Поиск

Выставка недели: JR в галерее на Солянке

Выставка недели: JR в галерее на Солянке

В рамках Первой московской биеннале уличного искусства Артмоссфера

Текст: Сергей Багулин

Француз JR — один из самых плодотворных современных уличных художников. Его проекты в разное время производили сенсацию во многих уголках мира. Выставка в галерее на Солянке представляет проект, который JR создал в одном из самых живописных и страшных мест на планете — бразильских фавелах

Выставка "Супергерой стрит-вселенной" относительно небольшая — непосредственно проекту JR отведен один зал средней величины. Но если пристально рассматривать фотоработы, запечатлевшие масштабный уличный проект street-артиста в фавелах Рио де Жанейро, выпасть из жизни можно надолго. Живописное нагромождение разноцветных домиков смотрит десятками черно-белых глаз на жителей бразильского мегаполиса, пассажиров пролетающих мимо самолетов и, наконец, посетителей выставки в галерее на Солянке.

Выставка недели: JR в галерее на Солянке (фото 1)

Красиво до неприличия. Художник в очередной раз превратил городской квартал в галерею искусств под открытым небом. Даже из каменных городских ступеней JR умудрился создать исполинский черно-белый женский портрет. Правда, вскоре подошвы местных жителей, ежедневно сновавших вверх и вниз по арт-объекту, превратили добротно прилаженную фотоработу в поэтичные лохмотья. На выставке две фотографии демонстрируют "Лестницу" до и после. 

Выставка недели: JR в галерее на Солянке (фото 2)

За захватывающей картинкой, как часто случается, стоит трагическая история. Не зря грандиозный проект называется "Женщины-герои". По всему миру — в основном, "третьему" — JR ищет трагичные истории женщин, переживших ужасы вооруженных конфликтов и социальной несправедливости. Бразильские фавелы — лишь часть проекта. Масштабные работы художника появились также в Индии, Кении, Либерии и других странах. Параллельно с паблик-артом JR снимает о героинях небольшие фильмы-откровения.

Выставка недели: JR в галерее на Солянке (фото 3)

Жительница трущоб Рио де Жанейро рассказала художнику историю, которую проще представить сюжетом чернушного артхаусного кино, чем реальностью. Внук Бенедиты Монтейро трагически погиб, возвращаясь с танцев. Вместе с другими ребятами группа военных отвела его в соседнюю враждебную фавелу, контролируемую наркоторговцами. Юношей обесчестили, убили и, покромсав на кусочки, выбросили в мусорный бак.  Превращая стены покосившихся хибар в произведения искусства, JR — "супергерой стрит-вселенной" — не просто "наводит красоту" в сомнительных кварталах, но и пытается рассказать всему миру, что то, что приводит нас в ужас в книгах и кинолентах, может быть частью чьей-то жизни.