Поиск

Почему нынешние взрослые так упиваются своим инфантилизмом?

Почему нынешние взрослые так упиваются своим инфантилизмом?

На примере новинок кинопроката

Текст: Геннадий Устиян

Нынешние развлечения рассчитаны на людей любого возраста: родители ходят в кино на мультфильмы со своими детьми, и еще неизвестно, кому это нравится больше. И все же, как бы мы ни считали собственную инфантилизацию невинным ребячеством, самообман вечной молодости опасен для нас самих, считает Геннадий Устиян

Пару месяцев назад актер Саймон Пегг, заработавший состояние, снимаясь в «Стар Треке» и «Миссия невыполнима», и озвучивавший «Ледниковый период» и «Корпорацию монстров», укусил кормящую его руку, заявив, что пора завязывать с young adult-фильмами, бесконечными ребутами гиковских киносериалов и мультиками: «Детские развлечения победили. Пора от них начинать отказываться, пока мы совсем не отупели и не потребовали соску».

Такая позиция не может не радовать: когда видишь, как серьезные приличные люди увлеченно рассуждают о смысле какой-нибудь ерунды вроде названия фантастического корабля, хочется дождаться, когда пройдет время, они потратят полученные за этот стыд деньги и признаются, как Бен Аффлек в случае с «Сорвиголовой», что они потратили кусок своей жизни и наши деньги впустую: никто не получил от «Сорвиголовы» эстетическое удовольствие или новые знания, а люди просто были привлечены в кинотеатры рекламой. Но звезды не всегда были такими продажными. Например, Харрисон Форд никогда не скрывал своей брезгливости по отношению к «Звездным войнам», в которых снимался в 1970—80-х (ведь и правда, глупость несусветная, а не кино), что не помешало ему сняться в новой части, как и Аффлеку снова надеть супергеройский костюм в «Бэтмене против Супермена» (ну и, конечно, новый «Стар Трек» с Саймоном Пеггом обязательно выйдет в 2016). Все нормальные взрослые люди знают, что участвуют в ерунде только потому, что сейчас она приносит деньги. Если вдруг завтра перестанет — они с удовольствием начнут мочить собственные прошлые фильмы, потому что картины эти инфантильны, глупы и примитивны.

На прошлой неделе «Миньоны», уступившие абсолютный рекорд первого уик-энда среди анимационных картин только «Шрэку Третьему», появившемуся в 2007 году, собрали больше 400 миллионов долларов в мировом прокате — выйдя в 30 странах и во всех оказавшись на первом месте! Ни одна страна не держала удар и ничего не противопоставляла Голливуду, хотя у многих есть интересные кинематографии и аудитория, которая ходит на местные фильмы. В России сборы «Миньонов» перевалили за миллиард рублей. Понятно, что сейчас лето, время блокбастеров, но если учесть, что перед «Миньонами» вышли «Головоломка» (тоже мультик) и «Мир Юрского периода» (еще один сиквел про динозавров, гоняющихся по лесу за детьми), кажется, что находишься на детской площадке, с которой, как в ночном кошмаре, нет выхода.

Ни одна страна не держала удар и ничего не противопоставляла Голливуду, хотя у многих есть интересные кинематографии и аудитория, которая ходит на местные фильмы

Конечно, цифры растут не только потому, что все вдруг впали в детство, но и из-за увеличения количества кинотеатров на новых рынках и роста стоимости билетов. И все же кажется, что публика все-таки не настолько одичала, чтобы ходить только на фильмы для детей. Я недавно встретил приятельницу, у которой трое сыновей от дошкольного до старшеклассного возрастов, и на ее вопрос, что смотреть с детьми в ближайшее время, упомянул «Миньонов». «Ты сошел с ума, — фыркнула знакомая. — Мои уже смотрят "Симпсонов"». То есть для 12-летнего ребенка смотреть «Миньонов» уже не круто, потому что он не ощущает себя ребенком. А взрослые дяди и тети ломятся на фильм про желтые говорящие колбаски, потому что «это же смешно» или «это же мило», или «перестань ворчать, мы ходим в кино развлекаться». Развлекайтесь, конечно, но почему вас не развлекают более взрослые развлечения?

