Поиск

Кино на Берлинале: Гас Ван Сент

Кино на Берлинале: Гас Ван Сент

Эксперты кино о фильме "Земля обетованная"

Текст: Тамара Васильева

У приложения Berlinale для iPhone много функций. Первая показать точное расписание показов новых фильмов Содерберга, Дюмона, Сансу, Берко, Хлебникова, Зайдля. Вторая вызвать чувство блаженства у тех, кто сейчас находится в Берлине: тут собрались такие режиссеры! Третья — спровоцировать зависть у тех, кто не смог поехать в Германию, но все-таки скачал приложение: там собрались такие режиссеры! Например, Гас Ван Сент. После обзора критики фильма открытия Кар-Вая мы решили сосредоточиться именно на этом участнике основного конкурса. На родину Вима Вендерса и Тома Тыквера американский режиссер приехал с драмой "Земля обетованная". 

Кино на Берлинале: Гас Ван Сент (фото 1)

Мэтт Дэймон в фильме "Земля обетованная"

По сюжету главный герой Стив Батлер (Мэтт Дэймон), специалист в области фрэкинга (новый метод добычи природного газа), приезжает в Пенсильванию с целью уговорить местное население продать земли; община долго думает над предложением Батлера (здесь первостепенное значение имеет слово "община"). Местные жители полны решимости дать отпор карьеристу, который, в свою очередь, столбенеет от подобного трепетного отношения к корням, природе и коровам...

Кино на Берлинале: Гас Ван Сент (фото 2)

Мнения относительно новой картины Ван Сента разные: российские кинокритики, первыми посмотревшие картину Гаса Ван Сента, уже сравнили "Землю обетованную" с фильмом другого участника конкурсной программы "Долгой счастливой жизнью" Бориса Хлебникова (кратко: земельный конфликт, разрешившийся с учетом русской натуры и наших реалий). "Оба фильма достойные". Однако западные эксперты утверждают, что Ван Сент сделал кино в духе социализма, а это не очень интересно сегодняшнему зрителю:

 

Эндрю Палвер для The Guardian:

"Кажется, что "Земля обетованная" проигрывает в политическом контексте: по ходу фильма ты понимаешь перед тобой не история о фрэкинге, а памфлет о макиавеллизме, корпоративном эгоизме и самообмане работников. И не то чтобы подобные истории не имели ценности сегодня, просто мы уже так часто об этом слышали..."

Тим Роби для Telegraph.co.uk:

"Дэймон на пару с Красински написал сценарий к "Земле обетованной", и авторство обоих чувствуется в диалогах-дуэлях и упражнениях "кто лучше сострит". Что касается режиссера, то определенно Ван Сент возвращается к тем гладким, но совершенно обезличенным мэйнстримным проектам, которые он может снять во сне. Мне же кажется, что нам нужно больше "Харви Милка", то кино олицетворяет  золотую середину двух миров режиссера". 

Джеффри Макнаб для The Idependent:

"Земля обетованная" Гаса Ван Сента старомодная драма о "синем воротничке", снятая в сельской Пенсильвании. Если бы лента была задумана кем-то в более ранний момент истории Голливуда, то роль Мэтта Дэймона досталась бы какому-нибудь Гари Куперу или Джеймсу Стюарту, а в режиссерское кресло сел социально ответственный Фрэнк Капра или Джон Форд. Все достаточно предсказуемо".

Кино на Берлинале: Гас Ван Сент (фото 3)

Сцена из фильма "Земля обетованная"

Мы, в свою очередь, считаем, что конфликт личных и общественных интересов тема, актуальная для кинематографа даже в XXI веке. Особенно приятно осознавать, что анализ в этой плоскости проводится таким знаковым режиссером, как Гас Ван Сент. Здесь очень важно помнить: Ван Сент всегда меняет стиль, всегда подражает кому-то. Балансируя на грани трех, а может, даже четырех киномиров, он заслужил авторитет в каждом из них. "Земля обетованная", пожалуй, станет очередной оскароносной драмой, без фестивального ажиотажа и культа индирежиссера, но это нестрашно, ведь главное постоянно меняться.

 

Ссылки по теме

Кино на Берлинале: Вонг Кар-Вай