Поиск

«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 1)
T
«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 2)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":578,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":100,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Декамерон»
Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы

«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 3)

В начале сентября в «Гоголь-центре» покажут премьерный спектакль режиссера Кирилла Серебренникова «Декамерон», который москвичи с нетерпением ждут еще с начала прошлого года. Дело в том, что это совместный проект «Гоголь-центра» с немецким Deutsches Theater Berlin — постановка стоит в репертуарах театров двух стран и будет идти по очереди в обеих столицах. Состав артистов остается неизменным — в спектакле играют пять российских и пять немецких актеров. Специально для постановки изготовили два идентичных сценографических павильона, каждый из которых остается в своей стране.

«Декамерон» поставлен по одноименной книге итальянского новеллиста Джованни Боккаччо, которая стала прародителем жанра и главным литературным феноменом Раннего Возрождения. Из ста новелл, входящих в «Декамерон», режиссер выбрал десять сюжетов и перенес их действие из XIV века в наши дни.

К московской премьере спектакля издание BURO. вместе с «Тинькофф», благодаря которому проект и привозят в Россию, решили вспомнить несколько других, столь же ярких исторических фрагментов из диалога русской и немецкой культур. А о том, как принять участие в спецпроекте от «Тинькофф» и попасть на долгожданную премьеру, можно узнать в конце статьи.

«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 4)
«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 5)

Эпизод, в котором Дягилев привозит в Берлин работы знаменитых русских художников

Фигура легендарного антрепренера Сергея Дягилева занимает особое место в истории искусства начала XX века. Именно он открыл миру десятки имен выдающихся композиторов, танцоров, певцов и художников, популяризировал русское искусство на Западе и показал миру всю красоту и изящество русского балета.

Кипучая деятельность Дягилева распространялась на всю Европу и не обошла вниманием немецкую столицу. В 1906 году, после Осеннего салона в Париже, Дягилев привозит в Берлин грандиозную выставку «Два века русской живописи и скульптуры». Она прошла в картинной галерее торговца произведениями искусства Эдуарда Шульте. Выставка знакомила зарубежную публику с историей русского искусства, но основу экспозиции все же составляли работы современных Дягилеву художников, таких как Александр Бенуа, Константин Сомов, Лев Бакст, Михаил Врубель, Валентин Серов, Константин Коровин, Исаак Левитан, Николай Рерих, Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин и другие.

«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 6)

Выставка «Два века русской живописи и скульптуры» Дягилева имела оглушительный успех как в Париже, так и Берлине, что позволило многим из ее участников громко заявить о себе за рубежом. К примеру, совсем еще юные в те годы московские художники Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, работы которых Дягилев представил на выставке в качестве образцов современной русской живописи, позднее неоднократно возвращались в Европу с персональными выставками или в составе творческих объединений художников авангарда.

«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 7)
«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 8)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":880,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":360}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":150,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Лев Бакст, портрет Сергея Дягилева

«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 9)
«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 10)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-665,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":333,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 11)
«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 12)

Эпизод с аншлагом в Берлине на спектаклях труппы Станиславского

«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 13)
«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 14)
«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 15)
«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 16)
«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 17)
{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":180,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":-1,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":180,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 18)

В начале 1906 года Московский художественный театр организовал зарубежные гастроли. Для актерской труппы Станиславского эта мера оказалась скорее вынужденной. Из-за декабрьских вооруженных восстаний 1905 года все театры Москвы были закрыты.

В Берлин МХТ привез в основном пьесы отечественных драматургов — «Царь Федор Иоаннович» А. Толстого, «Дядя Ваня» и «Три сестры» А. Чехова, а также «На дне» М. Горького. Для актеров это был риск и эксперимент: никто не знал, как немецкая публика, совсем не знакомая с русским театром, отреагирует на предложенный репертуар. Зря переживали: уже после первого показа спектакля «Царь Федор Иоаннович» стало ясно, что гастроли


МХТ пройдут с триумфом. О премьере заговорила вся берлинская интеллигенция, а немецкие критики с восторгом писали о неповторимой режиссерской манере Станиславского, реалистичной игре русских актеров и выдающейся работе художника В. А. Симова. Среди почитателей таланта русских артистов оказался и сам император Вильгельм II, встретившийся с труппой после одного из спектаклей. После визита кайзера берлинские постановки МХТ проходили уже при полном аншлаге.

