


T
партнерский материал

Кино Восточной Азии — в жанрах, местах и впечатлениях

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":-179,"rotationZ":17}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":-2,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":-179,"rotationZ":24}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":2.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Отправляемся в одиссею по Японии, Китаю и Южной Корее с любимыми фильмами и сериалами
Дизайн: Виолетта Шепитько
Фото: пресс-служба Иви
Текст: Сергей Кулешов
Довольно долго страны Восточной Азии находились в изоляции от западного мира, однако всегда обладали мощными культурными традициями. Вероятно, именно это позволило им сформировать самостоятельные киноиндустрии и жанровые системы, способные конкурировать с Голливудом. Вместе с онлайн-кинотеатром Иви на примере Японии, Китая и Южной Кореи учимся искать вдохновение — и точки притяжения для путешественников — в азиатском кино.





{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":753,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.5,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
Страна восходящего солнца по праву считается пионером азиатского кино: японцы начали снимать собственные фильмы уже в 1899 году. Ведя родословную сразу и от «волшебного фонаря» (Laterna magica, аппарат, проецирующий изображения с помощью встроенного источника света), и от театра кабуки (классический японский театр, синтез музыки, пения, драмы и танцев), местный кинематограф довольно быстро стал панацеей для народа. Фирменной чертой любого сеанса, вплоть до прихода звука в начале 1930-х, являлся бэнси — комментатор, прямо во время просмотра озвучивающий реплики в интертитрах и описывающий происходящее на экране. В случае экспортных фильмов — еще и поясняющий соотечественникам иностранный колорит.
Вплоть до середины XX века такой же комментатор пригодился бы и тем зрителям, что наблюдали за японским кинематографом извне. До первых прорывов на ниве блокбастеров («Годзилла», 1954) и фестивального кино (картины Акиры Куросавы и Ясудзиро Одзу) иностранцам были чужды элементы национальной культуры и быта японцев — от символического значения сакуры до гармоничности стихов танка (хайку). Тем не менее эти и другие образы стали знаковыми для всего мира благодаря местному кинематографу и жанровой системе.



ЯПОНИЯ

ДЗИДАЙГЭКИ

Действие «Семи самураев», рассказывающих о благородных войнах, защищающих деревню от бандитов, разворачивается в XVI веке, в эпоху Сэнгоку (воюющих провинций). Сегодня эти самые провинции подверглись урбанизации, однако тогда маленькие деревни, наподобие той, что показана в картине, были отрезаны от основных дорог и больших городов. С этим связана и беззащитность местных жителей, лишенных помощи из политического центра, оставшихся один на один с разбойниками. Несмотря на то что декорации деревни были построены специально для фильма, часть сцен Куросава снимал на полуострове Идзу — в живописной части национального парка, изобилующей водопадами и горячими источниками. Сегодня это обязательная часть маршрута по Японии, возможность застать нетронутыми природные красоты страны.
На театральной сцене жанр исторических костюмных драм появился задолго до изобретения кинематографа. «Седьмое из искусств» не могло обойти его стороной: судьбы самураев и козни противостоящих им разбойников стали основой для зрелищных, подчас батальных эпических драм или боевиков. Канонический представитель жанра — «Семь самураев» (1954) Акиры Куросавы, на долгие годы ставший визитной карточкой японского кинематографа. И источником вдохновения для авторов по всему миру, вплоть до Джорджа Лукаса, придумавшего для своих «Звездных войн» слово «джедай» — производное от названия жанра.

АНИМЕ
Аниме — это своего рода визитная карточка японской культуры. Визуальный стиль этих произведений не перепутаешь ни с каким другим. Первое аниме появилось еще в конце 1900-х годов, а уже сегодня мы знаем много классических образцов японской анимации — от полнометражного «Акиры» (1987) до сериала «Атака титанов» (2013–2023). Безусловно, одним из главных популяризаторов аниме, автором, чье имя знают даже те, кто не видел ни одного подобного проекта, является Хаяо Миядзаки. Сегодня фанатов японской анимации можно обнаружить на всех континентах, а разнообразию жанров и направлений позавидует любая национальная кинематография. Аниме неоднородно: его почитатели могут устраивать себе марафоны сёнэн-сериалов (рассчитанные на аудиторию подростков в возрасте от 12 до 18 лет), могут увлекаться фэнтезийными сагами или авторскими хитами.

