Поиск

Мода в музее: как творения фэшн-дизайнеров стали частью мировой выставочной культуры? (фото 1)
T

Мода в музее: как творения фэшн-дизайнеров стали частью мировой выставочной культуры?



Государственная Третьяковская галерея и российский бренд одежды ТВОЕ выпустили совместную коллекцию одежды «ТВОЕ искусство». Все принты капсулы основаны на произведения великих художников, в том числе — Виктора Васнецова, Ивана Айвазовского, Михаила Врубеля, Архипа Куинджи, Василия Кандинского, Аристарха Лентулова, Казимира Малевича и Валентина Серова.

1852


2021


История взаимоотношений мира моды с музейным сообществом насыщена множеством ярчайших событий, а путь к нынешней атмосфере их тесного сотрудничества занял не одно десятилетие. Мода медленно, но верно пробивала себе место в мире классического искусства: от нескольких залов с историческими костюмами в музеях декоративно-прикладного искусства до масштабных персональных выставок именитых дизайнеров во всемирно известных арт-пространствах.

BURO. вместе с ТВОЕ решили вспомнить, как мы пришли к тому, что коллаборация бренда и всемирно известной культурной институции — частая и нормальная практика. 

1852


Открытие Музея Виктории и Альберта в Лондоне



Мода в музее: как творения фэшн-дизайнеров стали частью мировой выставочной культуры? (фото 2)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":268,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":268,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

На первых порах мода в музейных залах была представлена фрагментарно — как часть экспозиции декоративно-прикладного искусства. Предметы одежды и аксессуары привлекали интерес посетителей скорее как артефакты материальной культуры. Экспозиции представляли костюмы различных исторических эпох, рассказывали об обычаях ношения одежды и украшений, а также ритуалах светской жизни.

Впервые подобную коллекцию костюма представил лондонский Музей Виктории и Альберта — первый в Европе музей декоративно-прикладного искусства, основанный в 1852 году.


Музей Виктории и Альберта


1970


Не костюм, а мода: выставки под кураторством Дианы Вриланд в Институте костюма Метрополитен-музея


Спустя более чем сто лет после первой выставки костюма случился новый поворот в развитии взаимоотношений модной индустрии с музейным сообществом. Пионером нового подхода к экспонированию моды стала Диана Вриланд. После ухода с поста главного редактора американского Vogue в 1971 году она стала консультантом Института костюма Метрополитен-музея. В последующие годы под ее руководством были организованы такие легендарные выставки как «Мир Баленсиаги» (1973 г.), «Романтичная и блистательная мода Голливуда» (1974 г.) и «Слава русского костюма» (1976 г.). Во время работы над последней Вриланд вместе с Жаклин Онассис дважды приезжала в СССР, вела переговоры с Минкультом и отбирала экспонаты из пяти советских музеев. Все выставки, куратором которых выступала Диана Вриланд, имели оглушительный успех среди различной аудитории. Ее изначально не музейный опыт позволил по-новому подойти к экспонированию моды, сделав костюм частью неповторимой музейной атмосферы, элементом шоу, увлекательной истории. С этого момента привычные «выставки костюма» перевоплотились в «выставки моды», когда одежда перестала быть центральным элементом экспозиции — и ее место занял феномен моды в целом.


Мода в музее: как творения фэшн-дизайнеров стали частью мировой выставочной культуры? (фото 3)
Мода в музее: как творения фэшн-дизайнеров стали частью мировой выставочной культуры? (фото 4)
{"points":[{"id":7,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":9,"properties":{"x":2,"y":639,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":8,"properties":{"duration":639,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Diana Vreeland and mannequin in Balenciaga at the Costume Institute at the Metropolitan Museum of Art, New York, 1973 © HARRY BENSON

Vreeland poses at the opening of The Met’s exhibiton of Hollywood costumes in 1974 © ARCHIVE PHOTOS/GETTY IMAGES

1983


Первый в истории дизайнер, удостоенный прижизненной ретроспективы. Выставка Ива Сен-Лорана в Метрополитен-музее

Еще одна важнейшая веха в кураторской деятельности Дианы Вриланд и в истории экспонирования моды в целом — выставка «Ив Сен-Лоран. 25 лет творчества». При поддержке директора Метрополитен-музея Филиппа де Монтебелло Вриланд впервые в истории открыла экспозицию, посвященную творчеству дизайнера-современника.

Подобное событие не могло остаться незамеченным как в сообществе арт-критиков, так и среди модельеров. Оппозиционеры экспозиции язвительно замечали, что выставка лишь «даст Сен-Лорану еще одну витрину на Пятой авеню». А почитатели творчества дизайнера восторгались и вдохновлялись лучшими творениями живого классика.

Как бы то ни было, выставка Ива Сен-Лорана 1983 года стала культовой, поскольку после нее присутствие моды в музее подлежало серьезному переосмыслению. Теперь интерес публики постепенно начал отклоняться от исторического подхода в демонстрации костюма в сторону современной им фэшн-индустрии, а работы действующих кутюрье все чаще стали появляться в стенах музеев.


