Поиск

Феминизм, взросление и кэмп: что нужно знать о программе немецкого кино в «Гараже»

Феминизм, взросление и кэмп: что нужно знать о программе немецкого кино в «Гараже»

Текст: Катя Загвоздкина

С 20 по 30 января в лектории Музея современного искусства «Гараж» в рамках программы «Как дела на Западе?» покажут новое немецкое кино. Среди фильмов — дебют классика Александра Клуге «Прощание с прошлым», алкогольная одиссея Ульрике Оттингер «Билет в один конец» и победитель Берлинского фестиваля «Палермо или Вольфсбург» Вернера Шрётера. Кратко рассказываем о каждом, а также объясняем, почему работы режиссеров, о которых вы могли не слышать, заслуживают внимания.


«ВРЕМЯ ВЗРОСЛЕНИЯ»

РЕЖИССЕР: СОХРАБ ШАХИД-САЛЕСС

20 января

Феминизм, взросление и кэмп: что нужно знать о программе немецкого кино в «Гараже» (фото 1)

Драма Сохраба Шахид-Салесса — режиссера, который родился в Иране, учился в Париже, умер в США, но больше всего снимал именно в Германии (там же его трижды номинировали на «Золотого медведя»). Главный герой «Времени взросления» — девятилетний Микаэль, который живет с матерью, приходящей домой под утро, и мечтает о велосипеде. Шахид-Салесс пристально следит за выполнением рутинных обязанностей в этой маленькой семье — пробуждение, приготовление еды, сборы в школу. Но спокойное повествование (постановщик подражает своему кумиру Антону Чехову) не смягчает драматизма: мать скрывает от сына, что она торгует собой. Фильм представит приглашенный куратор программы «Как дела на Западе? Отвечает новое немецкое кино» Михаил Захаров.

20 января


«ПРОЩАНИЕ С ПРОШЛЫМ»

РЕЖИССЕР: АЛЕКСАНДР КЛУГЕ

22 января

Феминизм, взросление и кэмп: что нужно знать о программе немецкого кино в «Гараже» (фото 2)

Полнометражный дебют немецкого классика Александра Клуге, получивший «Серебряного льва» в Венеции в 1966 году. 22-летняя Анита (сестра режиссера) бежит из ГДР в Западную Германию. Но попав в свободную Европу, она никак не может начать новую жизнь: сначала устраивается горничной, затем продавщицей, а потом и вовсе становится содержанкой. О фильме, с которого и началось новое немецкое кино, перед показом расскажет кинокритик Михаил Ратгауз.

Феминизм, взросление и кэмп: что нужно знать о программе немецкого кино в «Гараже» (фото 3)
Феминизм, взросление и кэмп: что нужно знать о программе немецкого кино в «Гараже» (фото 4)

22 января


«БИЛЕТ В ОДИН КОНЕЦ»

РЕЖИССЕР: УЛЬРИКЕ ОТТИНГЕР

23 января

Феминизм, взросление и кэмп: что нужно знать о программе немецкого кино в «Гараже» (фото 5)
Феминизм, взросление и кэмп: что нужно знать о программе немецкого кино в «Гараже» (фото 6)

Кэмп, треш и алкоголь в Берлине конца 70-х — «Билет в один конец» сняла квир-икона немецкого кино Ульрика Оттингер. Очень богатая и красивая женщина (ее сыграла художница Табеа Блюменшайн, возлюбленная Оттингер) приезжает в Берлин, чтобы напиться. В компании бездомной, с которой она только что познакомилась, она ходит по кабакам и ресторанам и устраивает пьяные дебоши. Происходящее комментируют три аллегорические фигуры — Общественная Проблема, Здравый Смысл и Точная Статистика, — но даже они не могут остаться в стороне и под конец фильма становятся участницами попойки. О немецкой новой волне и «берлинской» трилогии Оттингер, которую открывает «Билет в один конец», перед показом поговорит исследователь Петер Ремпель.

