Поиск

Как снять короткометражку — рассказывает преподаватель Gogol School

Пошаговая инструкция для начинающего режиссера

Текст: Buro 24/7

Сегодня сделать первые шаги в режиссуре кино как никогда просто: снимать можно прямо на свой телефон (в конце концов, так делает Содерберг и успешно попадает в широкий прокат) и отправлять на кинофестивали через интернет, а то и вовсе — просто выкладывать на ютьюб и собирать просмотры. Первый логичный шаг для начинающего режиссера — снять короткометражку. Мастер летнего кинорежиссерского интенсива Gogol School Алена Рубинштейн дала читателям Buro 24/7 пошаговую инструкцию, как снять свою первую короткометражку.

 

 

 


Шаг первый: поиск темы

Универсального рецепта тут не существует. Бывает, тема сваливается просто из ниоткуда, а бывает, ходишь кругами и вымучиваешь себя, чтобы хоть что-то найти и заинтересоваться. Думаю, что творчески наполненный человек не ищет тем, а выбирает из многих имеющихся самую близкую и интересную на данный момент. Могу дать совет о том, что делать, чтобы темы вас не покидали: в самые тяжелые моменты устраивать себе провокации. Не хочется выходить из дома — выходить и уезжать как можно дальше, больше ходить пешком, подслушивать случайных людей, делать заметки и зарисовки, ходить на встречи или мастер-классы, которые могут вывести из зоны комфорта. Условно говоря, потеряв интерес ко всему, заново себя заинтересовывать.

 

 

Как понять, что вы нашли правильную тему?

Важно, чтобы у вас мурашки бегали по коже от темы, когда вы о ней думаете. Особое значение имеют не ваши навыки в сторителлинге, а те эмоции и та энергия, которую вы излучаете, находясь в своей теме: именно такая тема притянет единомышленников.

 

Как снять короткометражку — рассказывает преподаватель Gogol School (фото 1)

 


Шаг второй: сценарий

В идеале сценарий пишет сценарист, но если вы сами выступаете автором, то вот советы по самостоятельной подготовке сценария.

Повествование в сценарии отталкивается от плана сюжета:

Экспозиция: обозначает место действия, главного героя и конфликт.

Завязка: событие, которое меняет привычный ритм жизни главного героя.

Развитие действия: развитие персонажей и отношений между ними.

Кульминация: наиболее драматический момент фильма.

Сворачивание действия: главный герой сталкивается с последствиями кульминации.

Развязка: конфликт разрешается, и герой получает или не получает желаемое.

Сценарий должен быть оформлен по всем правилам — это рабочий инструмент режиссера, и у него не должно возникать путаницы в героях и страницах. Есть много программ для форматирования сценариев: Final Draft, Movie Magic Screenwriter, Movie Outline или Montage. Что важно запомнить: текст всегда пишется с одинарным интервалом и выравнивается по левой стороне (кроме диалогов и титульной страницы). Первая страница никогда не должна быть пронумерована, последующие номера страниц отображаются в верхнем правом углу.

 

 

 


Шаг третий: поиск мест для съемки

Начните с выбора мест для съемки согласно задачам сценария. В случае с первым съемочным опытом — исключаем съемку в павильоне, так как это очень дорого и сложно. Чаще всего продюсеры с большим желанием берутся за проекты, где всего одна-две локации и желательно это интерьер. Организовать съемки в чьей-то квартире или найти подходящий вариант по объявлению (сейчас много квартир сдается под съемки) — удобно и бюджетно. Не нужно городить ничего — просто идешь и снимаешь.

Если снимаете в экстерьере, то есть на улице или в общественных пространствах, желательно получить разрешение от местной управы: в самый неподходящий момент могут появиться недовольные жильцы района или хозяева кафе, которые не хотят светить себя и свои учреждения, а то и полиция, которая спросит наличие разрешения и выдворит вашу съемочную команду при его отсутствии.