Мода в музее: как творения фэшн-дизайнеров стали частью мировой выставочной культуры? (фото 5)
Мода в музее: как творения фэшн-дизайнеров стали частью мировой выставочной культуры? (фото 6)

Photograph of Exhibit Developer Diana Vreeland Giving First Lady Betty Ford a Tour of the "American Women of Style" Exhibit at the Metropolitan Museum of Art in New York © Gerald R. Ford White House Photographs

Ив-Сен Лоран на посвященной ему выставке Института костюма в Метрополитен-музее, Нью-Йорк, 1983 © AP PHOTO/SUZANNE VLAMIS

1987


Ив Сен-Лоран в Советском Союзе


Мода в музее: как творения фэшн-дизайнеров стали частью мировой выставочной культуры? (фото 7)
{"points":[{"id":4,"properties":{"x":4,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-1,"y":454,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":454,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

 Через несколько лет вокруг имени Ива Сен-Лорана снова развернулась жаркая дискуссия. На этот раз по другую сторону «железного занавеса» — в Советском Союзе. В 1987 году ретроспектива его работ прошла в стенах Эрмитажа, став первой модной выставкой главного музея страны. Продолжавшаяся всего месяц с небольшим, с одной стороны, экспозиция стала настоящим откровением для советской публики, а с другой — вызвала целую волну негодования. Далеко не все были готовы впустить моду в священные залы музея. «Сегодня Сен-Лоран в Эрмитаже, а завтра дискотека в филармонии», — в унисон повторяла советская интеллигенция. 


Мода в музее: как творения фэшн-дизайнеров стали частью мировой выставочной культуры? (фото 8)

Dior models posing in Soviet Union for sanctioned fashion show walking the streets and getting reaction from locals. Moscow, 1959 © GETTY IMAGES

French fashion designer Yves Saint Laurent with Russian ballet dancer Maya Plisetskaya, February 2, 1971. © CORBIS/VOSTOCK-PHOTO

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":454,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":454,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Выставка Alexander McQueen: Savage Beauty и рекорд посещаемости Метрополитен-музея

2011


Мода в музее: как творения фэшн-дизайнеров стали частью мировой выставочной культуры? (фото 9)
{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":2,"y":803,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":803,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Спустя год после трагической смерти британского дизайнера Александра Маккуина в Институте костюма открылась масштабная выставка его работ Alexander McQueen: Savage Beauty.

Кураторам Эндрю Болтону и Гарольду Коду удалось сделать потрясающую посмертную ретроспективу великого модельера, демонстрируя его работы не только как пример выдающегося фэшн-дизайна, но и в качестве средства выражения культурных смыслов, особого взгляда на мир Маккуина-художника.


Мода в музее: как творения фэшн-дизайнеров стали частью мировой выставочной культуры? (фото 10)

Dior models posing in Soviet Union for sanctioned fashion show walking the streets and getting reaction from locals. Moscow, 1959 © GETTY IMAGES

Alexander McQueen: Savage Beauty

Мода в музее: как творения фэшн-дизайнеров стали частью мировой выставочной культуры? (фото 11)
{"points":[{"id":7,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":9,"properties":{"x":1,"y":616,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":8,"properties":{"duration":616,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Выставка имела настолько оглушительный успех, что ее решили продлить на несколько недель, а в последний уик-энд работы музей впервые в истории был открыт до полуночи. Посещаемость достигла рекордного среди выставок моды и искусства показателя — за три месяца ее посетили 661 509 человек. Savage beauty вошла в топ-10 самых посещаемых в мире экспозиций и заняла восьмое место среди самых популярных проектов Метрополитен-музея за всю его 141-летнюю (на тот момент) историю.

Через четыре года рекорд посещаемости музея был побит на выставке China: Through the Looking Glass, однако именно Savage beauty создала первый в истории прецедент, когда модная выставка сумела конкурировать по популярности с самыми масштабными музейными проектами мира.

Alexander McQueen: Savage Beauty

Мода в музее: как творения фэшн-дизайнеров стали частью мировой выставочной культуры? (фото 12)

Alexander McQueen: Savage Beauty


Музейные коллаборации со всемирно известными брендами сегодня


2021


На сегодняшний день тесное сотрудничество музеев с дизайнерами, домами моды и знаменитыми брендами — это уже регулярная практика, выгодная и полезная для обеих сторон.

Модные показы проходят под крышами всемирно известных арт-пространств, ретроспективы модельеров соседствуют с классическим искусством в музейных залах по всему миру, а дизайнеры модных брендов создают коллекции, вдохновляясь экспозициями художественных галерей. Cos и Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, Van’s и Музей Ван Гога в Амстердаме, Coco de Mer и Музей Виктории и Альберта в Лондоне — число впечатляющих коллабораций брендов с музеями возрастает с каждым годом. В 2021-м, например, масштабную коллаборацию с Лувром создал бренд UNIQLO.


Мода в музее: как творения фэшн-дизайнеров стали частью мировой выставочной культуры? (фото 13)
Мода в музее: как творения фэшн-дизайнеров стали частью мировой выставочной культуры? (фото 14)

Такое партнерство не только способствует продвижению искусства среди широкой аудитории, но также вдохновляет молодых авторов в процессе создания собственных работ. Эта идея и легла в основу сотрудничества Государственной Третьяковской галереи и бренда ТВОЕ: классическое искусство любых жанров и направлений служит неисчерпаемым источником вдохновения для молодых артистов и художников, которые с помощью современных форм и средств самовыражения создают свое искусство.



Мода в музее: как творения фэшн-дизайнеров стали частью мировой выставочной культуры? (фото 15)Мода в музее: как творения фэшн-дизайнеров стали частью мировой выставочной культуры? (фото 16)Мода в музее: как творения фэшн-дизайнеров стали частью мировой выставочной культуры? (фото 17)Мода в музее: как творения фэшн-дизайнеров стали частью мировой выставочной культуры? (фото 18)

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

Мода в музее: как творения фэшн-дизайнеров стали частью мировой выставочной культуры? (фото 19)
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"width":1200,"column_width":58,"columns_n":12,"gutter":45,"line":20}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}