Поиск

«Дикая мышь» на Берлинале: кризис журналистики после прихода Трампа

«Дикая мышь» на Берлинале: кризис журналистики после прихода Трампа

Фильм о смерти журналистики мнения

Текст: Егор Беликов

Фото: IMDB

На отбор картин в конкурс Берлинале влияет политическая обстановка в мире, Европе и Германии, а также разные тематические установки оргкомитета. Однако наличие в программе целого ряда комедий, на первый взгляд, совершенно необъяснимо.

Возможно, политика как одна из центральных тем авторского кино превратилась в посмешище с приходом Трампа и наступлением эпохи фейк-новостей и постправды. Из мыслей о смехотворности ситуации в мире, например, выросла сатирическая комедия «Вечеринка» Салли Поттер о лицемерии в Лейбористской партии Великобритании. По этой же причине в конкурсе много исторических лент. Кинематографистам явно надоела сиюминутная мешанина в новостях.

«Дикая мышь» на Берлинале: кризис журналистики после прихода Трампа (фото 1)

Кадр из фильма «Вечеринка», 2017

На фоне тяжеловесов фильм «Дикая мышь» выглядит работой миниатюрной, непритязательной, под стать выбранной теме. Это дебютная комедия австрийского режиссера Йозефа Хадера, в которой он сам сыграл журналиста, находящегося в профессиональном и личном кризисе.

Начать стоит с самого Хадера. Официальный синопсис представляет его как артиста кабаре. Там он действительно работал, но всей немецкоязычной Европе он известен как один из самых уважаемых комиков. Выясняется, что и как актер он состоялся: получил приз за лучшую мужскую роль на фестивале в Локарно. Кроме того, фильм с его участием выдвигали на «Оскар» от Австрии в 1994 году. Словом, неизвестным Хадера назовут только те, кто не говорит по-немецки. В свою очередь, для Германии «Дикая мышь» — это что-то вроде «Жениха» с Сергеем Светлаковым.

«Дикая мышь» на Берлинале: кризис журналистики после прихода Трампа (фото 2)

Кадр из фильма «Дикая мышь», 2017

Хадер сразу же выдает зрителю целый сборник анахронизмов. Герой по имени Георг Эндль — обозреватель классической музыки. Действие происходит в наше время, однако музыкальный критик публикуется в бумажной газете. Конфликт со временем разрешается очень просто: Георга сокращают.

Любой обозреватель, который пишет не про политику или секс, высказывается на тему, изначально интересную лишь ему да паре знатоков. Экспертиза в тонких темах, как выясняется, не так уж и важна, ведь ее оценит очень узкая аудитория. В филармонии, куда Георг продолжает по привычке ходить, он встречает молодую девушку из той же газеты. Она жалуется отставному критику: «Меня отправили сегодня писать про „Волшебную флейту“, а ведь это мой первый обзор оперы». Георг возмущенно отвечает: «Волшебная флейта — это не опера! Это зингшпиль!» Потом, когда по технической ошибке текст девушки напечатают под именем Эндля, все начнут им снова восхищаться и скажут, что это его лучший обзор за долгое время.

«Дикая мышь» на Берлинале: кризис журналистики после прихода Трампа (фото 3)

Кадр из фильма «Дикая мышь», 2017

«Дикая мышь» — это кино о смерти как бумажной, так и глянцевой прессы, последнего вида СМИ с атрофированной обратной связью, без прямого влияния читателя на контент. Такая ситуация сильно разлагает авторов: годы работы делают их в собственных глазах профессионалами. Завышенные зарплаты, переоценка собственной влиятельности — «оглянцевела» почти вся индустрия.

Тем ироничнее выглядит появление «Дикой мыши» на Берлинале. Тысячи приезжающих сюда журналистов отсылают домой высокопарные тексты о фильмах, которые никто, кроме них, не видел. Где еще констатировать смерть журналистики мнения, как не здесь?

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7