Поиск

Воры в искусстве

Ограбления во имя эстетического наслаждения

Воры в искусстве

Далеко не всеми грабителями руководит жажда наживы, особенно если речь идет о таком специфическом товаре, как произведения искусства. В истории известно значительное количество похищений, совершенных из высокого эстетического чувства.

Воры в искусстве (фото 1)

 Пустующие рамы в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер после ограбления 1990 года

Воры в искусстве (фото 2)

 Рембрандт Харменс Ван Рейн "Автопортрет", найден в 2005 году

Некоторые люди настолько горячо любят искусство, что становятся заложниками своего увлечения. Одним из настоящих "рабов искусства" был молодой студент Стефан Брайтвизер. Однажды, посетив Швейцарский замок, где жил Камиль Коро,  он не смог удержаться и просто снял со стены женский портрет малоизвестного немецкого живописца Кристина Вильгельма Дитриха. Позже похититель-эстет заявил, что женщина пленила его своими глазами и красотой. Он долго стоял перед портретом, аккуратно снял холст, свернул его в трубочку и покинул стены замка. 

Воры в искусстве (фото 3)

Кристиан Вильгельм Дитрих "Портрет дамы в соломенной шляпе"

Воры в искусстве (фото 4)

Портрет Сефана Брайтвизира

Брайтвизир был по-настоящему одержим своим хобби: год изучал историю искусства в Страсбургском университете, но вскоре понял, что ему никогда не скопить на шедевры старых мастеров, которыми он безмерно восхищался. Тогда Стефан начал посещать старинные замки и плохо охраняемые галереи, откуда запросто выносил рисунки, картины, изделия из серебра. Награбленные ценности он обрамлял и хранил а спальне своего дома, по случаю устраивая для себя настоящие экспозиции.

Воры в искусстве (фото 5)

Лукас Кранах-старший "Портрет Сибиллы, принцессы Клевской"

В общей сложности он украл 232 произведения из 139 музеев Европы, самым ценным из которых был "Портрет Сибиллы, принцессы Клевской" Лукаса Кранаха-старшего стоимостью 4 млн долларов. Патологическая страсть Стефана оказалась пагубной не только для самого молодого человека, которого признали невменяемым, но и для любимых им произведений: когда мать узнала, что ее сын обвиняется в ряде серьезных преступлений, она поспешила сжечь несколько холстов, в числе которых предположительно был "Спящий пастух" Брансуа Буше.

Воры в искусстве (фото 6)

Франсуа Буше "Спящий пастух"

Любителем искусства был и итальянец Винченцо Перуджиа. В 1911 году он запросто вынес "Мону Лизу" из Лувра, оставшись при этом незамеченным: он был работником музея и собственноручно монтировал витрину для этого шедевра. Через два года картину обнаружили, когда Винченцо пытался продать ее в галерею Уффици. На допросе Перуджиа утверждал, что лишь пытался восстановить справедливость, по которой произведения Леонардо должны храниться на его родине в Италии.

Воры в искусстве (фото 7)

Антуан Ватто "Равнодушный"

В 1939 году произошло еще одно ограбление Лувра. Тогда молодой художник выкрал "Равнодушного" Антуана Ватто, очистил ее от лака и вернул администрации. Другой эстет в 1994 году похитил картину Гарольда Беттса из хранилища в Лос-Анджелесе, перетянул холст и отреставрировал, однако позже все-таки продал.

В 1953 году еще один студент, учащийся на художественном факультетe, украл из музея Виктории и Альберта статую Огюста Родена. Возвращая произведение, он объяснил свой поступок желанием пожить возле любимого шедевра.

Воры в искусстве (фото 8)

Огюст Роден "Торс Адели"

В июне 2005 года студент из Чили Луис украл из Национального музея изобразительных искусств в Сантьяго "Торс Адели" Огюста Родена. Признавшись в своем преступлении и вернув скульптуру, он утверждал, что пытался показать, насколько плохо работает система охраны. Руководству музея пришлось отпустить молодого человека, ведь действовал он исключительно в интересах музея.

Воры в искусстве (фото 9)

 Поль Гоген "Таитянский пейзаж"

К сожалению, это лишь счастливое исключение из общего правила. В 2003 году из галереи Уитворта в Манчестере были похищены полотна Пикассо, Ван Гога и Гогена. Тогда их вернули, опять под предлогом того, что воры лишь пытались привлечь внимание к проблемам с охраной. Похитители спрятали картины в общественном туалете, однако им не пришло в голову забрать их оттуда, когда начался проливной дождь. Все картины были сильно повреждены, а у полотна Ван Гога отвалился угол.

Несмотря на кажущуюся безобидность подобных преступлений, результат их, как правило, плачевный. Любые воры наносят не только материальный ущерб музеям, но и гораздо больший моральный урон всему человечеству, ведь в результате грабежей сокращается мировое культурное наследие.

Воры в искусстве (фото 10)

Рубенс "Тарквиний и Лукреция". Полотно было практически полностью испорчено во время ограбления

Текст: Елизавета Афанасьева

29 нояб. 2011, 16:20

Оставьте комментарий

загрузить еще