Поиск

Как новый «Твин Пикс» сломал каноны современного телевидения

Дэвид Линч опять всех обманул и снял кино вместо сериала

Текст: Филипп Вуячич

Фото: imdb.com / Kevin Winter / gettyimages.com

Как новый «Твин Пикс» сломал каноны современного телевидения

Изначально у Дэвида Линча были на руках очень плохие карты. Сериал, который с треском закрыли четверть века назад. Кассовый провал полнометражного фильма «Твин Пикс: Сквозь огонь». Тяжелые переговоры с каналом Showtime, который не хотел выделять на производство сериала достаточно денег. О возрождении сериала стало известно в октябре 2014 года, а через полгода Линч заявил, что покидает проект. Официально — по финансовым причинам канал якобы оказался слишком прижимистым. Через месяц Линч, правда, передумал и вернулся. Еще через год, прямо перед выходом третьего сезона, он объявил об уходе из большого кино. И судя по первым четырем сериям возрожденного «Твин Пикс», режиссер снова погорячился.

Как новый «Твин Пикс» сломал каноны современного телевидения (фото 1)

Новый «Твин Пикс» — никакой не сериал, а полноценное кино, которое словно по недоразумению располосовали на часовые отрезки. Или на двухчасовые — первые четыре серии показали в Каннах как два больших эпизода. Однажды Линч сделал из сериала фильм, «Малхолланд Драйв», но тогда хотя бы буквально. Однако не стоит расценивать это как комплимент. Здесь нет и тени динамики, которой достигло современное телевидение. В последние годы сериалы становились все компактнее. Казалось бы, еще недавно каналы заказывали сезоны по 22–23 серии, а в случае рейтинговой неудачи сокращали их число до десяти. Теперь это число стало золотым стандартом для всех популярных сериалов. Ритмичные эпизоды с обязательным клиффхэнгером в финале и постепенный уход от регулярного выпуска серий — больше никакого «в пятницу всей семьей у телевизора».

«Твин Пикс» же ориентирован на зрителя старой закалки, который смотрит сериалы строго в определенное время и в строго определенном месте. Смотреть его на смартфоне по пути на работу совершенно невозможно. Линч даже не пытается заставить зрителя нажать на кнопку «следующая серия» — к финалу серии повествование не достигает точки кипения и все так же продолжает вяло бурлить. Режиссер словно издевается и дважды заканчивает эпизоды в баре, где выступает группа Chromatics, чьи напевы снимают последние остатки напряжения.

Перед Линчем стоял довольно очевидный выбор. С одной стороны, он мог удариться в стилизацию и снять наивный «сериал из 90-х». Как показали «Очень странные дела» от Netflix, это вполне жизнеспособный подход. Более того, он хорошо зарекомендовал себя в Голливуде, где воскресили уже целый десяток хитов конца прошлого века. С другой стороны, у Линча была отличная возможность осовременить «Твин Пикс» и показать его многочисленным эпигонам, как надо снимать мистические сериалы про маленькие американские городки.

Как новый «Твин Пикс» сломал каноны современного телевидения (фото 2)

Однако Линч остановился на распутье. Попав на кабельное, его персонажи неожиданно освоили мат и начали вести активную половую жизнь — вот чего в 90-е точно не было. Вместе с тем оттуда явились милые дураки вроде помощника шерифа Энди и секретарши Люси, которые сейчас выглядят скорее как персонажи ситкома, нежели мистического триллера. Совмещать буффонаду и сюрреализм плохо удавалось и оригинальному «Твин Пикс», что особенно хорошо проявилось во втором сезоне. Первая глава, которая завоевала высокие рейтинги, позволяла себе меньше стилистических вольностей: там все же убийство расследовали и героям было как-то не до шуток.

Но главным объектом розыгрыша все равно стал зритель. Ушлые маркетологи уверяли фанатов «Твин Пикс», что новый сериал в первую очередь снят для них. На деле же оказалось, что если чьи поклонники и будут довольны, так это творчества Линча.  Они ведь всегда мечтали увидеть 18-часовую версию «Малхолланд Драйв». Или нет? Как бы там ни было, мечта сбылась.

Третий сезон «Твин Пикс» доступен на «Амедиатеке»

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7