Поиск

Интервью Buro 24/7: Альбер Бенаму

Французский галерист об Энди Уорхоле и Брижит Бардо

Интервью Buro 24/7: Альбер Бенаму

Альбера Бенаму можно по праву назвать величайшим французским галеристом и яркой личностью в искусстве. Это человек, стоящий у истоков группы The Velvet Underground, "избранник" Брижит Бардо и близкий друг Энди Уорхолла, ассистент Жан-Люка Годара и герой книги Фредерика Бегбедера "Французский роман". В его парижской галерее Galerie Albert Benamou всегда выставляются работы известных деятелей искусства. 

Последний проект Альбера Бенаму под названием "Выстрелы" (SHOTS), посвященный вооруженным конфликтам и их влиянию на современное общество,  не исключение. В рамках выставки, организованной Альбером, представлены работы известных деятелей искусства, среди которых творческие группы AES+F, Liu Dao, художники Филипп Перрен, Wang Ziwei и многие другие. Выставка продлится до 25 февраля 2012 года.

В преддверии проекта SHOTS Альбер, в очередной раз посетив Москву, поделился историями о личной жизни и богемной жизни Франции.  

Интервью Buro 24/7: Альбер Бенаму (фото 1) 

Альбер Бенаму о жизненном пути

Я родился в скромной еврейской семье в Париже в период начала Второй мировой войны. Войны, порожденной идеями расизма и национал-социализма, унесшей десятки миллионов жизней. Это было невероятно тяжелое время: мой отец находился в концентрационном лагере для военнопленных в гитлеровской Германии, а нам с матерью приходилось выживать в атмосфере нацистского произвола.

После освобождения Франции от фашизма я поступил в одну из парижских школ. Единственным моим увлечением была фотография, благодаря этому в возрасте 18 лет я работал в фотостудии, специализировавшейся на рекламе и моде. Все свободное время я проводил в парижском джаз-клубе Club Saint Germain, фотографируя известных джазменов. 

У истоков "Новой волны" в кинематографе

В это время я завожу знакомства с мэтрами кинематографа: Романом Полански, актером Жан-Полем Бельмондо, поэтом, композитором, актером и режиссером Сержем Гинсбургом.

Тогда же, благодаря одному из моих друзей, работавшему в киноиндустрии, я был представлен молодому режиссеру Жаку Розье, с которым начал работать над фильмом "Прощайте, Филиппины", ставшим впоследствии одной из культовых лент шестидесятых. Фильм повествует о молодом человеке по имени Мишель, работающем техником на съемочной площадке и которому через два месяца предстоит отправиться на военную службу. Начинаясь, как типичная парижская история любви, картина незаметно превращается в фильм-путешествие. Снятая на улицах Парижа и пляжах Франции, картина привлекает своей непосредственностью, ни с чем не сравнимой прелестью последних беззаботных дней юности, когда все легкомысленные поступки можно оправдать юным возрастом и когда завтра, кажется, не наступит никогда.

Во время господства во Франции направления Новая волна (Nouvelle Vague), охарактеризовавшего отказ от уже устоявшегося и исчерпавшего себя стиля видеосъёмки, предсказуемости повествования, Розье представляет меня кинорежиссёру Жан-Люку Годару (Jean-Luc Godard). Именно его фильм 1960-го года "На последнем дыхании" (À bout de souffle) в главной роли с Жан-Полем Бельмондо и ознаменовал появление этого направления в кинематографе.

И вот Годар нанимает меня в качестве фотографа на съемки фильма "Маленький солдат" (Le Petit Soldat), повествующего о журналисте Бруно, втянутом в невидимую войну различных тайных организаций в Женеве в разгар войны за независимость Алжира от Франции 1954-1962, закончившейся провозглашением Алжирской народно-демократической республики. В этой картине снялась Анна Карина (Anna Karina), ставшая впоследствии моим близким другом.

Анна родилась в Копенгагене в семье военного офицера. Свою карьеру начала в 14 лет в качестве актрисы в короткометражных фильмах. Первой её съемкой в кино стала роль в фильме "Девушка в башмачках", представленом в Каннах. В конце пятидесятых, Анна, по настоянию Пьера Кардена и Коко Шанель, приняла псевдоним Анна Карина (ее настоящее имя — Ханна Карин Бларке Байэр). В последствии она блестяще сыграла одну из главных ролей в фильме "Маленький солдат" Жан-Люка Годара, за которого спустя некоторое время вышла замуж. 

Два года спустя, после съемок "Маленького солдата", я был приглашен Розье и Годаром на съемки фильма о творческом процессе создания картины "Презрение" (le Mépris), с участием Джека Пэланса (Jack Palance), Мишель Пикколи (Michel Piccoli) и Брижит Бардо (Brigitte Bardot).

На коктейле у Бриджит Бардо

Съемочной площадкой наше общение не ограничивалось и как-то вечером мы были на коктейле у Брижит. Хороший вечер, милая атмосфера, Брижит включает музыку, подходит ко мне и приглашает на танец. Находясь в жутком смущении (мне ведь только исполнилось 20 лет!), я, сам того не понимая, отказываю ей в танце. Думаю, я единственный мужчина, отказавший в чем-либо прекрасной Брижит Бардо.

