Поиск

Режиссер Грант Джи о Томе Йорке, Орхане Памуке и собственных планах

Режиссер Грант Джи о Томе Йорке, Орхане Памуке и собственных планах

Кино о людях

Текст: Ксения Витюк

Фото: Лиза Мелина

Грант Джи, режиссер фильмов о Radiohead, Joy Division, Дэвиде Боуи и автор документальной фантазии на тему книги нобелевского лауреата Орхана Памука, рассказал Buro 24/7 о честном отношении к творчеству, новом альбоме Radiohead и кино как парке развлечений

Воспользовавшись приездом Гранта Джи в Москву (поводом стал показ фильма «Невинность воспоминаний» в рамках фестиваля Beat Film Festival), мы пообщались с режиссером и выяснили, с чего начиналась работа над «Невинностью воспоминаний», как появилось название ленты про группу Radiohead, каким образом технологии влияют на кинопроизводство и что происходит с человеком за 90 минут. 

 

Творческая эволюция

«За последние 19 лет я снял 4 крупных фильма. Мой первый фильм "Знакомиться с людьми просто" о туре Radiohead в поддержку альбома OK Computer вышел в 1998 году. Тогда я постоянно слушал рок-музыку и хотел снять честный фильм, который был бы созвучен альбому любимой группы. В итоге к концу съемок у меня накопилось 300 часов не самого качественного материала, и мне надо было выбрать 1%, чтобы показать зрителям. Это был мой первый опыт работы над полнометражной кинолентой, поэтому фильм получился очень наивным: я просто пытался снимать то, что было мне интересно. Сейчас технически я стал более подкован, но стараюсь оставаться таким же честным по отношению к тому, что делаю, и максимально приближаться ко всему, что я снимаю. Я делаю фильмы о той культуре и о тех артистах, которых по-настоящему люблю. Я снимаю о самых важных вещах в моей жизни: о музыке, которую я слушаю, о книгах, которые я читаю. То, что это важно не только мне, но и тысяче других людей, помогает работать. И это становится чем-то большим, чем просто работа, перерастает в страсть и уважение к материалу и тем людям, которые тоже это любят».

 

Новый альбом Radiohead

«Я меньше слежу за творчеством Radiohead. О новостях группы я узнаю от моего 17-летнего сына — это теперь скорее его мир, чем мой. Новый альбом я, конечно, слышал, и он мне очень понравился. Не думаю, что я мог бы снять еще один фильм про Radiohead, но я делаю маленькое 30-секундное видео для их Instagram в рамках продвижения нового альбома».

Режиссер Грант Джи о Томе Йорке, Орхане Памуке и собственных планах (фото 1)

 

«Невинность воспоминаний»

«Мы с женой влюбились в Стамбул, и я решил, что хочу снять фильм об этом городе. Я сам написал Памуку с предложением: ему нравились мои прошлые работы, поэтому он согласился. "Невинность воспоминаний" — это история города и история вещей, основанная на книге Орхана Памука "Музей невинности". Я хотел снять фильм о Стамбуле, поэтому, с одной стороны, мой фильм — прогулка по городу, а с другой — прогулка по книге и музею. По задумке Памука музей должен был открыться, когда вышла книга, то есть в 2008 году, но тогда у него не было денег на реализацию своей идеи. Открыть музей удалось только после того, как он получил Нобелевскую премию. Книга и музей — две части одного целого, в которые заложено бесчисленное множество маленьких сообщений. Это как тематический парк развлечений — ты попадаешь в пространство, где с тобой происходит очень много всего: и внутри тебе может быть и интересно, и скучно, и весело, и грустно».


Том Йорк и Орхан Памук

«Я всегда стараюсь устанавливать доверие с теми, про кого я снимаю. Например, с Radiohead я сначала общался три дня без камеры, а с Памуком долго переписывался. Ни Том Йорк, ни Памук особо не вмешивались в мою работу, и даже наоборот — предлагали много хороших идей. Например, Том Йорк придумал название фильма, просто написав его на каком-то куске пластика, а Памук помог мне выбрать способ повествования. Вообще те люди, у которых высокий уровень креативности, чаще всего не вмешиваются в твою работу, потому что уважают чужой талант. Они относятся к чужому творчеству с таким же уважением, как и к своему».

 

Что может произойти с человеком за 90 минут?

«В университете я изучал географию, поэтому у меня обостренное физическое чувство пространства. Я всегда чувствую, где я нахожусь и что я снимаю. Больше всего в кино мне нравится именно это, а еще то, что за 90 минут можно рассказать целую историю. Меня привлекает, что место и время могут быть способом организации мыслей. Я всегда думаю о том, что может произойти с человеком за 90 минут, сколько смыслов можно вместить в данный отрезок. За это время можно послушать альбом, можно посетить музей, можно прогуляться по городу, а можно посмотреть фильм. Мои фильмы — это комбинация всего этого, прогулка по музыке и кино, по музею и по городу. Фильм о Radiohead — это история движения, история одного тура, фильм по книге Памука — это история о движении внутри города и внутри воспоминаний. Но в конечном итоге все эти фильмы всегда о людях в определенном месте в определенное время».

 

Планы на будущее

«Постепенно я становлюсь чуть дальше от документального кино и ближе к художественному. Дело в том, что наконец те люди, которые могут спонсировать мои фильмы, мне доверяют. Вообще я хотел снимать художественные картины, как только вышел фильм о Radiohead, но тогда меня никто не собирался финансировать: "Да, да, клевый фильм... Но может ты снимаешь что-нибудь еще?" 
Сейчас я работаю над тремя проектами: один в Перу — путешествие с племенем. И две драматические истории. На то, чтобы сделать фильм, уходит действительно много времени, и когда я завершаю работу над проектом, я всегда испытываю разочарование и никогда не смотрю готовый материал. Мне всегда кажется, что результат недостаточно хорош».

Режиссер Грант Джи о Томе Йорке, Орхане Памуке и собственных планах (фото 2)

Режиссер Грант Джи о Томе Йорке, Орхане Памуке и собственных планах (фото 3)

 

Советы молодым кинематографистам

«Технологии для того, чтобы фиксировать реальность, становятся очень доступными. Уже в середине 90-х можно было за маленькие деньги записать 1 час реальности и для этого не надо было быть технически подкованным. Сейчас фиксировать жизнь стало еще проще: возьми iPhone, нажми кнопку "Снять", и вот ты уже снимаешь документальный фильм! Не надо этого бояться — вот мой совет. Надо просто понять, что ты действительно любишь, и использовать камеру для того, чтобы показать это. Единственное, что надо знать, что этот бизнес очень сложный в экономическом отношении. Я могу сводить концы с концами только потому, что у меня уже 20-летний опыт».