ВНЕ ГРАНИЦ:
КАК ВЫЙТИ ЗА РАМКИ ПРИВЫЧНОГО
В мире современного искусства недостаточно быть талантливым: все известные художники от Пикассо до Баския были известны своей изобретательностью. В специальном проекте с Miele мы поговорили с современными художниками о том, что их вдохновляет, почему так важно не переставать развиваться и какие трудности им приходится преодолевать.
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 2)](../../../images/2019/08/1565276583626172.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 3)](../../../images/2019/08/1565276583565448.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 4)](../../../images/2019/08/1565276583893951.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 5)](../../../images/2019/08/1565276583774503.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 6)](../../../images/2019/08/1565276583626172.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 7)](../../../images/2019/07/1564473469518286.jpg)
ДАНИЛА
ТКАЧЕНКО
визуальный художник, фотограф
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 8)](../../../images/2019/07/1564473472372736.jpg)
АНАСТАСИЯ
ПОТЕМКИНА
художница
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 9)](../../../images/2019/07/1564473472054541.jpg)
ДМИТРИЙ
КАВКА
художник, фотограф, графический дизайнер
ДАНИЛА ТКАЧЕНКО
о борьбе с пространством и материалом, взаимодействии с окружающим миром и собственных провалах
« Очень часто в моей работе случаются провалы, но я к ним отношусь уважительно, так как они позволяют прийти к чему-то новому и еще больше раскрыть тему. »
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 10)](../../../images/2019/07/1564492691498471.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 11)](../../../images/2019/07/1564590491551393.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 12)](../../../images/2019/07/1564590083236882.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 13)](../../../images/2019/07/1564590491430345.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 14)](../../../images/2019/07/1564590083582841.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 15)](../../../images/2019/07/1564492691380407.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 16)](../../../images/2019/07/1564590083341825.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 17)](../../../images/2019/07/1564492690997836.jpg)
О МОТИВАЦИИ
И МЕТОДЕ РАБОТЫ
Моя работа — это всегда борьба с пространством и материалом, она дается мне нелегко. Но мотивация сделать проект дает энергию для продолжения работы.
Очень часто в моей работе случаются провалы, но я к ним отношусь уважительно, так как они позволяют прийти к чему-то новому и еще больше раскрыть тему.
Моя работа начинается с ресерча, это — основная и самая большая по времени практика. Я очень долго готовлюсь к самим поездкам: выстраиваю маршрут, налаживаю связи, ищу транспорт, материалы для работы. И только потом я уже еду на саму съемку. На месте больше времени уходит на подготовку объекта к съемке — в этом и заключается основная работа.
Создавать новаторские решения на каждый день — особое искусство. Философия Miele подразумевает постоянное совершенствование в создании техники, опережающей время.
ОБ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ И ИХ ОТСУТСТВИИ
Я думаю, искусство никому ничего не должно. И художник тоже ничего не должен. Моя миссия — заниматься тем, что мне нравится. Хорошо, если это будет приносить деньги. Мне кажется, опыт занятия искусством — это личный внутренний процесс взаимодействия художника с окружающим его миром, и чем этот опыт интереснее и полезнее для художника, тем лучше.
Мир меняется, он очень динамичен, и мне кажется, что хороший художник — тот, кто может попытаться его отразить наиболее глубоко, чтобы вызвать некий диалог и дальнейшие размышления для продолжения этого мира.
В работе для меня важен максимально непрерывный процесс. В принципе я не вижу никаких конкретных результатов, которых я хотел достичь, это постоянное движение к концентрации и в общем — перманентный процесс.
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 19)](../../../images/2019/07/156458015766896.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 20)](../../../images/2019/07/1564580158271995.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 21)](../../../images/2019/07/1564580157749853.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 22)](../../../images/2019/07/1564580157601759.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 23)](../../../images/2019/07/1564580157899734.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 24)](../../../images/2019/07/1564580157539842.jpg)
Фотография, видеоарт и новые медиа авторства молодых российских художников все еще продолжают завоевывать свое место в публичных и частных отечественных собраниях, но успешно выставляются за рубежом. Фотографии Данилы Ткаченко продаются на аукционе Phillips, видео Таус Махачевой выставляются на Венецианской биеннале и на Манифесте, видеоинсталляции Полины Канис — в мюнхенском Haus der Kunst, а фото Тимофея Парщикова — на биеннале по всему миру — от Южной Кореи до Испании.