Когда я езжу по городу или нахожусь где-то безотносительно съемок, то записываю адреса понравившихся локаций на будущее. У меня целая подборка таких мест с фотографией, адресом и темой фильма, которую можно было реализовать в данном пространстве. Режиссеру полезно иметь такую подборку — это сильно облегчит работу в будущем, потому что на вопрос о локации у вас уже будет полное представление, где и как это можно снять. Иногда, когда видишь интересные места, то внезапно рождается идея, и, вдохновившись локацией, пишешь целый сценарий.

Что делать, если там, где вам хочется,
снимать категорически нельзя?

В этом случае вы ищете что-то похожее или, если у вас есть локейшн-менеджер, даете ему очень конкретный референс, и он ищет нечто похожее.

 

Как снять короткометражку — рассказывает преподаватель Gogol School (фото 2)

 


Шаг четвертый: планируем съемки

После того как вы определились с местом съемки и обо всем договорились, составляется календарно-постановочный план, делается режиссерский сценарий, вызывные листы и так далее. Что у вас должно быть, чтобы успешно провести съемки:

 

 

КПП (календарно-постановочный план) — график очередности съемок, в котором фиксируется все: от времени выхода на съемочную площадку до погоды и актеров, которые должны присутствовать в сцене. Тщательно продуманный КПП экономит время, и его следует всегда держать под рукой.

Режиссерский сценарий — подробный план съемок, обычно представлен в виде таблицы, в которой каждая строчка предназначена для отдельного кадра, а в столбцах обычно указывается следующая информация:

«№» — порядковый номер кадра согласно сценарию и раскадровке.

«ХРН» — хронометраж кадра в секундах (рассчитывается приблизительно, исходя из длительности диалогов и режиссерских задач).

«Кадр» или «раскадровка» — схематичное изображение кадра из раскадровки.

«Объект» — описание места съемок, с указанием точного адреса, времени суток и характеристики объекта: ИНТ (интерьер) или ЭКС (экстерьер), ПАВ (павильон) или НАТ (натура).

«Крупность» или «план» — столбец для оператора-постановщика, в котором указывается крупность плана: дальний, общий, средний (молочный — по грудь, пасхальный — по средней линии бедер, без ног), крупный, деталь.

«Действие» — содержание/описание кадра (копируется из литературного сценария) с дополнительными комментариями режиссера.

«Диалоги» — указание имени героя и его реплики (копируется из литературного сценария).

«Звук» — столбец для звукорежиссера, здесь описываются технические особенности звукового сопровождения (закадровый текст, музыка, шумы и так далее).

«Реквизит» — весь значимый реквизит, задействованный в сцене.

«Примечания» — сюда вносится дополнительная и важная для режиссера информация (операторская техника, график перемещений и так далее).

Также во время съемочного процесса вам нужны:

Раскадровка — последовательность кадров в виде зарисовок;

Планировка — та же раскадровка, только в ней рисуется вид сверху с учетом технических особенностей процесса;

Диалоговый лист актеров.

Идеально, если у вас получилось на месте сьемки отрепетировать основные сцены с оператором и актерами.

 

 

К моменту команды «Мотор!» все должны знать, что делать. Это идеально, но всегда нужно быть готовым, что все пойдет, не совсем как планировалось, и не впадать в панику.

 

 

 


Шаг пятый: съемки

Оператор — это ваши глаза и третье полушарие мозга. Разберитесь в операторской технике и световых приборах. Это поможет избежать лишней суеты и вопросов «почему так долго собирается камера?» или «какой объектив поставить?». Хорошо бы знать световые схемы, чтобы говорить с оператором на одном языке и точно доносить свою идею. Если оператор — это вы сам, вот несколько советов:

 

 

Первое, что важно осознать и принять, — это двойная ответственность.

Из минусов: когда вы снимаете сам, можете увлечься красотой кадра и пропустить что-то из своей прямой режиссерской задачи, поэтому КПП и раскадровки должны быть всегда под рукой.

Из плюсов: вы не тратите время на объяснения и совместный поиск.

