Поиск

Пять признаний Дэвида Линча

Пять признаний Дэвида Линча

В день рождения режиссера

Текст: Тамара Васильева

Сегодня мы вспоминаем рассуждения Линча по поводу того, что такое кино, а также как нужно обращаться с актерами, зрительским мнением и навязчивыми идеями

Когда придет время "разбора полетов" в кинематографе стыка столетий,  Дэвид Линч будет проходить по делу как один из главных подозреваемых. Как и все режиссеры малобюджетного кино из Штатов, он задает вопросы и не дает ответов. Начиная с 1980-х, экзистенциальная позиция Линча была тверда также, как и его рука, держащая цифровую камеру, а линейность развития персонажей в "Малхолланд драйв" и "Внутренней империи" рушилась также стремительно, как и надежда зрителя разгадать смысл бытия.

Сейчас Дэвид Линч дает советы начинающим кинематографистам посредством Instagram, угощает всех гостей кофе собственного производства, говорит о страсти к транцендентальной медитации и записывает музыкальные альбомы. Мы, однако, решили вспомнить высказывания режиссера, посвященные исключительно кинематографу. Даже по этим коротким цитатам становится понятно, насколько бесхитростен, прямолинеен и старомоден этот "сюрреалистичный и непонятный Дэвид Линч".

О навязчивых идеях:

"Только если ты ощущаешь, что по-настоящему влюблен в свою историю, в героев, можно приступать к работе. Это как с женщиной. Иные мужчины предпочитают блондинок и намеренно или бессознательно отказываются иметь дело с брюнетками. До того дня, пока не встретят "свою" брюнетку и не влюбятся в нее с первого взгляда. И тогда все меняется в их стройной теории. Мне кажется, в кино происходит то же самое. "

О задаче режиссера:

"Мне представляется, что режиссер должен найти способ гармонизировать в процессе работы свой интеллект и свои эмоции."

О первоначальном замысле:

"До самого конца работы очень важно оставаться верным этому первоначальному замыслу. Препятствия возникают на каждом шагу, процесс работы стирает многие вещи, но фильм остается незаконченным до тех пор, пока недостает хоть одного кадрика или вы чувствуете, что надо смикшировать звук. Тут имеет значение любая мелочь. Каждый элемент может вас продвинуть вперед или, наоборот, отбросить назад. Нужно быть открытым всем новым идеям, решениям и подсказкам и одновременно не спускать глаз с отправной мысли."

О работе с актерами:

"Я считаю, что от актера можно добиться наилучшего результата, если создаешь на съемочной площадке комфортную обстановку. Актеров надо обеспечить всем, в чем они нуждаются, ибо ведь именно они приносят на алтарь фильма самые большие жертвы."

О стремлении угодить зрителю:

"Поскольку мои фильмы имеют тенденцию удивлять и шокировать, меня часто спрашивают, насколько ошибочно стремление режиссера понравиться, угодить зрителю. Вообще-то боль- шой ошибки в этом желании я не вижу, но до той минуты, пока вы не начинаете уступать зрителю, принося ему в жертву ваше собственное удовольствие, ваше авторское видение. Невозможно всем нравиться."

Цитаты из архивов журнала "Искусство кино" от 1 января 2000-го года

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7