«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 19)
«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 20)
«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 21)
«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 22)
«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 23)
«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 24)

Эпизод, в котором немецкий Баухаус и советский ВХУТЕМАС закладывают основы современного дизайна 

В начале 20-х годов прошлого века, примерно в одно время, в Германии и Советском Союзе открылись учебные заведения, ставшие настоящим двигателем авангарда в европейском искусстве. В Веймаре в 1919 году была основана Высшая школа строительства и художественного конструирования Баухаус, а в 1920-м в Москве открылись Высшие художественно-технические мастерские — ВХУТЕМАС.

Обе школы сформировали основы современного дизайна, совершив революцию в эстетических воззрениях за счет отказа от избыточности и взяв курс на понятный утилитарный дизайн и минимализм. Подходы и принципы, разработанные преподавателями и выпускниками школ, активно используются и по сей день в работах архитекторов, модельеров, дизайнеров и скульпторов.


«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 25)
«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 26)

При многочисленных различиях двух легендарных школ сложно не заметить эстетические пересечения и их взаимное влияние друг на друга. И ВХУТЕМАС, и Баухаус просуществовали сравнительно недолго — до начала 1930-х годов — и имели похожую образовательную структуру. Кроме того, у обеих школ были общие преподаватели — представители русского авангарда Василий Кандинский и Эль Лисицкий. А главное, оба учебных заведения разработали принципиально новый, прикладной подход к искусству, оставив в прошлом многовековые традиции. По мнению основателей и учеников Баухауса и ВХУТЕМАСа, новый дизайн и новое искусство должны были соответствовать потребностям нового мира, стремительно меняющегося, находящегося в постоянном движении. Поэтому архитектура, предметы прикладного искусства, дизайн одежды должны были быть в первую очередь функциональными. Вальтер Гропиус, первый ректор школы Баухаус, говорил: «Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым».

«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 27)
«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 28)
«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 29)
«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 30)
«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 31)

Эпизод с Первой русской художественной выставкой в берлинской галерее Ван Димен

«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 32)

Одним из наиболее ярких событий культурной жизни Берлина 1922 года стала знаменитая выставка работ русского авангарда, прошедшая в галерее Ван Димен.

Выставку организовал советский Народный комиссариат просвещения с целью продемонстрировать новое русское искусство послереволюционной эпохи и наладить связи между художественными деятелями советской России и Германии. После Первой мировой войны и революции подобное культурное событие стало для обеих стран важным шагом к сближению. Средства от продажи произведений с выставки должны были пойти в пользу голодающих.

На выставке планировалось показать русское искусство последних 30 лет — произведения экспрессионистов и передвижников. Однако основной массив работ был представлен «левым» художественным направлением — конструктивистами, супрематистами и «беспредметниками».

В грандиозной по своим масштабам экспозиции приняли участие около 180 авторов, в числе которых были Абрам Архипов, Наталья Гончарова, Василий Кандинский, Казимир Малевич, Владимир Маяковский, Любовь Попова, Эль Лисицкий, Александр Родченко, Владимир Татлин, Марк Шагал и многие другие.


«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 33)
«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 34)
«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 35)

Александр Родченко

Казимир Малевич

Марк Шагал

«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 36)

Новый театральный проект Кирилла Серебренникова продолжает многовековые традиции культурного диалога России и Германии. Премьерные показы «Декамерона» пройдут в «Гоголь-центре» с 6 по 9 сентября. Все билеты на них уже распроданы, но если вы, как и мы, влюблены в театр, то делимся лайфхаком: «Тинькофф» запустил проект, в рамках которого можно выиграть билет на специальный показ и встречу с режиссёром спектакля. Для участия в розыгрыше нужно зайти на специальный сайт и с помощью игры-конструктора создать собственную сцену из «Декамерона», а затем поделиться ею в любой соцсети. Конкурс продлится до 29 августа включительно, а победителей объявят уже 1 сентября.

материал подготовлен при поддержке 

«Декамерон» Кирилла Серебренникова и другие культурные беседы Берлина и Москвы (фото 37)
true
767
1920
false
true
true
[object Object]
{"width":1280,"column_width":175,"columns_n":6,"gutter":45,"line":20}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}