Поиск

Почему выдвижение «Собибора» на «Оскар» вряд ли станет успехом российского кино

Почему выдвижение «Собибора» на «Оскар» вряд ли станет успехом российского кино

Кто и зачем поддерживает режиссерский дебют Константина Хабенского

Текст: Марина Аглиуллина

В начале этой недели, 10 сентября, было объявлено, что Россия выдвинула на «Оскар» режиссерский дебют Константина Хабенского драму «Собибор». Buro 24/7 разбирается, почему это решение не говорит ничего хорошего о нашем кинематографе.

 

Почему выдвижение «Собибора» на «Оскар» вряд ли станет успехом российского кино (фото 1)

Что случилось

 

В понедельник, 10 сентября, все российские СМИ облетела новость, что Россию на «Оскаре» будет представлять дебютный фильм Константина Хабенского «Собибор» о восстании в нацистском концлагере во время Второй мировой войны, которое возглавил лейтенант Красной армии Александр Печерский (его играет сам Хабенский).

 

Вскоре после этого против выдвижения этой картины на «Оскар» высказался популярный ютьюб-кинорецензент Евгений Баженов, BadComedian. По его мнению, «Собибор» выдвинули на «Оскар» только по той причине, что он связан с Министерством культуры России и министром культуры Владимиром Мединским.

 

Высока вероятность, что Баженов прав. Тем более что есть целый ряд обстоятельств, который заставляет сомневаться в адекватности выдвижения «Собибора» на звание лучшего фильма на иностранном языке.

 

Почему выдвижение «Собибора» на «Оскар» вряд ли станет успехом российского кино (фото 2)

Как страны выдвигают фильмы на «Оскар»

 

«Оскар» может вызывать все больше вопросов о своей адекватности у кинокритиков, но это по-прежнему престижная награда, влияющая на восприятие фильма и его прокат. Последний раз Россия получала «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке в 1995 году за драму Никиты Михалкова «Утомленные солнцем».

 

С тех пор Россия несколько раз доходила до пятерки номинантов — и это тоже неплохой результат, но «Собибор» пока не попал даже в шорт-лист. Дело в том, что страны сами выбирают, какой фильм будет представлять их перед академиками. Для этого у каждой страны есть свой оскаровский комитет. Российский комитет возглавляет один из главных российских кинопродюсеров Александр Роднянский («Левиафан», «Нелюбовь», «В субботу», «Облачный атлас», «Код Дурова»), и именно он сообщил журналистам о решении выдвинуть на награду «Собибор».

 

Американские киноакадемики посмотрят фильмы из других стран позже и потом выберут своих номинантов. То есть пока повода для национальной гордости у нас нет — это не американцы заметили, какой у нас прекрасный фильм, а восемь россиян решили, что Россию будет представлять именно эта картина.

 

Почему выдвижение «Собибора» на «Оскар» вряд ли станет успехом российского кино (фото 3)

При чем тут Мединский

 

У проекта довольно запутанная судьба. Идею фильма предложил не кто иной, как сам министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский. По его словам, он написал «историю на несколько страничек», а потом отдал ее продюсерам картины.

 

Мединский старательно открещивался от авторства сценария, указывая, что у него нет времени писать полноценный сценарий и гонорар за «Собибор» он не получал. Непонятно, зачем министр так кокетничал с прессой. В результате портал «Кинопоиск» удалил упоминание Мединского в качестве соавтора идеи со страницы фильма, но вот в финальных титрах «Собибора» Мединский все равно указан как автор идеи. В конце концов, «Кинопоиск» не сам придумывает, кто за что отвечает в кинолентах, а заносит в базу информацию от прокатчика.

 

Сама история «Собибора» и восстания в нем, кстати, уже давно описана и без «нескольких страничек» Мединского. В 1982 году вышла документальная книга «Побег из Собибора» Ричарда Рашке, в 1987-м появилась ее одноименная экранизация с Рутгером Хауэром в роли Печерского, в 2001-м — документалка «Собибор, 14 октября 1943, 16 часов» Клода Ланцмана, в начале 2010-х — книга воспоминаний самого Александра Печерского, составленная писателем Ильей Васильевым. На книге Васильева как раз и основан сценарий «Собибора» Хабенского, и писатель указан в титрах.

 

Без «нескольких страничек» получается, что завязка Мединского с фильмом в первую очередь финансовая: картина спонсирована Минкультом. Есть у фильма и другие влиятельные спонсоры, чьи логотипы появляются в начале: Российское историческое общество, Российское военно-историческое общество (РВИО) и ВТБ. Главой РВИО, кстати, является все тот же Владимир Мединский.