Феминизм, взросление и кэмп: что нужно знать о программе немецкого кино в «Гараже» (фото 7)
Феминизм, взросление и кэмп: что нужно знать о программе немецкого кино в «Гараже» (фото 8)

23 января


«ПЛЯЖ ПОД ТРОТУАРОМ»

РЕЖИССЕР: ХЕЛЬМА ЗАНДЕРС-БРАМС

26 января

Феминизм, взросление и кэмп: что нужно знать о программе немецкого кино в «Гараже» (фото 9)
Феминизм, взросление и кэмп: что нужно знать о программе немецкого кино в «Гараже» (фото 10)

Гриша (Гриша Хубер) — актриса авангардного театра и активистка движения за права женщин, которая опрашивает работающих на заводе женщин, как им удается совмещать карьеру с выполнением домашних обязанностей. Хайнрих (Хайнрих Гискес) — ее возлюбленный, с которым они принимали участие в протестах 1968 года (название фильма — лозунг бунтующих французских студентов). Но когда Гриша узнает, что беременна, на место теоретическим рассуждениям о месте женщины и особенностях ее анатомии приходит необходимость принимать решения. После премьеры отреставрированной версии фильма Хельмы Зандерс-Брамс феминистскую оптику и немецкое кино со зрителями обсудит критик Анна Меликова.

Феминизм, взросление и кэмп: что нужно знать о программе немецкого кино в «Гараже» (фото 11)
Феминизм, взросление и кэмп: что нужно знать о программе немецкого кино в «Гараже» (фото 12)

26 января


«ВСЕСТОРОННЕ ОГРАНИЧЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ»

РЕЖИССЕР: ХЕЛЬКЕ ЗАНДЕР

27 января

Феминизм, взросление и кэмп: что нужно знать о программе немецкого кино в «Гараже» (фото 13)

Один из главных феминистских фильмов немецкого кино, премьера которого прошла еще на Берлинском кинофестивале — 1978. Главная героиня Эдда зарабатывает на жизнь и воспитание маленькой дочери фотографией. Она, как бы мы сказали сейчас, фрилансер. Неустойчивость ее положения проявляется, когда власти остаются недовольны ее проектом, посвященным Берлинской стене, и грозятся лишить его финансирования. Полудокументальный дебют Хельке Зандер, в котором она сыграла главную роль, иллюстрирующий знаменитый феминистский лозунг «Личное — это политическое». Перед премьерой отреставрированной версии фильма пройдет дискуссия о прекарном (то есть непостоянном, без гарантированных больничных и отпусков) труде художниц.

27 января


«ПАЛЕРМО ИЛИ ВОЛЬФСБУРГ»

РЕЖИССЕР: ВЕРНЕР ШРЁТЕР

29 января

Феминизм, взросление и кэмп: что нужно знать о программе немецкого кино в «Гараже» (фото 14)
Феминизм, взросление и кэмп: что нужно знать о программе немецкого кино в «Гараже» (фото 15)

Название фильма — маршрут, по которому едет его главный герой, сицилиец Никола Зарбо. Приехав в Германию на заработки, 17-летний выходец из семьи крестьян Никола устраивается на автомобильный завод, знакомится с другими итальянцами и влюбляется в немку Бригитту. Но новая счастливая жизнь так и не начинается — Никола окажется на скамье подсудимых, но на судебном процессе не поймет ни слова, потому что не знает немецкий. Премьера «Палермо или Вольфсбург» Вернера Шрётера прошла на Берлинском кинофестивале в 1980 году, где фильм получил главную награду — «Золотого медведя». С картиной зрителей, которые увидят ее отреставрированную версию, познакомит Михаил Захаров.

Феминизм, взросление и кэмп: что нужно знать о программе немецкого кино в «Гараже» (фото 16)
Феминизм, взросление и кэмп: что нужно знать о программе немецкого кино в «Гараже» (фото 17)

29 января


Программа «Как дела на Западе? Отвечает новое немецкое кино» приурочена к выставке немецкого художника Томаса Деманда «Зеркало без памяти» (проходит в музее «Гараж» до конца января).

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7