Поиск

Друзья BURO. — о своем любимом документальном кино

Друзья BURO. — о своем любимом документальном кино

Владимир Мухин, Антон Желнов, Тимофей Колесников и другие советуют качественные документалки и рассуждают об этом жанре

Подготовила: Лиза Отарашвили

Друзья BURO. — о своем любимом документальном кино (фото 1)

Антон Желнов

журналист, автор документального
фильма «Сорокин трип»

«Икар»

Документальный фильм, который действительно меня впечатлил, — «Икар» режиссера Брайана Фогеля, лауреат «Оскара» 2018 года в категории «Лучший документальный фильм». Картина рассказывает о том, как велогонщик-любитель пытается улучшить свои показатели с помощью допинга и для этого приглашает к себе в Лос-Анджелес российского специалиста Родченко. Дальше закручивается детектив о большой политике, деньгах и славе. Главное —какую трансформацию переживают сами герои, как их частная история становится мировой. Сделан фильм настолько классно, что у меня возникли подозрения, что это уже не чистый док, а мокьюментари. Об «Икаре» я узнал благодаря режиссеру Вере Кричевской. Мне очень близко то, что она делает.

Фильм о Борисе Немцове, который Вера Кричевская сделала вместе с Михаилом Фишманом.

Еще одна картина Веры, созданная совместно с Ксенией Собчак. Близка мне работа Кричевской, потому что ее истории рассказаны «по-западному»: без душка, отстраненно и в то же время глубоко. Это тот стиль, к которому стремлюсь и я. Плюс, конечно, ее фильмы очень хорошо сняты — для меня картинка в доке очень важна.

«Путь к славе»,
«Мое поколение»

Картину о Дэвиде Боуи «Путь к славе» снял Фрэнсис Уэйтли, а фильм о Лондоне 60-х «Мое поколение» — Дэвид Бетти. Обе документалки составлены во многом не из собственных съемок, а из архивов. Такое кино всегда очень сложно делать. 

Выделить отдельных режиссеров-документалистов, за которыми я целенаправленно слежу, мне сложно. Скорее, цепляюсь не за имена, а за истории, за героя. Но у меня есть свой любимый автор — и неважно, «фикшен» ли это или «нон-фикшен», — Пол Томас Андерсон. Он вдохновляет меня в том числе тогда, когда я думаю о своей работе и фильмах. Кстати, сейчас Андерсон сотрудничает с Томом Йорком, для которого снял несколько клипов, а последняя работа — шедевр. Это 15-минутное видео на несколько песен Йорка из нового альбома Anima. Его можно посмотреть на Netflix. Удовольствие, когда забываешь, что ты вообще смотришь — клип, сон, док или художественное высказывание.


Друзья BURO. — о своем любимом документальном кино (фото 2)

Алена Бочарова

Сооснователь Beat Film Festival и Eat Film Festival

«Everybody in the Place»

Это фильм о первых рейвах в Британии, названный по строчке из не самой известной песни The Prodigy. В этом году Gucci и фонд Frieze решили вспомнить эпоху британских рейвов 1988–1989 годов и выпустили серию из четырех фильмов под названием «Second Summer of Love», снимать которые пригласили британских художников. «Everybody in the Place» сделал Джереми Деллер, известный левацкий мыслитель и обладатель премии Тернера, которую вручают за достижения в области современного искусства. Я смотрела этот фильм на международном кинофестивале в Копенгагене — там была его мировая премьера.

Вообще, жанр фильма про рейв достаточно обжитый и обычно подразумевает два формата: плохого качества хроника с танцами или интервью с уже потрепанными жизнью экс-рейверами, а ныне менеджерами, размышляющими о том, зачем все это было. Тут совсем немного хроники, а рейверов нет и в помине — вместо них Деллер в кадре читает лекцию политологам-первокурсникам о том, почему рейвы были политическим явлением. Формат выглядит свежо, а содержание — актуально.

