Поиск

Фанни Ардан: «Никакого специального языка для женского кино нет и быть не может»

Интервью: Антон Данилов


Если бы вы могли отправиться в любую эпоху, какую бы выбрали? 28 ноября в российский прокат выходит «Прекрасная эпоха» — фильм о художнике средних лет, который переживает глубокий экзистенциальный кризис. С помощью масштабной реконструкции герой возвращается в 1970-е — время, когда он встретил любовь всей своей жизни. Главную роль в картине Николя Бедоса сыграл Даниэль Отэй, а его жену и ту самую любовь — живая легенда французского кинематографа Фанни Ардан. BURO. встретилось с актрисой, чтобы поговорить о моде, женском кино и переменах в индустрии.

Первый фильм в вашей фильмографии — «Соседка», если я не ошибаюсь, — датируется 1981 годом. Он вышел почти 40 лет назад, и за это время кино сильно изменилось — не только в техническом смысле. Какие перемены вам нравятся, а что не нравится совсем?

Мне кажется, сейчас груз финансовой ответственности стал таким тяжелым, что он убивает саму идею кино. Потому что в нем все равно должно оставаться что-то легкое, что-то детское. К этой чистоте замысла хочется вернуться. А еще раньше фильм можно было сделать с очень небольшими средствами. Дальше всплеск техники привел к тому, что огромное количество людей превратило сам процесс киносъемки в индустрию.

Сегодня появление легкой и недорогой цифровой аппаратуры возвращает нас к ситуации новой волны, в которой снять качественное кино можно было за небольшие деньги, практически на коленке. Для него нужна, по сути, только небольшая группа единомышленников. И работа в этом случае строится только на ответственности каждого участника съемки. Это сейчас есть ассистент, который звонит второму ассистенту, а второй — третьему. И тот говорит: «Фанни Ардан вышла из гримерной», — а второй передает первому: «Фанни Ардан идет по коридору, Фанни Ардан подходит к двери». Раньше, если я знала, что на площадке мне нужно быть в такое-то время, сама себя контролировала.

Фанни Ардан: «Никакого специального языка для женского кино нет и быть не может» (фото 1)

В фильме «Прекрасная эпоха» главный герой переносится в 1970-е — то время, когда он был счастлив. Если бы у вас была такая своеобразная машина времени, в какую эпоху отправились бы?

Ни в какую! Я человек сегодняшнего дня. Я живу настоящим и принимаю от него все — даже то, что меня гневит; то, что раздражает; то, что попросту не нравится. Но я ничего не забываю, я могу держать все в голове.

Сейчас очень много говорят про женское кино — в том числе во Франции, где недавно вышла картина Селин Сьямма «Портрет девушки в огне». На прошлой неделе в прокате стартовало продолжение «Ангелов Чарли», но провалилось в прокате: например, фильм критикуют за «феминизм наспех». Как вы считаете, как мы должны говорить о женщинах в современном кино, когда мы нащупаем верную тональность?

Нет, как мне кажется, никакого специального языка и специального подхода к женскому кинематографу. Нет и быть не может. Режиссер — это прежде всего человек, и клеить какой-то лейбл, подходить к этой профессии с мужской или женской позиции означает загонять себя и свой фильм в своеобразное гетто. Мы же не говорим про мужчину режиссера: «Он — мужчина-режиссер». Мы подходим к нему с точки зрения его работы. Я думаю, надо смотреть на мир широко. Я снималась у многих женщин-режиссеров, после чего журналисты спрашивали: «Ну как вам сниматься у женщин?» А я отвечала: «А, это у нас была женщина?!» Передо мной был просто человек, который давал мне указания, который говорил о любви, насилии, агрессии, отвращении. Но никогда женщина-режиссер не давала эти указания с какой-то особенной женской точки зрения. Вся сила французского кинематографа заключается в том, что в нем всегда, при любых изменениях, даже у авторов новой волны женщина была в центре сюжета.

Вас часто называют гей-иконой — хотя бы благодаря ролям в «Вечернем прикиде» и «8 женщинах» Франсуа Озона. Что вы сами думаете по поводу этого негласного титула? Как вы к нему относитесь?

Думаю, мир достаточно велик для того, чтобы вместить все — в том числе и разные виды сексуальности. Религиозная мораль не должна диктовать сексуальное поведение: каждый может выбрать свой путь сам.

Фанни Ардан: «Никакого специального языка для женского кино нет и быть не может» (фото 2)

Катрин Денев или Изабель Юппер часто приходят на модные показы, а вот Фанни Ардан среди гостей в первых рядах мы видим реже. Неужели вам не нравится мода, показы?

Нет, мне очень нравится мода, особенно высокая. За этими нарядами стоит штучный, по-настоящему ремесленный труд. Я не люблю светские мероприятия, зато обожаю рассматривать витрины магазинов. Я как будто изучаю так современную моду и, когда мне что-то не нравится, я говорю: «Слава Богу, мой [внутренний] банкир будет счастлив!»


Смотрите «Прекрасную эпоху» в прокате с 28 ноября

Купить билеты

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий