Поиск

Курс на Брюссель: выставка The Belgians. An unexpected fashion story

Курс на Брюссель: выставка The Belgians. An unexpected fashion story

Что такое бельгийская мода?

Текст: Владимир Гридин

Владимир Гридин отправился в Брюссель на открытие выставки The Belgians. An unexpected fashion story и теперь рассказывает, чего стоит от нее ждать

Выставка с эпическим названием, открывающаяся сегодня для широкой публики в брюссельском культурном центре BOZAR, станет центральным событием лета в бельгийской столице. Помимо нее программу Summer of Fashion («Лето моды») составят сопутствующие экспозиции Bellissima (вольная цитата из прошедшей в Риме выставки, посвященной итальянской моде 1950—60-х, времен «Голливуда на Тибре»), Primadonna (к 150-летию одноименной марки бельгийского женского белья), а еще инсталляции в витринах лучших бутиков бельгийских дизайнеров и мультимедиа-перформанс актуальной художницы Линдер по мотивам архивов Maison Margiela.

Сумрачный, непривлекательный Брюссель ассоциируется скорее с общеевропейской бюрократией, чем с модой. Возможно, именно поэтому решено оживить его культурный ландшафт чем-то более фривольным, чем заседания Еврокомиссии. Формально выставка посвящена столетней истории бельгийской моды, от  пионеров до поколения будущих ее звезд. Однако центральное место отведено тем, кто создал бельгийской моде громкое имя — «антверпенской шестерке». Ворвавшиеся в международную моду в начале 1980-х Вальтер ван Бейрендонк, Анн Демельмейстер, Дирк ван Саен, Дрис ван Нотен, Марина Йи, Дирк Биккембергс превратили тихую буржуазную Бельгию в пристанище богемных бунтарей. Их артистический взгляд на вещи, помноженный на страсть к деконструктивизму, примитивизму и минимализму, не мог пройти незамеченным в эпоху яппи и показного потребления.

Сумрачный, непривлекательный Брюссель ассоциируется скорее с общеевропейской бюрократией, чем с модой

Куратор выставки Дидье Верварен, экс-арт-директор исторического аксессуарного дома Delvaux, считает, что выставка отмечает важный этап: «В 2012-м Раф Симонс сменил Джона Гальяно в Dior, в 2014-м Гальяно пришел в Maison Margiela. 2015-й становится началом новой эры бельгийской моды».

Сюрреалистичный характер бельгийского дизайна одежды подчеркивается с первого экспоната — реконструкции сюртука из ковровой дорожки Ника Вандерворста. Со знаменитыми бельгийскими сюрреалистами Рене Магриттом и Фрицем ван дер Берге были дружны основатели Maison Norin, близкого по стилю к дому Chanel. Армия из сорока манекенов с затянутыми папиросной бумагой головами демонстрирует выбивающуюся из мейнстрима моду 70-х — начала 80-х: эксперименты с трикотажем, многослойностью, принтами, эпатажными аксессуарами вроде седел вместо поясов. Вероник Леруа, Бернхард Вильгельм, Вероник Бранкино, Питер Пилотто, Жан-Поль Нотт, Крис Ван Аш, Джозефус Тимистер — все стоят рядом.

Курс на Брюссель: выставка The Belgians. An unexpected fashion story (фото 1)

Курс на Брюссель: выставка The Belgians. An unexpected fashion story (фото 2)

Оливье Тейскенс, Диана фон Фюрстенберг (уроженка Брюсселя), лучший шляпник страны Элвис Помпилио «представляют» свои работы на фоне собственных портретов. Драгоценная «Золотая шпулька», награда за выдающееся мастерство и образность, впервые врученная в 1982 году Анн Демельмейстер, сияет на фоне репродукции шпалеры XVII века. Эти тканые ковры в свое время играли роль одновременно и модного журнала (фасоны платьев можно было копировать), и рекламного проспекта брюссельских ткачей.

Армия из сорока манекенов с затянутыми папиросной бумагой головами демонстрирует выбивающуюся из мейнстрима моду 70-х — начала 80-х

Креативность, авангард, эксперимент — эти идеи снова и снова возникают, объединяя разные разделы выставки: от посвященного школам модного дизайна (сейчас их десять в стране с 11-миллионным населением) до демонстрирующего способность Анн Демельмейстер создать платье для фигуры Девы Марии в одной из церквей или утонченное белье Карин Жильсон, раздевавшей героиню «Скайфолла»; от усыпанных 3 000 бриллиантов ботильонов A. F. Vandevorst до топа из пластикового пакета из-под вина Maison Margiela; от выкрашенного куркумой платья до шарфов Жан-Поля Леспаньяра с мастерски составленными из ветчины и колбас принтами.

Курс на Брюссель: выставка The Belgians. An unexpected fashion story (фото 3)

Но так ли все ладно в бельгийском королевстве? Первой большую моду покинула Марина Йи, предпочтя бизнесу искусство и преподавание. За пару часов до открытия выставки она с кистью в руке работала над коллажем, призванным демонстрировать креативность бельгийской моды. Могучий бородач ван Бейрендонк, сотрясавший подиумы авангардными коллекциями мужской одежды, стал респектабельным ректором Антверпенской академии искусств и автором успешной детской линии для компании JBC. Анн Демельмейстер отошла от дел. Мартин Маржела больше не работает в собственном доме. Те, кого называют новой волной, nouvelle vague, подозрительно напоминают своих предшественников и вновь и вновь обращаются к проверенным образцам конца 80-х: панк, авангард, деконструктивизм, shabby chic.

Курс на Брюссель: выставка The Belgians. An unexpected fashion story (фото 4)

Похоже, что бунт «антверпенской шестерки» против буржуазности все еще остается парадигмой бельгийских дизайнеров. Только молодые бунтуют уже не против буржуазности, а против бессилия бюрократической системы, которая не в состоянии дать негласной столице Евросоюза чистые улицы без бомжей, единый язык и сильную власть. Несмотря на сказанные перед открытием выставки Дианой фон Фюрстенберг слова: «Страх — не то чувство, которое нам нужно. Мода может спасти мир, потому что это не только одежда, но и способ мыслить», — получается беззубо, скучно, впроброс. Потому молодых бельгийцев мало кто знает, а у бельгийской моды образуется совсем уж неожиданная история. An unexpected fashion story.

Курс на Брюссель: выставка The Belgians. An unexpected fashion story (фото 5)

Курс на Брюссель: выставка The Belgians. An unexpected fashion story (фото 6)