К последним относятся работы Макото Синкая — мастера поэтичных историй о любви. Его полнометражный аниме-альманах «5 сантиметров в секунду» (2007) покорил зрителей по всему миру своей лирической интонацией и уникальной атмосферой Японии 1990-х годов. Три истории, объединенные фигурой мальчика-подростка, живописуют его взросление, влюбленность, радости и разочарования. Образный ряд, использованный Синкаем, — поезд, мчащийся сквозь снег, или ракета, взмывающая в воздух с космодрома, — рифмуется с чувствами юноши, впервые переживающего волнения и кризисы. Не зря в «5 сантиметрах...» фигурирует сразу несколько разных локаций: полный ярких цветов Токио, заснеженная провинция, пасторальный ландшафт острова Танегасима.

Аниме может быть не только камерным и поэтичным, но и остросюжетным, наполненным экшен-элементами. Таков сериал «Гачиакута», премьера которого состоится на Иви 6 июля этого года — сразу следом за эфиром в Японии. Это антиутопия, синтез социального высказывания и фантастического боевика. Главного героя, мальчика-бедняка, ложно обвиняют в убийстве и приговаривают к изгнанию в «Бездну», где горы мусора превращаются в жутких монстров. История мести здесь совпадает со становлением могучего воина, который, обживаясь в жестоких условиях, находит себе неожиданных союзников и постоянно рискует собой в схватках с чудовищами. Этот расхожий для сёнэн-сериалов сюжетный троп получает новое измерение благодаря центральному посылу «Гачиакуты»: город, поделенный на две части, становится метафорой расслоения общества на богатых и бедных, а трущобы, в которых оказывается главный герой, являются метафорой экологической проблемы, постепенно становящейся для японцев одной из ключевых.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.5,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-178}},{"id":3,"properties":{"x":-1,"y":0,"z":0,"opacity":0.5,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-160}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":5.5,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}


ФЕСТИВАЛЬНОЕ КИНО
К теме экологии обращается один из главных японских режиссеров современности — Рюсукэ Хамагути. В 2021 году его картина «Сядь за руль моей машины» получила премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. А уже в 2023-м лента «Зло не существует» завоевала приз Большого жюри Венецианского кинофестиваля.
В этом фильме Хамагути исследует злободневную тему, рассказывая историю небольшой деревни, чьи жители верны традиции беречь окружающую среду. Прежде прочего — родниковую воду, которую грозит испортить строительство глэмпинга. Наблюдая противоречия между выгодой строительной компании и желаниями местных жителей, Хамагути показывает, как трудно (и необходимо) беречь природные дары от посягательств алчных предпринимателей. Вместе с тем режиссер вкладывает в уста «агентов цивилизации» вполне здравые суждения о проекте, разработанном с целью не повредить флоре и фауне. Конфликт между городом и деревней для кино не нов, но постановщик усиливает его, акцентируя внимание на живописных пейзажах дикого леса, грунтовых вод и размеренной сельской жизни. Фильм снимался в пограничных районах между префектурами Яманаси и Нагано, а близость природы, в свою очередь, может соблазнить путешественника на поездку в первозданную Японию.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":692,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.5,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
В Китае, как и во всем остальном мире, зарождение кинематографа принято отсчитывать от братьев Люмьер, однако для страны важна преемственность «седьмого из искусств» по отношению к древнему театру теней. Так или иначе история кино здесь оказалась тесно спаяна с политикой. Фильмы, созданные трестами, сменялись картинами, снятыми при коммунистическом режиме, а после — в условиях культурной революции. Дополнительную сложность в определении границ кинематографии привносит и географическое, культурное разнообразие: к китайскому кино привыкли относить и ленты, снятые на материке, и картины, произведенные на Тайване, а также в Гонконге и Сингапуре.
Несмотря на обилие диалектов, сегодня местное жанровое кино бьет кассовые рекорды, всерьез соперничает с голливудским и является важной статьей экспорта. Перед тем как огромный локальный рынок заполонили фантастические блокбастеры, особую популярность получил жанр уся — приключенческого фэнтезийного боевика, где основной упор делается на зрелищность боевых искусств. Во многом экшен-составляющая таких фильмов и повлияла на вкусы современных зрителей.