5000
произведений
Именно столько насчитывает коллекция Пойю и Аниты Заблудович, крупнейших коллекционеров фотографии
%D6.5
млн
Стоимость работы «Фантом» Питера Лика, самой дорогой фотографии (продана в 2014 году анонимному покупателю)
615
тыс. человек
Именно столько посетило Венецианскую биеннале в 2017 году
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 25)](../../../images/2019/07/1564580875470721.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 26)](../../../images/2019/07/1564580876155386.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 27)](../../../images/2019/07/1564580875592534.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 28)](../../../images/2019/07/1564580875774904.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 29)](../../../images/2019/07/1564580875381236.jpg)
О ТОМ, К ЧЕМУ ПРИСЛУШИВАТЬСЯ МОЛОДЫМ ХУДОЖНИКАМ
Я бы посоветовал смотреть и изучать разных авторов, не бояться копировать тех, кто вам близок и интересен. Много работать. Не бояться ошибок и провальных моментов в работе.
Это вечный поиск, если человек в нем нуждается, он будет этим заниматься, если ему необходимо что-то другое — будет заниматься другим. Не знаю. Не знаю, что пожелать, — удачи пожелаю. Надо заниматься тем, что приносит удовольствие — если вам искусство приносит, то им и надо заниматься.
АНАСТАСИЯ ПОТЁМКИНА
о вау-эффекте своих работ, важности саморазвития и высоком уровне выставок
« Мне кажется, любому профессионалу важно постоянно развиваться. Пытаться смотреть шире и не оставаться в рамках, не быть заложником материала или медиума. »
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 30)](../../../images/2019/08/1564674351749415.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 31)](../../../images/2019/08/156467435196662.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 32)](../../../images/2019/08/1564674351627012.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 33)](../../../images/2019/07/1564590693202627.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 34)](../../../images/2019/07/1564496065218204.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 35)](../../../images/2019/07/15644960658574.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 36)](../../../images/2019/07/1564590693482928.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 37)](../../../images/2019/07/1564496065134412.jpg)
ОБ ОБРАЗОВАНИИ
И САМОРАЗВИТИИ
Для моего самообразования прежде всего важен опыт насмотренности: когда ты идешь на выставку, ходишь там час, много альбомов смотришь. Это базовая информация, которая позволяет после какого-то рубежа быстро определять, нравится тебе это или нет. Важно много читать и смотреть.
Я, например, очень люблю инстаграм. Я выстроила свою ленту так, что в ней только интересные мне вещи. Эти картинки для меня — вместо утренней газеты. Самообразование у всех разное, кому-то, например, совершенно не нужно теорию читать, кому-то нужно в каких-то определенных количествах, кто-то постоянно читает. Мне кажется, любому профессионалу важно постоянно развиваться. Мне сложно сформулировать четко, что такое саморазвитие для меня или для художника-профессионала.
Думаю, очень важна мультидисциплинарность, постоянная подпитка художественного проекта дополнительными дисциплинами. Пытаться смотреть шире и не оставаться в рамках, не быть заложником материала или медиума.
Создавать новаторские решения на каждый день — особое искусство. Философия Miele подразумевает постоянное совершенствование в создании техники, опережающей время.
О ТОМ, ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЦЕННО
Развитие — сложный процесс, и думаю, я сильно не похожа на себя три года назад. Я не так давно обрела уверенность в том, что делаю. Мне хотелось бы думать, что я ответственно подхожу к этому вопросу.
Когда-то Авдей Тер-Оганьян сказал мне: «Ты уверена, что хочешь, чтобы это все увидели? Ты готова это показать всему миру?» И я с этой мыслью очень долго жила. Я на самом деле не жалею об этом, наверное, лучше так, чем безответственно показывать что-то среднее, что просто выходит из-под руки.
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 39)](../../../images/2019/07/1564582179620482.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 40)](../../../images/2019/07/1564582179944006.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 41)](../../../images/2019/07/1564582179723004.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 42)](../../../images/2019/07/1564582180281407.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 43)](../../../images/2019/07/1564582179801681.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 44)](../../../images/2019/07/1564582179447232.jpg)
Интерес к феминистскому искусству стал одной из главных тенденций последних лет — крупные музеи все чаще включают в свои программы персональные и коллективные выставки художниц-женщин, а гендерная история искусства наконец получила право на существование. Луиз Буржуа, Яей Кусама, Дженни Савиль, Марина Абрамович, Синди Шерман, Пипилотти Рист заняли значительное место в развитии искусства второй половины ХХ века наравне с художниками-мужчинами.
