а


партнерский материал


«Барахло»: спектакль-архив про тех, кто хранит прошлое
Р
О
Л
Б
а
Х
Рассказываем, как спектакль в театре «Практика» стал энциклопедией московских барахолок
Текст: Катерина Бычкова
Дизайн: Виолетта Шепитько
Фото: пресс-служба театра «Практика»
С ростом интереса к винтажу мы все реже задумываемся, откуда берутся старые вещи и кто за ними стоит. Настоящие герои барахолок — не просто продавцы, а хранители памяти, для которых рынок не работа, а образ жизни.
Театр «Практика» совместно с Яндекс 360 приглашают окунуться в прошлое и настоящее, посетив уникальный спектакль «Барахло» — тщательно задокументированный архив из тысяч звуков, образов и историй, собранный из сотен наблюдений. Сохраненный на Яндекс Диске концентрат живых эмоций превратился в цифровую «машину времени», где объединены не только материалы по проекту, но и само его дыхание — от первых репетиций до готовых сцен. Все то, что делает московские барахолки частью живописного городского пейзажа. Ближайшие показы пройдут 13 и 14 ноября, а также 11 и 12 декабря в 19:00.
Б

БЕСЕДЫ
«Да ты что!»
На рынках говорят не просто о вещах — здесь обсуждают саму жизнь. Эти беседы как яркое воспоминание из прошлого: теплое, странное, порой абсурдное, но всегда искреннее и настоящее. Прислушайтесь! Пенсионер с улыбкой переговаривается с продавцом: «Помнишь, в 80-х в ГДР такие кофты были?» Соседний ларек — сцена для ритуала торга: «Ну я тебе почти даром отдаю, честное слово!». Здесь знакомятся, вспоминают, играют и спорят — просто потому что любят сам процесс. Каждое «Почем?» может обернуться разговором на полжизни — о прошлом, настоящем и будущем.


«
На барахолке звучало множество разных разговоров — откровенных, абсурдных, прерывистых, наполненных личными переживаниями и болью. Каждый из них по-своему впечатляет: иногда теряешься, не зная, за какую мысль зацепиться, потому что говорят много и о самом разном, а порой начинаешь искренне сочувствовать, проникаясь эмоциями, обидами и печалью собеседника
»
Ольга Петрова
актриса, студентка мастерской Марины Брусникиной и Сергея Щедрина Школы-студии МХАТ
А

АФОРИЗМЫ
Блошиный рынок — это целый мир со своей неповторимой философией. Продавцы и покупатели не цитируют Платона, но умеют в паре слов передать суть жизни — с ее иронией, правдой и юмором. Такие выражения, как «торг уместен» (стало классикой на ресейл-платформах), «вещь с характером», «купи слона!» или «хочешь жить — умей вертеться», впервые прозвучали именно у рыночных прилавков. Впрочем, сами выражения — лишь небольшая часть этой атмосферы. Не менее важны игривые интонации и эмоции, с которыми они произносятся.




«
Моя любимая барахолочная фраза звучит в спектакле у героини Маши Пореченковой: «А Гагарина убили, чтобы он не прозвезделся». Это верх иронии и абсурда. Мой же персонаж Юрий, долго рассказывая о себе в сравнении с другими «неталантливыми», говорил: «Если взялся за гуж, не говори, что не дюж». Думаю, это хорошо отражает его подход к выбору репертуара
»
Всеволод Корников
актер, студент мастерской Марины Брусникиной и Сергея Щедрина Школы-студии МХАТ
Р

РАРИТЕТНЫЕ ВЕЩИ

Развалки, барахолки и блошиные рынки — это своего рода клубы по интересам, куда тянет любителей старины и антиквариата. Здесь можно встретить нумизматов, коллекционеров марок, советского фарфора, старинных статуэток и других редкостей. На измайловский «Вернисаж» традиционно приезжают за ретропредметами и самоварами, а на «Левше» в Ховрине особенно ценятся находки вроде антикварной мебели: трюмо, серванты и буфеты в духе советских времен, которые нередко попадают туда из квартир наших бабушек и дедушек (и наоборот).