Давайте возьмем список пяти фильмов, возглавивших американский прокат на прошлой неделе (и это не говорит плохо об Америке, в России примерно та же ситуация, как и почти во всем мире), и сравним с лидерами бокс-офиса, например, 20-летней давности. Первые пять мест занимают: 1) сиквельный мультик «Миньоны»; 2) пятый по счету фильм из окончательно испортившейся франшизы «Терминатор: Генезис»; 3) подростковый мистический хоррор «Убрать из друзей», который скорее нужно читать, чем смотреть, потому что все действие происходит на мониторе ноутбука; 4) драма «Этот неловкий момент», где Венсан Кассель, как это принято в каждом втором французском фильме, влюбляется в нимфетку; 5) и замыкает пятерку — не поверите — еще один мультик «Головоломка».

Почему нынешние взрослые так упиваются своим инфантилизмом? (фото 1)

Почему нынешние взрослые так упиваются своим инфантилизмом? (фото 2)

А теперь возьмем июль 1995 года. На первом месте «Аполлон 13» — номинированная на девять «Оскаров» оригинальная космическая драма, которую сам режиссер Рон Ховард называет своим любимым фильмом, а реплика оттуда «Хьюстон, у нас проблема» стала одной из самых цитируемых в истории кино. На втором — триллер «Особь». Первый фильм был почти шедевром, однако качественной франшизы из идеи не получилось из-за снятого позже слабого сиквела. Но оригинал смотрится хорошо и сегодня. На третьем — историческая драма «Первый рыцарь» с Ричардом Гиром и Шоном Коннери. Четвертая позиция — у анимационной картины «Покахонтас», где американцы решили разобраться с историей коренного населения родного континента, а пятая — у «Бэтмена навсегда» Джоэла Шумахера, с которой начался распад франшизы, успешно начатой Тимом Бертоном (можно даже с натяжкой сказать, что голливудские блокбастеры именно 20 лет назад начали терять в качестве, когда на студиях решили, что искусство может снимать любой ремесленник вроде Шумахера). Разница очевидна: 20 лет назад было больше не только жанрового разнообразия, но и оригинальных фильмов, в том числе, во всяком случае первые три, — для взрослых зрителей.

Дело не только в том, что с возрастом человек реже ходит в кино, но и в том, что когда он туда идет, ему почему-то по-прежнему хочется эскапизма и сырых эмоций, никак не окрашенных интеллектуально. Когда 14-летняя девочка любит «Сумерки», в этом нет ничего плохого. Когда зрелая 35-летняя женщина любит истории про соперничество оборотня с вампиром, это означает, что она совсем не набрала за свою жизнь никакого багажа вроде опыта и знаний. Но самое ужасное состоит в том, что мы даже гордимся своей инфантильностью, хвастаясь, что предпочли тупой мультик про желтые нечленораздельно разговаривающие сосиски фильму, из которого можно узнать что-то новое или умное.

Когда 14-летняя девочка любит «Сумерки», в этом нет ничего плохого. Когда зрелая 35-летняя женщина любит истории про соперничество оборотня с вампиром, это означает, что она совсем не набрала за свою жизнь никакого багажа вроде опыта и знаний 

Мы как будто стремимся законсервироваться в одинаковом состоянии, а это бесследно не проходит, потому что жизнь должна быть движением вперед с осознанием и переживанием всех прелестей каждого этапа, а не вечным вращением в одном и том же водовороте из комиксов и мультиков. Когда я вижу старушку на самокате, я радуюсь и понимаю, что у нее нет комплексов. Но когда я вижу взрослого человека, хвастающего тем, что его вкусы и желания не изменились с детства, это просто скучно. Пора завязывать с инфантилизмом, взрослеть и — давайте не бояться нормального слова, в котором нет ничего плохого, — стареть достойно, а это означает, что поход на «Миньонов» стоит отменить.

Почему нынешние взрослые так упиваются своим инфантилизмом? (фото 3)