Спор о том, засчитывается ли рейв как политическое явление, ведется с конца 80-х в Британии и примерно с того же времени в России и по-прежнему актуален. Рейвы на заброшенных складах на северо-западе Британии или Гагарин-пати на ВДНХ — они про музыку, наркотики и веселье или про манифестацию свободы и протест против общества? Деллер дает очень аргументированный ответ на этот вопрос, подтверждая свою точку зрения хрониками того времени, «запараллеливая» рейв с забастовкой шахтеров середины 1980-х, когда те выступали против закрытия угольных шахт по всей Британии. И я с его точкой зрения согласна.

Этот фильм представляет собой эксперимент с формой. По сути, Деллер заснял собственную лекцию с некоторыми неожиданными поворотами, которые можно считать спойлерами. Он ввел рейв в академический контекст, академизировал его, и это по-настоящему круто. Именно такое документальное кино — мое любимое и, как мне кажется, важное для документалистики и ее развития.

Я люблю наблюдать, как канон жанра раскачивается людьми из пограничных сфер, будь то современное искусство, дизайн или что-то третье. Мы будем показывать фильм Джереми Деллера в Гараже 30 августа, а 31-го можно будет увидеть весь цикл короткометражек, снятых внутри той же серии «Second Summer of Love» — три коротких метра об истоках техно, расцвете эйсид-хауса и диско, снятых тремя молодыми британскими художниками.


Друзья BURO. — о своем любимом документальном кино (фото 3)

Наталья Синдеева

Основатель и генеральный директор медиахолдинга «Дождь»

Друзья BURO. — о своем любимом документальном кино (фото 4)

Этот фильм многое объясняет о сегодняшнем дне. Я знаю авторов и знаю, какую кропотливую работу они проделали, готовя этот фильм. Я смотрела его на премьере и плакала. Из этого фильма становится понятно, как СМИ могут поменять ход истории. 

Также обратить внимание стоит на Виталия Манского, Виктора Косаковского и Александра Расторгуева. Документальное кино опять становится модным и популярным. Появляется много молодых авторов, которые не боятся искать новые темы и героев. Появляется новый язык, понятный молодому поколению. 

Фильм Дудя о Колыме — один из ярких примеров того, что документалистика востребована.


Друзья BURO. — о своем любимом документальном кино (фото 5)

Владимир Мухин

Шеф-повар

Серия «Chef’s Table» про Альберта Адриа

Каждая серия этого документального сериала посвящена кому-то из мировых шефов — среди них есть как звезды, так и не очень известные. Помимо разговоров о техниках и продуктах, в сериале есть серьезная психологическая составляющая: на свет вытаскивается, как сказали бы на уроке литературы, внутренний конфликт героя. С Альбертом Адриа, которого я сам хорошо знаю, попадание получилось стопроцентное: авторам фильма удалось в полной мере передать то разочарование, которое он испытывал, придумывая замечательные блюда, пока всемирная слава доставалась старшему брату Феррану. 

«Муравьи
на креветке»

Еще есть замечательная история режиссера Мориса Деккерса «Муравьи на креветке». Это рассказ о том, как шеф Рене Редзепи на несколько месяцев закрыл свой ресторан Noma в Копенгагене и вместе с командой переместился в Японию, чтобы создать особый сет из пятнадцати подач специально для японской публики. Они изучали местные продукты, факапили, собирали блюда в сет, а потом приходил сам Рене, пробовал и задавал провокационный, но резонный вопрос: «А что нового вы сделали с этими продуктами?» И работа начиналась заново. Это очень созвучно тому, что делает моя команда. Наша задача тоже в том, чтобы совершать открытия и никогда не повторяться. 

«Выход через сувенирную лавку»

В этом фильме снялся Бэнкси. Речь в нем идет о современном уличном искусстве и о том, что такое вообще искусство, и в чем отличие настоящего художника от подражателей. 

