Поиск

«Я не актер, я — это я»: участники фестиваля «Театральный марш» о самом важном

Все, что вы хотели знать о театре

«Я не актер, я — это я»: участники фестиваля «Театральный марш» о самом важном
10 сентября в саду «Эрмитаж» проходит «Театральный марш». У фестиваля разнообразная программа: здесь и музыкальный театр, и современный танец, и спектакли для детей. Главная фишка — спектакли состоятся под открытым небом, в нестандартном театральном пространстве. Участники «Театрального марша» рассказали нам, что они покажут на фестивале и что происходит, когда театр выходит в город

Спектакль Саши Денисовой «Страна Москва» в Центре им. Мейерхольда основан на колонках журналиста и музыканта Василия Зоркого, публиковавшегося в Тhe Village под псевдонимом Неизвестный горожанин. Сам Василий участвует в спектакле наравне с профессиональными артистами — Ариной Маракулиной, Ильей Ловким и Анастасией Прониной.

Василий Зоркий, автор идеи, актер:
«Когда я писал колонки Неизвестного горожанина, делился своими ощущениями от общественной жизни, от времени, многие проблемы, о которых шла речь, могли показаться надуманными — но сейчас они стали очевидными. Со сцены истории звучат актуальнее, чем на момент их публикации.

«Я не актер, я — это я»: участники фестиваля «Театральный марш» о самом важном (фото 1)
В «Стране Москве» я не актер, я — это я. Я в гостях у театра. Все, что вокруг: актеры, декорации, — существует по театральным законам, а я — нет. В этом заключен конфликт спектакля. Когда-то я имел отношение к театру, к постановкам шоу — и все-таки сейчас попал на совершенно новую территорию. Я наблюдаю за артистами, своими партнерами — и начинаю понимать законы этой профессии. Например, я вижу, насколько здесь важна техника: раньше мне казалось, что все определяется талантом, что это чистое творчество, — но это не совсем так. Любая ерунда может оказаться значимой: окно в декорации может быть чуть выше или чуть ниже — и это реально что-то меняет в работе. Поэтому то, что мы принимаем за скандальный характер актеров, — это часто вполне рациональные требования.
По сравнению с театральным залом выступление в парке, на открытой площадке — совсем другой формат. Сюда приходят случайные люди, они, возможно, видят тебя впервые, не знают, чего от тебя ожидать. Удержать их внимание — вызов для артиста. Вообще важно, чтобы театр работал с городским пространством, причем делать это можно по-разному: вы можете перенести обычную постановку в необычное место или изначально делать продукт для нетеатральной площадки. Хороший пример — интерактивный спектакль «Твоя_игра» в универмаге "Цветной"».

Саша Денисова, режиссер:

«"Страна Москва" запросто могла быть уличным спектаклем — собственно, мы его уже играли в Краснопресненском парке. Там есть клоуны, которые играют в хипстеров, а хипстеры ходят в парки — уже есть попадание. А уж сад «Эрмитаж» — любимое хипстерское место, место встреч актеров, режиссеров. Для поколения Васи Зоркого парки, преобразование Москвы, надежды, с этим связанные, — определяющая вещь. Потом, это не только спектакль, но и концерт, Вася со своими музыкантами исполняет песни. Для парка все это органично — помните эстраду в «Покровских воротах»?

«Я не актер, я — это я»: участники фестиваля «Театральный марш» о самом важном (фото 2)
Центр Мейерхольда — это театр без четвертой стены, театр, заточенный на коммуникацию с обществом, с городом. Вся наша политика с этим связана: у нас есть детские мастерские, кружки по сторителлингу, стендапу. Мы стараемся, чтобы театр был максимально открытым, не имел ореола сакральности. Так что парки — это наша площадка. В теплое время года ЦИМ постоянно с ними работает.
В колонках на The Village Вася проговаривал поколенческие вещи, его тексты — местами ироничные, а местами исповедальные. Это такая «новая искренность». Интересно, что его колонка была анонимной, она велась от лица персонажа, Неизвестного горожанина — героя 2010-х годов. Вообще, срез общества через поколение  то, что занимает меня в театре. В спектакле «Шавасана» героями были актеры, взрослевшие на фоне путинской эпохи, там есть их вербатимы — кстати, все, не сговариваясь, говорили про теракты. Видимо, это ключевой момент в истории поколения. Сейчас я ставлю «Отель Калифорния» про поколение хиппи — и в нем участвует 25-летний человек, тоже, как и Вася, не актер, танцовщик, Костя Челкаев из «Балета Москва»: получается, мы сравниваем хиппи и хипстеров. Выясняется, что 60-е не так уж и непохожи на наше время, не стоит относиться к ним как к эпохе небожителей. В словах этого современного молодого человека есть примирение 60-х и сегодняшнего дня.

У фестиваля большая детская программа: здесь покажут «Слона Хортона» с Алисой Гребенщиковой, новый спектакль театра «Практика» по сказкам Доктора Сьюза и две постановки из проекта «Игровые чтения», который обитает в той же «Практике». Все эти спектакли поставил режиссер Виктор Алферов».

Виктор Алферов, режиссер:

«Выход в город — это всегда новый зритель! Спектакли на открытом воздухе проходят в особенной атмосфере. Парк — это особый детский мир, здорово, что театр присутствует там хоть иногда. Была бы возможность, мы бы только там и играли.

В проекте «Игровые чтения» мы действительно читаем книгу, но одновременно с этим разыгрываем историю с куклами на столе. А еще — проводим мастер-класс, учим зрителей делать волшебные вещи своими руками.

«Я не актер, я — это я»: участники фестиваля «Театральный марш» о самом важном (фото 3)
Когда я думаю о постановке для детей, первое, на что я смотрю, — литературная основа. Я читаю своим детям и вижу, в каких героев они хотят играть, в какие книги влюбляются, какие истории им хочется услышать снова и снова. Один из таких авторов — Туве Янссон. Кстати, сама Янссон всегда подчеркивала, что в первую очередь она художник, она не слишком серьезно относилась к литературной деятельности. Как режиссеру мне ее книги очень нравятся. В основе ее мира — дом, где всегда горит свет, всегда готова вкусная еда и теплая постель. Место, куда всегда можно вернуться. Маленький зритель это чувствует.

Еще один важный для меня автор — Свен Нурдквист. На фестивале мы покажем спектакли по его сказкам «История о том, как Финдус потерялся» и «Петсон идет в поход». Истории про старика Петсона и котенка Финдуса — одни из лучших современных детских книг, которые я читал. Мне нравится, что в наших спектаклях эти герои все время что-то мастерят на глазах у зрителя: ставят палатку, пекут пироги, ловят рыбу, — за что спасибо нашему художнику и реквизитору Татьяне Потянко. Да, сейчас мы в основном покупаем вещи, но многое можно сделать самому — и мне кажется важным показать это детям».

Антон Хитров

10 сент. 2016, 13:41

Оставьте комментарий

загрузить еще