Поиск

Как открыть в себе актера: рецепты от GOGOL School

Совместный проект Buro 24/7 и портала «Откройте грани театра»

Сегодня актером может стать каждый. Такую возможность предоставляют театральные лаборатории со сценой для любителей. Например, GOGOL School. Для нашего совместного проекта с порталом «Откройте грани театра» мы отправились туда и встретились с людьми, которые жизни не представляют без сцены и ловко сочетают ночные репетиции и карьеру в других сферах. Наши герои честно признаются: даже на работе они продолжают думать о своих этюдах.

Трем студентам лаборатории и одному преподавателю мы задали вопросы о том, как создается современный театр. А напоследок предложили показать, чему они научились в GOGOL School.

Как открыть в себе актера: рецепты от GOGOL School (фото 1)

Дарья Дурнева, архитектор: 
«Любая история — про тебя»

Я долго искала актерские курсы в Москве. Но ни один формат мне не подходил, потому что я не хотела становиться профессиональной актрисой. Я работаю архитектором: проектирую общественные интерьеры. И мне моя работа очень нравится. На актерские курсы я пошла, чтобы узнать себя.

Неудивительно, что на первых занятиях я рассказывала только про себя. О себе я пробовала говорить образными текстами. Уже тогда я определилась, как нужно готовиться к выступлению: я читаю текст сотни раз как мантру и делаю пластические импровизации под звуки речи. Параллельно я зарисовываю партитуру своих движений, продумываю костюм и сценографию.

В первых этюдах я представляла, что еще не родилась. Будто я икринка. Подготовка к таким ролям давалась мне очень тяжело. Тем не менее я раз за разом выбирала такие сюжеты. И только недавно я поняла, почему.

Для отчетного показа в GOGOL School я готовила этюд по рассказу Владимира Набокова «Боги». По сути, это монолог от лица мужчины о том, как его любимая женщина потеряла ребенка. Еще одна история про нерожденных детей. Почему я снова взялась за нее? Я вспомнила, что несколько лет назад моя сестра потеряла ребенка. Странно: когда я только узнала об этом, я ничего не почувствовала. Я просто не могла этого принять — такая защитная реакция. Мои этюды позволили мне наконец пережить эту ситуацию и отпустить ее.

Как открыть в себе актера: рецепты от GOGOL School (фото 2)

 

Сейчас мне уже не так интересно говорить про себя. Но при подготовке к выступлению я понимаю, что все же любой текст — про тебя. Чтобы понять героя, который тебе не близок, ты читаешь его монолог и пытаешься вспомнить, когда ты сам переживал подобное. С помощью таких свободных интерпретаций ты начинаешь принимать другого. Так же происходит и в жизни. Чтобы понять другого человека, нужно подключить свой опыт.

Теперь я не трачу свои силы на стеснение. Чего ломаться? Если ты любишь свое дело — выходи и делай! Я не перестала бояться. Просто сейчас появилась нематериальная структура, которая меня поддерживает и выталкивает меня из зоны комфорта.

Как открыть в себе актера: рецепты от GOGOL School (фото 3)

Кира Лапин, основатель IT-компании:
«В театре мой код — это текст»

Когда я выхожу на сцену, я чувствую себя маленьким ребенком, который ревет в свой день рождения для того, чтобы на него обратили внимание. Я честно признаюсь в своем эгоистичном желании питаться эмоциями зрителей. Такую возможность я получил в театре. Здесь я могу делать то, что в обычной жизни считают ненормальным. Окружающие не поймут, если ты зайдешь в вагон метро, ляжешь в проходе и просто будешь смотреть в потолок. Им станет даже неприятно, что какой-то оболдуй посреди дня ловит хайп. Чтобы увидеть такое, люди идут в театр.

В конечном счете все приходят в театр ради еды. Для меня реакция зрителя — это та пища, которую я со сцены черпаю ложкой. Подойдет любая эмоция: они могут смеяться, а могут негодовать, что не взяли с собой тухлый помидор. Если зритель никак не реагирует, то все было напрасно и лучше бы никто не собирался. От эмоций воздух будто электризуется — у меня зависимость от этого напряжения. После каждого показа я чувствую, что мне необходим новый проект. 

Как открыть в себе актера: рецепты от GOGOL School (фото 4)

Мне нравится, что в основе современного театра — этюды, которые актер приносит с собой. Со сцены я просто делюсь тем, что я вытащил из прочитанного текста. Я читаю материал тысячи раз и выписываю личные ассоциации к тем фрагментам, которые меня цепляют. В этом «облаке тэгов» я обвожу только те слова, которые хочу прожить. Однажды мой ассоциативный ряд ушел так далеко, что я перенес сюжет о банальной супружеской измене в масонскую ложу. Я считаю, что зритель приходит в театр для того, чтобы увидеть такие личные трактовки текста.

Если ничего не выходит, я повторяю текст еще и еще. Мне это не в новинку: по профессии я программист, пишу коды. И иногда, чтобы они сработали, мне приходится браться за одну задачу раз за разом. Ты ведь знаешь, что кто-то до тебя уже смог ее решить. Значит, получится и у тебя. В театре мой код — это текст.