«Когда мы были королями»

Американская документалка о самом тяжелом поединке Мухаммеда Али против Джорджа Формена в 1974 году. 

Я вообще люблю современную документалистику — она мне гораздо ближе искусственных художественных фильмов, потому что приближена к жизни. Я люблю слушать истории других людей и с удовольствием делюсь своими.


Друзья BURO. — о своем любимом документальном кино (фото 6)

Борис Акопов

Режиссер

Поскольку в далеком 2009-м я поступал (и в итоге поступил) во ВГИК именно в документальную мастерскую, то любовь к этому жанру у меня осталась и список любимых фильмов может быть весьма длинным. 

«Прощай, Африка»

Прежде всего, вспоминаются режиссеры Гуалтьеро Якопетти и Франко Проспери. Они развивали такой прием в документалистике, как mondo cane. Особенно выделяется их фильм «Прощай, Африка» 1966 года. 

«Я — Куба»

Советская школа документального кино — это вообще нечто! Михаил Калатозов и Сергей Урусевский — ребята, которые сняли фильм «Летят журавли», получивший Каннскую ветвь, —сделали документалку «Я — Куба». Это абсолютный шедевр. 

Друзья BURO. — о своем любимом документальном кино (фото 7)

«Лучшие
дни нашей жизни»

Еще одна из моих любимых картин режиссера Бориса Галантера. 

Документальное кино нужно смотреть и снимать! Я сам давно вынашиваю идею одного дока. Это абсолютно полноценное и самобытное кино. Документальный жанр ничем не уступает игровому. Мне вообще нравится, когда игровое кино напоминает документальное, а документальное снято как игровое.


Друзья BURO. — о своем любимом документальном кино (фото 8)

Тимофей Колесников

Фотограф

Документалистика мне в целом нравится больше всего другого, потому что доки буквальны даже при том, что режиссер может направлять и всячески свое видение выражать. 

«Сахарный человек»

Картина режиссера Малика Бенджеллуля про Сиксто Родригеса, американского музыканта из Детройта и автора остросоциальных песен. Он выпустил пару альбомов, которые не пользовались популярностью, поэтому перестал записываться, исчез из виду и работал чуть ли не слесарем. Парадокс заключается в том, что позже его песни приобрели широкую известность в ЮАР и продавались миллионными тиражами. Сам Родригес об этом ничего не знал. Естественно, тогда не было интернета, и информация до него доходила сложно и долго. Было очень много слухов: что он застрелился, что сжег себя прямо на сцене. Поклонники певца решили разобраться, что с этим человеком, жив ли он, он — легенда или он — настоящий. Спойлерить дальше не буду. Эта картина попалась мне совершенно случайно, так что особых причин, по которым я смотрел ее, нет.

«Человек с киноаппаратом»

Тем, кто вдруг заинтересовался документалистикой, стоит обратить внимание на тех, кто ее придумал. Например, на Дзигу Вертова — родоначальника документального кино и представителя советского киноавангарда. Интересно даже не то, как он снимал, а какое теоретическое обоснование он давал своей работе, как он хотел убить традиционный кинематограф. Советую его фильм «Человек с киноаппаратом». В нем — большое количество нововведений: и двойная экспозиция, и рапид, и таймлапс, и стопмоушен, и даже скрытая камера. 

Друзья BURO. — о своем любимом документальном кино (фото 9)

«Олимпия»

Еще рекомендую почитать про режиссера Лени Рифеншталь и посмотреть ее работы, например «Олимпию». Она — неоднозначная фигура, так как сотрудничала с Гитлером. Я же оцениваю этот фильм с точки зрения эстетики, а не идеологии нацизма.

Из российских современных кинорежиссеров мне интересны работы Виталия Манского, например про Северную Корею и Кубу («В лучах солнца» и «Родина или смерть». — Прим. BURO.). Вообще все его фильмы очень хороши.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7