. Мой ответ на него — всегда «да»! Кутюр жив и продолжает жить, и это прекрасно. При этом он, конечно, меняется — мало кто из дизайнеров относится к кутюру так же, как относились к нему, скажем, в прошлом столетии. Классический, ностальгический и пышный haute couture сегодня скорее редкость. И воспринимается такой подход в коллекциях немного как реквием по тому, что было когда-то, по прекрасной эпохе, которая была и кончилась. Особенно ярко я ощутила это на показе Jean Paul Gaultier.

 

 

Jean Paul Gaultier
Jean Paul Gaultier

 

 

Готье, кажется, последний кутюрный дизайнер своего поколения, который все еще стоит во главе собственного дома и не думает изменять себе. Каждый его показ — по-прежнему лихая вечеринка, как в 80-х, и все на ней так же чрезмерно, все через край. А времена изменились. Поэтому я смотрю на подиум и вижу великого дизайнера, великолепный кастинг, качество работы потрясающее… Но не могу не думать о том, что последняя модель пройдет по подиуму — и жизнь всех этих прекрасных нарядов на этом моменте закончится. Есть, конечно, журнальные съемки, есть ковровые дорожки, но это все-таки совсем другое.

 

 

Jean Paul Gaultier
Jean Paul Gaultier

 

Возвращение к реальности

 

Мой самый любимый показ этого сезона — Givenchy. Клэр Уэйт Келлер — просто находка для этого дома! Настолько все тонко, настолько грамотно она подходит к дизайну. Все вроде бы роскошно, при этом очень сдержанно, благородно, без театральности и перехлестов, которые часто случаются с haute couture. Еще мне очень понравилась кутюрная коллекция Chanel — первая для Виржини Виар, нового креативного директора марки. Коллекция очень чистая, выверенная, как будто Виар убрала все усложнения, чтобы женщина смогла комфортно себя чувствовать в этих вещах. Кутюр Карла не был предназначен для жизни, он был, мягко говоря, некомфортным. А эти вещи сделаны для реальных женщин, видно, что дизайнер их любит. В этом уходе haute couture от театральности, от надуманной декоративности к реальности, мне кажется, будущее.

 

Некутюрный кутюр

С другой стороны, этот уход к реальности тоже должен быть оформлен правильно. Некоторые коллекции на Неделе высокой моды высокой модой назвать трудно. Слишком бытовыми они выглядят — как, например, у Alexander Vaultier или Ralph & Russo. Кутюрность для меня измеряется тремя главными показателями. Во-первых, уникальность каждой вещи — она шьется специально для клиентки, которая может быть единственной на целую страну. Во-вторых, сложность и редкость используемых в создании техник. И, в-третьих, все-таки не повседневность: футболки с брюками на подиуме быть могут, но и в них должно быть что-то особенное. Вот, например, про Armani Prive можно сказать сразу — это настоящий кутюр. Потому что качество, с которым каждая вещь исполнена, просто потрясающее. Как все это сделано! Восторг. Возможно, силуэты не новые, но качество исполнения фантастическое.

Коллекция как высказывание

На фоне просто красивых коллекций всегда ярко выделяются коллекции-заявления — такие выпускает каждый сезон дуэт Viktor & Rolf. Их новый показ мне тоже очень понравился. На подиуме состоялся прямо-таки шабаш — с настоящими ведьмами, но не злыми, а осознанными, одухотворенными. Сложная техника пэчворка, тяжелые ткани, покрашенная вручную в необычный оттенок синего овчина — все это призывает зрителей оглянуться и вернуться к корням: если не к шкурам и сырому мясу, то к близости и связи с природой уж точно.

Viktor & Rolf
Viktor & Rolf

Высокое ювелирное искусство

Boucheron
Chaumet
Chanel

Ювелирных презентаций во время кутюрных недель стало особенно много. Главный тренд, что я заметила на этот раз, — украшения-трансформеры. Если это колье, то из него можно сделать брошь, браслет или заколку. Было такое у Chanel, у Chaumet, у Van Cleef & Arpels, у Boucheron. Что интересно, команда Chanel с трансформирующимися изделиями начала работать три года назад. Но в первой коллекции высокого ювелирного искусства, созданной самой Коко Шанель, украшения-трансформеры тоже были — история циклична!

Van Cleef & Arpels

 

 

Союз моды и искусства

 

 

Мода и искусство рука об руку идут давно и вряд ли смогли бы существовать друг без друга. А от Айрис ван Херпен, кутюрье-художницы, которая каждый сезон экспериментирует с передовыми технологиями, ничего, кроме искусства, никогда и не ждешь. И все-таки на этот раз ее показ меня по-настоящему поразил. Она объединила силы с Энтони Хау, скульптором, создающим кинетические скульптуры, которые буквально оживают на ветру. И его наработки они использовали в создании платьев. Все выглядело максимально впечатляюще: модели словно выходили на подиум прямиком из портала. Другие цитаты из арт-мира в коллекциях тоже были. У Dolce & Gabbana, например, на платьях были напечатаны античные скульптуры и архитектурные элементы — тоже красиво, хотя и не так изобретательно и тонко, как у ван Херпен.

 

Iris van Herpen
Iris van Herpen

 

Коллективный разум

 

Зацикливать всю деятельность компании на одном человеке, закрывая глаза на труд остальных сотрудников компании, — несовременно. Все больше модных домов задумываются о том, что должны отдавать дань уважения и тем людям, которые, трудясь над той же коллекцией, обычно остаются за кадром. Креативный директор в конце шоу выходит на поклон, получает заслуженные аплодисменты — а его команда как будто и не существует! Поэтому мне очень понравилось то, что в финале показа Valentino Пьерпаоло Пиччоли вышел на подиум вместе с сотрудниками дома. Самый трогательный момент недели моды.

 

Финал шоу Valentino

Единственные меха

 

Если натуральному меху и существовать в мире моды, то пусть занимается им только Fendi: в руках сотрудников этого дома мех превращается в арт-объект. Это опасное признание, но, пожалуй, скажу: я ношу мех. Меховых изделий никогда в жизни больше не куплю, но и от тех, что у меня уже есть, не избавлюсь. Это, на мой взгляд, лучше, чем покупать каждый сезон по пуховику. И я думаю, что можно выбрать для себя какую-то исключительную вещь из меха, чтобы носить ее всю жизнь. И это должна быть вещь Fendi.

 

 

Fendi
Fendi

 

Главная звезда

 

О том, что Селин Дион переживает настоящий ренессанс, говорят не первый сезон: она уже давно получила статус новой иконы стиля благодаря своим экстравагантным образам. Но до этой поездки я даже не подозревала, насколько масштабной фигурой и значимым персонажем она теперь считается на неделях моды! Если Селин Дион опаздывает на показ, шоу задерживают до тех пор, пока она не появится. Было и так, что она заставляла себя ждать по полтора часа.