 

 

В целом, снимаете вы сами или с оператором, технические задачи ничем не отличаются. Вам желательно также выстроить кадр, прорепетировать с актерами и навести фокус. Если вы снимаете сами себя, то выстраиваете автофокус и работаете спокойно.

Работа с актерами — интимный процесс, и каждый режиссер работает с актером в меру своего опыта и возможностей. Для меня самое главное — понять как можно быстрее, на каком языке говорит актер. Он визуал? Кинестет? Аудиал? От этого я отталкиваюсь. Визуалу бесполезно что-то объяснять словами, ему нужно описать очень подробно умозрительный образ, а кинестету необходимо дать почувствовать состояние, в которое нужно погрузиться. Это, конечно, немного ремесленные приемы, но часто на площадке нет времени для глубокого погружения.

 

Как снять короткометражку — рассказывает преподаватель Gogol School (фото 3)

 


Шаг шестой: постпродакшн

Есть выражение «фильм рождается только на монтажном столе». Наснимаешь материал и начинаешь собирать — казалось бы все как планировалось, а фильм выходит о другом. Я пока не могу объяснить, почему и как такое бывает. Вероятно, такое случается, когда тема очень общая и вариантов интерпретации больше, чем нужно. Поэтому во время сьемки фильма лучше снять больше, чем меньше. Даже если вам кажется, что кадр длится дольше, чем запланировано, не торопись кричать «стоп». Иногда актер что-то выдает неожиданное. Или пролетит птичка по пейзажу. Из разряда не запланированного, но жизнь сама подсказала. Лучше передержите. Потом отрежете, если не пригодится.

Я обычно всегда сама делаю первую сборку, а потом отдаю режиссеру монтажа, потому что это другая профессия. Если у вас хороший режиссер монтажа, который понимает вашу идею и задачу, то он отшлифует вашу сборку и привнесет что-то свое, уникальное. Если монтажер — это вы сам, то для монтажа выбираете программу, которая вам нравится, — их великое множество. Например, Adobe Premier, а если вы хотите научиться эффектам и делать интересные титры, то Adobe After Effect вам в помощь. Обзоры этих программ и технические характеристики легко можно найти на ютьюбе. Там очень много уроков, я училась в свое время по ним. Для MAC хорошо подходит FinalCut — это монтажная программа, в которой работают многие студии. По своей сути все монтажные программы устроены одинаково: отрезать и приклеить, поэтому принцип работы любой программы понятен достаточно быстро. Освоив базу, можно пойти дальше и попробовать поработать с изменением цвета и звуковым дорожками. Пара слов о цветкоррекции: она делается в основном в программе Davinchi, но старайтесь не делать цветокоррекцию на своих компьютерах и ноутбуках или заранее озадачьтесь калибровкой экрана — есть большая вероятность, что если вы сделали цветокоррекцию на ноутбуке, то на других экранах или проекторах ваш фильм будет либо очень темный, либо очень светлый.

 

 

 


Шаг седьмой: отправить фильм
на фестиваль

Фестивалей много, так что шансы куда-нибудь попасть всегда есть. Действовать можно самостоятельно или через агентов, которые за дополнительный гонорар берут все организационные вопросы на себя: мониторинг фестивалей, подача заявок, отслеживание результатов, обратная связь и так далее. Возможно, для первого опыта стоит попытаться без сторонней помощи: есть масса онлайн-платформ, куда можно загрузить свой фильм, — FilmFreeway, Shortfilmdepot и другие. Заходите на главную страницу, регистрируетесь и загружаете фильм. Важно внимательно соблюдать все критерии и требования — у каждого фестиваля они свои. По короткому метру, например, в основном приветствуется формат 10–15 минутных фильмов и меньше. Если решили подать свой фильм на иностранные фестивали, обязательно позаботьтесь о субтитрах.

 

 

Информацию о летних интенсивах Gogol School можно найти на сайте школы.

 

 

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

  • Фоторедактор:
    Аня Щемелева-Коноваленко

Оставьте комментарий

Загрузить еще