КИТАЙ



МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ
Китайские аниматоры по праву считаются передовыми профессионалами. Черпая сюжеты из фольклора и маньхуа (китайские комиксы), они стараются постоянно сочетать разные техники анимации — рисование тушью, компьютерные технологии, кукольную анимацию, аниматронику.
«Как перевоспитать дракона» — успешная попытка адаптировать традиционный жанр уся к формату мультфильма. Обилие сказочных существ и фэнтези-элементов превращает историю о дружбе и поиске идентичности в зрелищный экшен. В сценах сражений находится место и пластичности боевых искусств, и эклектичности заклинаний. Кроме того, мультфильм позволяет познакомиться не только с элементами китайской мифологии, но и с особенностями местной философии, в том числе и связанной с восприятием четырех стихий.
КИТАЙСКИЕ ДОРАМЫ

Безусловно, одной из характерных черт сериального производства в Китае является ориентация на молодежную аудиторию. Особой популярностью пользуется местный извод дорам — романтических комедий на современные сюжеты. Нелишним будет упомянуть, что само название происходит от японского «до-ра-ма» (от английского drama), в то время как остальные азиатские страны подхватили и адаптировали понятие для своего контекста.
Ярким представителем этого жанра можно назвать сериал «Мой босс» (2024). Он лучше всего воплощает один из ключевых трендов таких проектов — интерес к служебным романам. В центре сюжета — девушка-адвокат, получившая назначение в престижную компанию, но внезапно узнавшая в новом начальнике своего неприветливого соседа по квартире. Повествование посвящено их любовным перипетиям с добрым юмором. Обращает на себя внимание и место действия: съемки проходили в Шанхае, что позволило отразить прелести жизни в современном китайском мегаполисе. Этот город, соединяющий в себе традиционную культуру и инновации, ведет героев сериала из офисных зданий в старые кафе, сопровождает их любовь по тихим жилым районам и испещренному рекламой деловому центру. Для зрителей-иностранцев «Мой босс» точно станет хорошим поводом влюбиться в разнообразие ощущений, которые Шанхай может подарить туристу.


ВЕБ-СЕРИАЛЫ
Интерес китайцев к новым технологиям хорошо известен. Это касается и способов потребления контента: местные производители раньше коллег-иностранцев начали уделять внимание веб-сериалам, то есть проектам, сразу транслируемым в интернет в обход телевидения. Чем мгновенно заслужили преданность аудитории молодых людей, активно пользующихся социальными сетями и предпочитающих сидению дома высокую мобильность.
Веб-сериал «Киберкраш» (2021) стал столь популярен на родине и за ее пределами не только благодаря формату и увлекательному комедийно-романтическому сюжету. Все дело в модной и актуальной теме: экранная химия возникает между двумя профессиональными киберспортсменами — парнем и девушкой. Соревнуясь с другими командами в популярной MOBA-игре (в этом же жанре сделаны такие тайтлы, как DOTA-2 и League of Legends), эти двое достигают высоких результатов в спорте и любви. В сериале мы наблюдаем не только за перемещениями героев по крупным городам, но и за геймплеем Onmyoji Arena — проекта, полноценно вошедшего в культурную жизнь молодых людей по всей стране.


Сегодня, когда фильмы и сериалы все активнее мигрируют в онлайн-среду, приятно иметь под рукой доступ к самому разному контенту. Например, к тем же азиатским проектам, которые представлены в обширной библиотеке Иви. Запускаете поиск по странам — и отправляетесь в путешествие по манящим красотам региона.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":692,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.5,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
Повышенное внимание к корейскому кинематографу началось с триумфа «Паразитов» Пона Джунхо, принесших создателям призы европейских смотров и целых четыре «Оскара» (в том числе статуэтку за лучший фильм, впервые в истории присужденную картине на иностранном языке). Но этим не исчерпываются успехи национальной кинематографии: ленты и сериалы из Южной Кореи занимают высокие места в чартах стриминг-сервисов и онлайн-платформ по всему миру.
Это «корейское кино-чудо» стало возможным благодаря демократизации производства, поддержке со стороны государства, ориентации на лучшие образцы западного кино и открытию большого числа кинотеатров. Первыми весточками этого процесса стали картины 1980-х годов вроде «Хорошего ветреного дня» (1980) и «Мадам Аемы» (1982). Они символизировали начало нового свободного этапа, отличного от предыдущего, полного цензурных ограничений. Ближе к концу столетия стал ясен высокий коммерческий потенциал корейского кинематографа: даже авторские триллеры вроде «Объединенной зоны безопасности» (2000) стали приносить солидные кассовые результаты (внутри страны картину посмотрело более 6 миллионов человек). Производя множество зрелищных фильмов и сериалов, корейцы постепенно нащупали собственный спектр тем: конфликт поколений, травматичное прошлое, связанное с разделением Кореи, особое отношение к национальной мифологии.