О личной жизни

Но меня увлекала другая сторона искусства, и я ухожу из киноиндустрии и начинаю работать с одним из моих родственников — владельцем собственного киоска на "блошином рынке". В этот период я знакомлюсь с очаровательной и прекрасной девушкой, вскружившей мне голову. Мои чувства к этому прекрасному созданию со временем только приумножались и, вскоре, мы поженились. После свадьбы, в поисках прекрасного, мы с Барбарой отправились в путешествие по Марокко и прекрасной Испании. Одно из самых тёплых государств в Западной Европе, Испания, радовало нас необыкновенно жарким солнцем, разнообразной и экзотической природой, страстными и темпераментными людьми, поразительной по красоте архитектурой Гауди, страстным фламенко и корридой, необыкновенной паэльей и гаспаччо. Мы пребывали в блаженстве от палящего марокканского солнца и его необыкновенных и неповторимых восточных базаров, мягкого, субтропического климата средиземноморского побережья и прохладного и освежающего атлантического бриза.

О культовой музыке 1960-х и группе The Velvet underground

По возвращении из длительного и незабываемого путешествия, я принимаю предложение, кардинально изменившее всю мою последующую жизнь, и становлюсь менеджером рок-группы под названием "Gong" и, в то же время менеджером Нико — бывшей солистки "The Velvet underground" — стоявшей у истоков альтернативной музыки культовой группы, фактически "созданной" в 1960-х годах Энди Уорхоллом. На протяжении двух лет я сопровождаю группу в их турне по всей Европе и США.

Об обратной стороне искусства

Работая с группой меня не оставляло желание получить искусствоведческое образование и, я начинаю изучать историю искусства в "Школе при Лувре" (Ecole du Louvre). 

По окончании полноценного трехлетнего курса, мы с моим американским другом - известным бизнесменом и коллекционером произведений искусства, Стюартом Пиваром (Stuart Pivar), решаем открыть на улице Сент-Оноре (Saint Honoré) в Париже художественную галерею произведений живописи и скульптуры XIX столетия.

Я был близок к представителям андеграундного кино и современного искусства. Барбара – в то время ассистент известных арт-дилеров Илианы Соннабенд (Illeana Sonnabend) и Лео Кастелли (Leo Castelli), представляет меня выдающимся художникам и именитым коллекционерам – представителям Высшего общества Франции и Америки. Некоторые из них стали моими близкими друзьями. В частности, Джек Николсон (Jack Nicholson). В коллекции Джека немало произведений живописи и скульптуры XIX столетия, а также объектов современного искусства, приобретенных в моей галерее.

Довольно часто я посещал Нью-Йорк и проводил выходные на "блошином рынке" в компании Стюарта Пивара и его жены Энди.

Стюарт, к тому времени, являлся наряду с Энди Уорхоллом (Andy Warhol), одним из основателей нью-йоркской Академии искусств.

В 1987 году я открываю в Бастилле галерею современного искусства. В ее стенах я представил работы известных творческих личностей, среди которых корейский художник, а также основатель видеоарта Нам Джун Пайк (Nam june Paik), король поп-арта Энди Уорхолл, Луиза Буржуа (Louise Bourgeois), творчество которой часто именуют энциклопедией современного искусства.

О своих проектах

За моими плечами много различного рода проектов, организованных совместно, в том числе, и с представителями искусства США.

Это, прежде всего, скульптор, создавший серию монументальных скульптур из стали, имитировавших игрушки из продолговатых воздушных шариков, а также позолоченную скульптура Майкла Джексона, Джефф Кунс. Три года спустя скульптура поп-идола была продана на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке более, чем за пять миллионов долларов.

Не менее интересным и продуктивным стало мое сотрудничество с фотографами Джоель-Питером Уиткином, использующим некоторые физические методы для создания своих фотографий — царапание негативов, тонирование отпечатков и нанесение на них пятен, а также технику, известную как "руки-в-реактивах", и Синди Шерман (Cindy Sherman), создавшей несколько серий фоторабот, напоминавших кадры из кинофильмов.

Говоря о французском искусстве, стоит особо отметить творческий и семейный союз художников Пьера Коммуа и Жиля Бланшара — "Пьер и Жиль" (Pierre et Gilles), создавших ретушированные живописные фотографии, в которых темы гламура, поп-арта, гей-культуры и религии граничат друг с другом.

Кроме того, мне посчастливилось выставлять работы выдающихся французских скульпторов, таких как Арман (Armand) и Сезар (César). Сезар получил мировое признание в 1960-х годах благодаря скульптурам из остовов разбитых машин, Арман благодаря художественным акциям, во время которых произведения искусства разбивали, разрезали и взрывали динамитом, выставляя затем на обозрение. Арманом также была создана серия портретов великих композиторов, от  Бартока, выполненная из музыкальных инструментов, характеризующих определенного мастера.

О дружбе с Энди Уорхоллом

В конце 1980-х годов, на открытии галереи современного искусства у меня родилась грандиозная идея организовать выставку скульптур Энди Уорхолла. Через некоторое время я позвонил Энди и, немедленно отправился в Нью-Йорк. Однако в день моего приезда Энди внезапно скончался и идея, к сожалению, так и осталась идеей…

Двумя годами ранее Энди предложил написать мой портрет. Уорхоллу я не смог отказать. Сейчас это произведение великого мастера напоминает мне о нашей дружбе.

Мое кредо — это мой жизненный путь, мой вектор, искусство и мои друзья.

Интервью Buro 24/7: Альбер Бенаму (фото 2)

 Портрет Альбера Бенаму. Энди Уорхол

Подготовила: Валерия Королева 

6 февр. 2012, 12:00

Оставьте комментарий

загрузить еще