60
лет
Роли художниц в британском искусстве. Именно этой теме была посвящена крупная ретроспектива художниц-женщин в Tate Modern летом прошлого года
%D12.4
млн
Стоимость работы Propped Дженни Савилл, сделавшая ее самой дорогой из ныне живущих художниц (продана на аукционе Sotheby’s в октябре 2017 года)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 45)](../../../images/2019/07/1564582784720423.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 46)](../../../images/2019/07/1564582785219811.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 47)](../../../images/2019/07/1564582784847406.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 48)](../../../images/2019/07/1564582784623093.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 49)](../../../images/2019/07/1564582784930973.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 50)](../../../images/2019/07/1564582784564207.jpg)
О СВОЕМ ВЛИЯНИИ
НА ЗРИТЕЛЯ
Я хочу, чтобы зритель приходил на выставку, только если он по-настоящему этого хочет. Чтобы он не чувствовал свой культурный долг, что «я должен сходить на эту выставку». Если ему, правда, интересно, то я с удовольствием буду все рассказывать и показывать сама.
Я не хочу, чтобы это был насильственный опыт связи с искусством, потому что я люблю искусство и не хочу ничего подобного.
А если зритель приходит в мои работы неподготовленный, я хочу, чтобы он получил какой-то вау-эффект. Я вижу, как люди заходят в соляную камеру* и их лица меняются. За этим приятно наблюдать. Даже если это негативный опыт, пусть он встраивается в повседневность человека и его мысли о чем-то важном.
* Речь о работе Анастасии «Передайте мне соль, пожалуйста» (2019) на выставке «Грядущий мир: экология как новая политика» в Музее современного искусства «Гараж».
ДМИТРИЙ КАВКА
о вдохновении спальными районами, постоянном движении и преодолении привычной рутины
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 51)](../../../images/2019/07/1564497821166574.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 52)](../../../images/2019/07/1564590882514505.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 53)](../../../images/2019/07/1564591408878233.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 54)](../../../images/2019/07/1564590882618412.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 55)](../../../images/2019/07/1564590882972738.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 56)](../../../images/2019/07/1564591408749546.jpg)
О ВЫХОДЕ ЗА
ГРАНИЦЫ СЕБЯ
Безусловно, выход за пределы самого себя, своего мышления, мировоззрения, для меня очень важен. Мне кажется, это и есть движение, жизнь, когда я не застываю, а я двигаюсь. Зачем? Это — другой вопрос, более сложный. Но потребность в движении и преодолении собственных границ во мне существует.
У меня была такая идея, что внутри каждого человека звучит мелодия, и задача человека — эту мелодию услышать. Чтобы ее услышать, надо себя преодолеть, избавиться от того, к чему тебя приучили, раскрыть свой потенциал. И постепенно каждый человек ищет свой путь в жизни и свой взгляд, чтобы открыть то, что в нем заложено. Раскрыть этот дар возможно, но необходимо много разных маленьких потрясений. Каждый раз вы что-то в себе меняете, что-то открываете через определенный шок. Просто так это не дается. Вы меняет свои привычки, шаблоны, и происходят сдвиги — как в искусстве, так и в жизни человека.
Создавать новаторские решения на каждый день — особое искусство. Философия Miele подразумевает постоянное совершенствование в создании техники, опережающей время.
О ТОМ, ПОЧЕМУ ИНТЕРЕСНО БЫТЬ ХУДОЖНИКОМ
Почему мне интересно быть художником? Я ищу сбои и сдвиги, которые позволяют увидеть мир вдруг под каким-то новым углом, совершенно непривычным. Мы живем однообразно — у нас есть шаблоны поведения и мышления, мы делаем примерно одно и то же, реагируем одинаково. Картинка мира сложилась, и мы в ней живем. Таким образом довольно легко существовать. Другое дело, что это — смертельно скучно.
Мне кажется, искусство хорошо тем, что оно позволяет увидеть мир вокруг нас в другой системе координат, благодаря чему может появиться новый интерес к жизни, осмысление и объемная картинка. В этом и есть задача искусства — производить такие сбои.