ЮЖНАЯ КОРЕЯ

При этом, часто критикуя устройство общества и социальное неравенство, режиссеры могут использовать для этого самые разные жанры — хоррор («Поезд в Пусан», 2016), философскую притчу («Весна, лето, осень, зима... и снова весна», 2003), антиутопию («Игра в кальмара», 2021—...), мелодраму («Этот парень — черный огненный дракон»). Сегодня фанаты корейских сериалов рассеяны по всему миру и готовы делать высокие рейтинги не только таким радикальным проектам, но и крепко сделанным дорамам.
БОЕВИКИ
Корейские боевики могут быть разными: с упором на детективную интригу («Я видел дьявола», 2010), криминальный сеттинг («Криминальный город», 2017), историческое повествование («Битва в проливе Норян», 2023). Их общей визитной карточкой является изощренная хореография схваток, впечатляющая даже голливудских постановщиков боев.

Сериал «Учебная группа» (2025) — пример того, как можно изящно совместить экшен-элементы с присущими дорамам романтической линией и легким юмором. Действие происходит в техникуме (еще одно традиционное для современных дорам место действия), где Юн Камин хочет повысить успеваемость, но умудряется постоянно влипать в драки. Он организует учебную группу, однако и это не помогает: теперь юноше постоянно приходится заступаться за товарищей. Зрелищные эпизоды драк оформлены через клиповый монтаж, слоу-моушен, эффект bullet time (иллюзия застывшего времени вокруг объекта, движущегося на нормальной скорости). В совокупности с яркой атмосферой техникума происходящее на экране напоминает оживший комикс — не зря дорама основана на одноименном вебтуне (цифровом комиксе). «Учебная группа» позволяет проникнуться задорной атмосферой молодежной Кореи, где модные гаджеты соседствуют с нунчаками.



ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОРАМЫ
Чаще всего корейские исторические дорамы фокусируются на событиях, связанных с основанием или становлением государства. Их обязательными атрибутами становятся политические перипетии и активные любовные линии.
Одним из первых таких проектов, быстро ставших хитом, оказался сериал «Чумон» (2006–2007). Его действие разворачивается в 108 году до нашей эры, в центре сюжета — легендарный основатель корейского государства Когурё Чумон. Нам показывают весь пройденный им путь — от беспечного принца-разгильдяя до мудрого собирателя земель и великого полководца. Съемки дорамы проходили в парке Ёнин Тэчжангеум, построенном у города Ёнин в провинции Кёнгидо специально для производства исторических проектов. Живописный ландшафт был дополнен декорациями — старинными домами и дворцами — в стиле сразу нескольких исторических периодов (Самгук, Корё и Чосон). Сцены же в императорском дворце были сняты в парке Самханчжи, расположенном в городе Начжу. Эти места, носящие на себе отпечатки сразу нескольких эпох (что оказалось важно для долгоиграющего проекта), и сегодня доступны для туристов, желающих погрузиться в прошлое Кореи и посетить памятные для сериала локации.

ГОРОДСКОЕ ФЭНТЕЗИ
Как ни странно, этот жанр, нашедший свое воплощение и в других странах Восточной Азии, в особенности удался именно в рамках корейской кинематографии. Хотя и в Японии, и в Китае очень часто можно встретить произведения, где на равных правах сосуществуют фольклорные мотивы и атрибуты современного мира.

В сериале «История девятихвостого лиса» (2020) сюжет строится вокруг приключений Ли Ёна — девятихвостого лиса, который вот уже 1000 лет защищает мир людей от сверхъестественных угроз. Вместе с этим он, доживший до наших дней, продолжает поиски реинкарнации своей погибшей возлюбленной в современном Сеуле — городе, усеянном небоскребами, рекламой, телевышками и широкими авеню, но все еще сохраняющем исторические кварталы и обширную лесопарковую зону. Эта обстановка как нельзя лучше подходит и для главного героя, который, так же как и столица Южной Кореи, застрял между далеким прошлым и технологичным настоящим. Кроме того, город оказывается идеальной ареной для битвы со злом: сражения с зомби проходят в лесных массивах, а в схватки с опасными противниками, вроде земного дракона, герой вступает уже на крышах высотных зданий. Разнообразие локаций и их символическое значение подталкивают к посещению и изучению Сеула, действительно богатого на самые разные впечатления.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-1,"y":81,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
Реклама. Иви