 

Как известно, киношники, в том числе и те, кто сидят в российском оскаровском совете, зависят от денег Минкульта. Пока российская индустрия кино не готова к независимости от государства. Есть и еще одно обстоятельство: у Мединского определенно существует амбиция сделать так, чтобы при нем отечественное кино начало конкурировать с западным хотя бы в пределах страны. Увы, речь идет не о том, чтобы поднять качество российского продукта, а о том, чтобы очищать дни премьер российских фильмов от иностранных конкурентов и ограничить прокат зарубежных картин силами того же Минкульта.

 

Почему выдвижение «Собибора» на «Оскар» вряд ли станет успехом российского кино (фото 4)
Почему выдвижение «Собибора» на «Оскар» вряд ли станет успехом российского кино (фото 5)

Хорошее ли это вообще кино?

 

Восстание в «Собиборе» было единственным удачным мятежом в концлагере, и это событие достойно того, чтобы увековечить его в фильме. Другое дело, что «Собибор» Хабенского оказался художественно слабым фильмом. Хабенский — практически главный российский актер, но тут он оказался в режиссерском кресле случайно и уже после начала съемок. В результате вышел скомканный дебют, очевидно, не подходящий для номинации на «Оскар».

 

Нестандартная для обычных отечественных фильмов о Второй мировой история оказалась сделана ровно на тех же клише, что и очередная патриотическая картина о тех временах. Героический пафос, музыка, диктующая, что чувствовать зрителю, привкус театральности и назидательность.

 

«Собибор» в некоторые моменты похож на реферат по обширному источнику, где источник — «Список Шиндлера» Стивена Спилберга. Выведя на экран принудительное раздевание, рабский труд и бессмысленные убийства, Спилберг сумел показать концлагерь как омерзительнейшее дело, на которое оказался способен человек. Его драма получила семь «Оскаров», и теперь попытка выехать на концлагерной теме при той картонности, которая свойственна «Собибору», выглядит эксплуатацией.

 

Нельзя, впрочем, отметать в сторону тот факт, что оскаровские решения уже некоторое время вызывают много вопросов, и академикам может понравиться «Собибор». Тем не менее по части «Лучшего фильма на иностранном языке» «Оскар» пока держится неплохо, отбирая в номинанты действительно хорошее кино.

 

Почему выдвижение «Собибора» на «Оскар» вряд ли станет успехом российского кино (фото 6)
Почему выдвижение «Собибора» на «Оскар» вряд ли станет успехом российского кино (фото 7)

Какие еще фильмы могли пойти на «Оскар» от России?

 

Выдвижение «Собибора» можно было бы объяснить тем, что за время, прошедшее с последней церемонии «Оскара», в России не вышло ничего более достойного, но это сомнительный аргумент.

 

BadComedian говорит, что выдвинуть стоило бы «Аритмию» режиссера Бориса Хлебникова. Можно было бы поспорить, что у «Собибора» был более успешный прокат: 312 миллионов рублей против почти 89 миллионов рублей у Аритмии. Но Аритмия при меньшем количестве прокатных копий (356 против 1600 «Собибора») собрала почти 250 тысяч рублей на копию, а «Собибор» — 195 тысяч.

 

Есть и другие российские фильмы, о которых можно спорить, но все они не меньше, а то и больше заслуживают выдвижения на «Оскар», чем «Собибор»: смелый и фантасмагоричный «Мешок без дна» Рустама Хамдамова, попавшая в нерв современности «История одного назначения» Авдотьи Смирновой, отечественный «Ла-Ла Ленд» «Лето» Кирилла Серебренникова (уже больше года сидящего под домашним арестом хлопотами того же государства, дающего деньги на кино через Минкульт), победитель «Кинотавра» «Сердце мира» Натальи Мещаниновой или другой дебют актера в качестве режиссера — «Кислота» Александра Горчилина.

 

Некоторые из этих фильмов уже даже были отмечены международными кинофестивалями, в то время как вокруг «Собибора» усиленно поднимали шумиху, когда отправили картину на кинорынок Каннского кинофестиваля, но рынок — это не отбор на фестиваль, и тут нет особого повода для гордости.

 

Невозможно отделаться от мысли, что выдвижение «Собибора» на «Оскар» — потакание плохому вкусу российских чиновников. Сами американские академики, кстати, все-таки предпочитают хорошо снятые картины, отзывающиеся на актуальные проблемы современности, а не на манипуляции на великих трагедиях человечества. Так, в прошлом году победил чилийский фильм «Фантастическая женщина» о проблеме принятия трансгендерных людей. Тем не менее пока рано судить, был ли шаг российского оскаровского комитета совсем уж опрометчивым, — нужно ждать, когда объявят номинантов.

 

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7