Я не думаю о том, во что выльется мое увлечение. Когда у меня появляются мысли о будущем, я запираюсь в маленькой пустой комнатке и готовлюсь к новой роли.

 

Как открыть в себе актера: рецепты от GOGOL School (фото 5)

Анастасия Быцко, помощник руководителя:
«Я не хочу играть»

Я пошла в актерскую лабораторию, чтобы узнать себя, снять блоки в общении с людьми и развить навык публичных выступлений.

Я не люблю слово «игра». Для меня это значит носить маску и притворяться. В GOGOL School нас учат быть честными и не играть. Тогда ты встречаешься с собой, а это всегда нелегко.  И еще страшнее от того, что на тебя в этот момент смотрят все.

Я вообще не хочу играть. Мне нравится рассказывать настоящие истории, без выдумок, делиться тем, что внутри, работать с реальными ситуациями. Первые занятия в GOGOL School поразили меня тем, что мы делали очень простые вещи, которых мы обычно избегаем в жизни с незнакомыми людьми. Например, прикосновения. Мы много работали с тактильностью: учились доверять партнеру и не бояться его касаний. Это непросто, ведь в жизни мы даже взглядами предпочитаем не встречаться.

При подготовке к роли я изучаю пластику своего героя. Для этого я выписываю из текста всю механику движений персонажа. Я могу заметить не все или, наоборот, увидеть больше других. Поэтому по одному и тому же произведению у каждого получится собственный набор движений для этюда. В этом выборе отражается твое «я».


Как открыть в себе актера: рецепты от GOGOL School (фото 6)

 

Я не даю героям оценок. Это должен сделать сам зритель. В жизни я тоже перестала навешивать ярлыки на людей и стала лучше читать их по взгляду и движениям.

Один из самых необычных опытов для меня — участие в массовом перформансе. Я работала в составе группы из 59 человек. Во время этой акции мы должны были двигаться, как единая масса. Для этого нужно было отключить эго, эмоционально «выйти в ноль» и слиться с другими. Пришлось лишить себя всех своих характерных признаков. После этого перформанса я стала внимательнее относиться к окружающим и больше прислушиваться к мнению других. Когда пробуешь разные подходы к работе, понимаешь, что нужно именно тебе.

О том, куда меня все это приведет, я думать не хочу. Для меня важен процесс, а не результат. Итога может и не быть, а может, он будет развернут в бесконечность. Важно только то, что происходит сейчас.

Как открыть в себе актера: рецепты от GOGOL School (фото 7)

Игорь Шаройко, преподаватель пластической лаборатории GOGOL School:
«Мы просто путешествуем вместе»

Мне не нравится, когда меня называют педагогом. На самом деле я ничего не умею и мне тоже нужно учиться. Поэтому со своими студентами в GOGOL School я на равных. Мы просто путешествуем вместе: они учат меня, а я делаю все, чтобы оправдать их надежды. У нас свободный обмен. Мы будто играем в пинг-понг. Только в меня, конечно, летит больше мячиков, и мне приходится их направлять.

В GOGOL School обычно приходят сформировавшиеся личности, люди с большим жизненным опытом. И поэтому им есть о чем рассказать. Для меня они и есть самые настоящие артисты: им я готов верить и есть все, что они мне скажут. Их не надо мотивировать. Ими движет необузданный голод искусства. На занятия они приходят работать. И их не пугают ночные репетиции до 4 утра и боль во всем теле от тренировок. Они добровольно идут на это творческое заклание.

Как открыть в себе актера: рецепты от GOGOL School (фото 8)

В чем их преимущество над профессиональными актерами? Студентов GOGOL School не тяготит прошлое театра. Мы не нагружаем их историческими подробностями. Для них существует только настоящее и будущее театра, которое творят они сами. В современном театре нет запретных тем, поэтому наши студенты готовы делиться очень интимными историями.

В GOGOL School мы учим людей превращать каждый день в произведение искусства. Для меня завтрак — это уже пластическая партитура. Ведь даже ложку с кашей каждый поднимает по-своему. В суете мы перестали открываться эмоциям и замечать детали вокруг. А ведь творчество — оно в каждом жесте. Если ты это понимаешь, то начинаешь наслаждаться каждым днем и всюду находить прекрасное.

 

Если вы тоже мечтаете сыграть роль в театре, но не являетесь профессиональным актером, примите участие в конкурсе «Откройте в себе актрису». Для этого нужно выбрать одну из предложенных пьес и зачитать на камеру несколько реплик в паре с Олегом Загородним, актером «Гоголь-центра». Реплики Олега можно найти на сайте проекта. Конкурс продлится до 13 июля.

Победитель получит возможность посетить одну из самых ожидаемых театральных премьер года — моноспектакль «Старик и море», который покажут 20 июля на сцене Театра имени Е. Вахтангова в рамках Закрытия Международного Театрального Фестиваля имени А.П. Чехова.

Подробности — на сайте проекта «Откройте грани театра».

Елена Котелова

  • Продюсер: Анастасия Лимаренко
  • Стилист: Лена Ушакова
  • Макияж: Яна Панара
  • Фото: Георгий Кардава

Оставьте комментарий

Загрузить еще