Мне хотелось бы, чтобы мое искусство воздействовало на всех людей и чтобы любой человек, который посмотрел на мои работы, вдруг понял, что я ищу, — вдруг увидел мир, который я заново создал
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 58)](../../../images/2019/07/1564585490685141.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 59)](../../../images/2019/07/156458549009146.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 60)](../../../images/2019/07/1564585490026463.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 61)](../../../images/2019/07/1564585490224357.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 62)](../../../images/2019/07/1564585490620452.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 63)](../../../images/2019/07/1564585489948225.jpg)
Современное искусство подобно венчурному рынку или инвестиционному бизнесу — быстро растет и постоянно трансформируется, вводя новых игроков. В 2019-м аукционные дома и галереи вновь наблюдают рост прибыли после кризисных лет. За последний год на торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips были установлены новые ценовые рекорды на работы Дэвида Хокни, Джеффа Кунса, Луиз Буржуа, Фрэнка Стеллы, KAWS и других мастеров.
%D91
млн
Стоимость работы Джеффа Кунса «Кролик», сделавшая его самым дорогим современным художником (продана в мае 2019 года на аукционе Christie’s)
%D450,3
млн
Стоимость самой дорогой картины в истории «Спаситель» Леонардо да Винчи (продана в ноябре 2017 года на аукционе Sotheby’s)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 64)](../../../images/2019/07/1564585787931577.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 65)](../../../images/2019/07/1564585787403959.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 66)](../../../images/2019/07/1564585787343132.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 67)](../../../images/2019/07/1564585787589179.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 68)](../../../images/2019/07/1564585787250504.jpg)
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 69)](../../../images/2019/07/1564585787160403.jpg)
Рутина, обыденность действительно появляются в моих работах, потому что это часть моего существования. Я реагирую на унылые спальные районы потому, что я сам там долгое время жил, и скорее всего поэтому они меня и притягивают. Я уверен, что многих людей они никак не задевают — их взгляд на них не останавливается. Со мной это происходит, я всегда возвращаюсь к этим темам, каким-то образом я их проживаю. Я их проживаю, я от них не бегаю, это случилось много лет назад, когда я был дизайнером и ориентировался на какие-то высокие западные стандарты, живя в таком неуютном районе.
Я пытался даже закрывать руками глаза, не смотреть на рекламу в метро, чтобы меня это не разрушало. Будто я живу в мире, который мне нравится, а то что вокруг меня меня раздражает и уничтожает. И я вдруг совершил какое-то открытие, которое позволило мне ходить с гордо поднятой головой, смотреть на то, что меня окружает, и принять тот факт, что я живу в несовершенном мире, и что в нем есть большой смысл и хорошие стороны. Мне нужно как-то с ним смириться и попробовать его в себя впустить. Это открытие перешло в мою художественную практику, я с этим работал несколько лет, но сейчас эта тема постепенно теряет свою актуальность.
Обыденность, скорее всего, навсегда останется в моем искусстве, зацикленность на каких-то понятных шаблонах, понятной жизни, когда человек не выходит из своего круга восприятия мира, даже не понимая, что он в нем находится.
КАЖДЫЙ ДЕНЬ – НОВЫЙ УРОВЕНЬ
Философия Miele — #LifeBeyondOrdinary, выход за рамки привычного. В совершенствовании своего продукта для бренда не существует пределов, как и для современных художников — в их творчестве. Постоянный процесс поиска новых решений — одно из важнейших направлений работы Miele. Новаторский подход для большего комфорта, каждый день.
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 71)](../../../images/2019/07/1564565339930525.jpg)
WWV980 WPS PASSION
Стиральная машина W1 с фронтальной загрузкой. Экономичный и универсальный прибор, соответствующий самым высоким требованиям
![Современное искусство: как выйти за рамки привычного (фото 72)](../../../images/2019/07/1564565340458364.jpg)
TWV680 WP PASSION
Сушильная машина T1 с тепловой помпой. Экономичный и универсальный прибор, соответствующий самым высоким требованиям
Кредиты +
Креативный директор/Режиссер: Алеся Ериго
Оператор: Григорий Векслер
Текст: Полина Козлова
Иллюстрации: Александр Богатов
Дизайн: Анастасия Цой
Визажист: Аня Хоменко
Монтаж: Инна Жаркова
Цвет: Дмитрий Грязнов
Звук: Митя Крупеня, Борис Карпов
Музыка: Dmitry Evgrafov & Vika Bogorodskaya "Ride"
Осветитель: Виталий Дудник
Менеджеры проекта: Алена Дебольская, Андрей Задирака, Екатерина Филиппова , Ольга Дерюгина
Ассистент продюссера: Анастасия Енина
Продюсер: Анастасия Милованова