Поиск

7 фильмов из программы Берлинского кинофестиваля, которые стоит посмотреть

7 фильмов из программы Берлинского кинофестиваля, которые стоит посмотреть

66-й Берлинале представляет

Текст: Денис Катаев

В феврале традиционно начинается новый фестивальный сезон. Накануне фильмом братьев Коэн «Да здравствует Цезарь!» стартовал первый смотр из тройки лидеров — Берлинале. В программе, как всегда, немало социально-политических, злободневных, правозащитных и экспериментальных картин. Денис Катаев выбрал 7 главных фильмов фестиваля, на которые непременно стоит обратить внимание

«Да здравствует Цезарь!», Итан Коэн, Джоэл Коэн, фильм открытия

7 фильмов из программы Берлинского кинофестиваля, которые стоит посмотреть (фото 1)

Судит конкурс в Берлине в этом году Мэрил Стрип, заслуженная артистка Голливуда. Этой кинофабрикой грез и мишуры и стартовал фестиваль — в качестве фильма открытия была выбрана комедия братьев Коэн «Да здравствует Цезарь!». Но ничего исторического не ждите. Цезарь — всего лишь роль актера (его играет Джордж Клуни), исчезнувшего со съемочной площадки и тем самым закрутившего весь этот невероятный клубок. Суть фильма — погоня за этим пропавшим Цезарем, которого непременно нужно вернуть — ждать студия не может, новые картины она штампует чуть ли не каждый день. При этом надо учесть, что действие происходит в золотую эпоху Голливуда, в пятидесятые годы. Вот и выходит в результате фирменная пародия Коэнов, в данном случае — на всю эту индустрию в эпоху ее расцвета, на дорогие и пафосные постановки и «зазвездившихся» актеров, у которых начинается головокружение от успеха. Отличный выбор для начала фестиваля, без самоиронии сегодня не обойтись.

 

«Колыбельная печальной тайны», Лав Диас, конкурс

7 фильмов из программы Берлинского кинофестиваля, которые стоит посмотреть (фото 2)

Самым странным и необычным фильмом Берлинале уже сейчас можно признать эту новую эпопею Лав Диаса — филиппинского режиссера, всегда снимающего дистиллированное авторское кино, без оглядки на конъюнктуру и зрителей, про историю и культурные коды своей страны. Его фильмы идут по 5, 10 и еще больше часов. Истинных киноэстетов это не смущает — наоборот, возбуждает. Вот и на этот раз он приглашает в очередное медитативное путешествие по истории Филиппин. Антураж — революция 1896—1897 годов против испанских колонизаторов, фабула — поиск тела Андреса Бонифасио, первого президента страны и национального героя-освободителя. Но это не просто экранизация исторических событий, скорее набор связанных личных историй на фоне национальной трагедии. Про людей, мифы и природу родного архипелага — вот он, код кинематографа Лав Диаса. А ведь это и есть настоящий патриотизм.

 

«Один в море», Джанфранко Рози, конкурс

7 фильмов из программы Берлинского кинофестиваля, которые стоит посмотреть (фото 3)

Берлинале, как всегда, на острие политической жизни. Что сегодня больше всего заботит европейцев, особенно немцев? Конечно же, беженцы. Но здесь не вступают в дискуссии, просто помогают. Разработали специальные программы для мигрантов, выделили им бесплатные билеты. Было бы интересно, если бы некоторым из них удалось посмотреть на себя со стороны в этой конкурсной документалке. Итальянский режиссер Рози, покоривший Венецию своим бытописанием римской кольцевой, на этот раз снял кино на горячую тему — о жизни на острове Лампедуза. Название итальянского острова в Средиземном море мы все чаще сегодня встречаем в новостях: это перевалочный пункт мигрантов из Африки в Европу. Немногим чужакам удается остаться в живых, не все достигают заветной цели, но о тех, кто пытается, это кино. Про миг между кровавым прошлым и призрачным будущим. В потоке информации нам как раз этого и не хватает — всмотреться в лица людей, которые вызывают столько споров.

 

«Эликсир», Даниил Зинченко, программа «Форум»

На этот раз в основном конкурсе наших режиссеров нет. Зато найти их можно в параллельных программах. Вот, например, эту экспериментальную работу, которая по настроению и необычности чем-то напоминает фильмы Лав Диаса. Это смесь видеоарта и кинематографа, а все потому, что «Эликсир» — яркий дебютный микс от художника и теперь режиссера Даниила Зинченко. Намешано здесь многое, но все вокруг русского национального характера. Именно ДНК русского человека и пытаются отыскать герои фильма, фактически отправляясь в сказочное путешествие в духе некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо?». Ученый и его спутник Серафим — главные искатели, на их пути встречаются проводники «русского мира», бессмысленного и беспощадного, а это ученые, партизаны, космонавты, чиновники, плотник и Родина-мать. В общем, лента про те самые пресловутые духовные скрепы и ту национальную идею, которую раскрыть никак не могут — получается такой новый космизм и что-то футуристическое о состоянии нашего сознания, в том смысле, что это явно фильм прогрессивный — кино, за которым будущее.

 

Midnight Special, Джефф Николс, конкурс

7 фильмов из программы Берлинского кинофестиваля, которые стоит посмотреть (фото 4)

Одна из самых ожидаемых премьер — американский фильм от независимого режиссера Джеффа Николса. Киноманы несколько лет назад сохли по его «Маду» с МакКонахи в главной роли, и это тоже было свежим дыханием нового американского кино, которое обычно выпускают на «Сандэнсе». В данном случае он не ограничился простой историей, а добавил мистики и эзотерики, получив фантастическую притчу про отца и его ребенка со сверхспособностями. Но на самом деле, несмотря на навороты, секты и погони, это все равно будет кино о главном — о семье. Изюминка фильмов Николса всегда одна, точнее один, — исполнитель главной роли Майкл Шеннон. И это кино стоит смотреть хотя бы ради него.

 

«Коммуна», Томас Винтерберг, конкурс

7 фильмов из программы Берлинского кинофестиваля, которые стоит посмотреть (фото 5)

Когда-то соавтор манифеста «Догма» и соратник Ларса фон Триера, Винтерберг совсем ушел с головой в традиционный кинематограф и достигает на этом поприще больших успехов. Его «Коммуна» — опять же в тренде фестивальной программы. Главные герои— скандинавские социалисты-утописты, леваки, которые в 70-х годах прошлого века попробовали пожить вместе и разделить общие ценности. И это фактически те же триеровские «идиоты», но кто из них безумнее, непонятно. Они тоже сумасшедшие, местами голые, закатывают вечеринки, изобретают странные правила, выстраивают иерархию. И все это вроде бы даже добровольно и по любви. Вот и сам Берлинский кинофестиваль представляется такой же коммуной, где на 10 дней все вдруг становятся одной сектой, разделяющей общие ценности.