«
Как говорилось в одном вербатиме, «на барахолке можно найти все, кроме ядерной бомбы, да и ее можно, если поискать». И это правда: на одном прилавке легко встретить и редкую монету, и просроченный крем для лица. Но самым необычным — а может, и самым печальным из того, что мне доводилось находить, — был старый семейный фотоальбом. Я спросил у продавца, его ли это. Он отрицательно покачал головой. Листая пожелтевшие страницы, я не мог перестать думать: "Кто эти люди? Какая у них была жизнь? Что произошло такого, что этот альбом — когда-то сокровищница воспоминаний и личных моментов — оказался здесь, под открытым небом, среди чужих вещей и забытых предметов?
Данил Кузнецов
актер, студент мастерской Марины Брусникиной и Сергея Щедрина Школы-студии МХАТ
»
А
АТМОСФЕРА


Она складывается не только из шума и гама оживленной торговли, разговоров продавцов и покупателей, а также смеха, но и из ароматов — жареных пирожков, свежесваренного кофе и запаха бумаги. Звучат скрипы старой мебели, звон упавших металлических предметов и посуды, ведь среди множества вещей нужно найти свою жемчужину. Музыка льется из старинных радиоприемников или магнитофонов с ретрохитами — Шуры, Аллегровой, ABBA и Мадонны.




«
Я полностью погрузилась в атмосферу блошиного рынка, когда подружилась с антикваром, который торговал раритетными елочными игрушками. Часто стояла рядом за прилавком, помогала ему и вместе с ним пила чай из термоса. У меня рынок ассоциируется с яркими пластмассовыми детскими игрушками, которые под теплым утренним солнцем отбрасывают тени на прилавок
»
Алиса Забродина
актриса, студентка мастерской Марины Брусникиной и Сергея Щедрина Школы-студии МХАТ
Х


ХАРАКТЕРЫ

Каждый человек здесь будто герой с собственной биографией: кто-то — бард с гитарой, в прошлом участник рок-группы; кто-то — философ в изношенной кепке, посвящающий вечера написанию стихов; а кто-то — скрытый коллекционер, хранящий свои увлечения в тайне. Московская барахолка — это место встречи самых разных людей: сдержанных интеллигентов, эмоциональных маргиналов, трудолюбивых художников и упрямых одиночек. Посетители «блошек» напоминают героев Горького и Достоевского, а их истории и взгляды рисуют сложный портрет современной жизни с противоречиями и парадоксами.




«
Каждый человек, которого я встречал на барахолке, по-своему относится к жизни и времени — в этом проявляется его уникальность. Я знакомился с разными людьми: учителем английского, балетным танцором, продавцом репродукций и гравюр, который рецензировал произведения исключительно грубыми словами. Все они с особой заботой собирали и хранили вещи. В этих людях чувствуется много оптимизма и силы воли — ими, уверен, они готовы поделиться. Я слушал и пересматривал записи часами, пытаясь уловить характер каждого и найти то, что делает его неповторимым
Алексей Устюгов
актер, студент мастерской Марины Брусникиной и Сергея Щедрина Школы-студии МХАТ
»

Л
ЛЕГЕНДЫ
Продавцы на барахолках — люди с биографиями, достойными романа. Бывшие директора заводов, инженеры, артисты и преподаватели — они приходят сюда не просто торговать вещами, а делиться историями. Вот книга с автографом Тарковского, якобы подаренная влюбленным зрителем актрисе, картина без подписи, которую нашли на рынке и позже продали за миллионы. А вот брошь — говорят, когда-то ее носила сама Коко Шанель. Здесь легко услышать, как кто-то спустя 30 лет случайно встретил свою первую любовь или узнал на прилавке вещь из детства. Барахолка — это не просто рынок, а театр забытых жизней, где каждое воспоминание ищет нового зрителя.




«
В спектакле я играла героиню по имени Виктория — женщину с необычной, почти мистической историей, которую она доверила мне. По ее словам, она будто бы умирала трижды и каждый раз попадала в некий портал. Там она видела потусторонних существ, своего ребенка и даже ящера. Возможно, это звучит странно, но я действительно верю ей — и всегда верила. Может быть, именно эта вера помогает мне как актрисе глубже чувствовать ее образ. Особенно ярко эта история звучала для меня в пространстве барахолок — там все это казалось реальным. Услышав подобное в центре города, сидя на лавочке с подругой, ты бы, скорее всего, решил, что человек сошел с ума. Но тогда, когда мы собирали вербатимы на первом курсе, я вдруг почувствовала, что Виктория действительно могла там побывать. Именно эта особенность делает ее по-настоящему незабываемой
Мария Пореченкова
актриса, студентка мастерской Марины Брусникиной и Сергея Щедрина Школы-студии МХАТ
»
О

ОБЫЧАИ

Во вселенной московских барахолок действуют свои неписаные законы. Самое святое — это «свое» место, занятое годами, узнаваемое не по номеру, а благодаря памяти завсегдатаев. У каждого уголка своя эстетика, особая манера раскладки, поэтому новичку, случайно занявшему чужую точку, здесь вряд ли улыбнется удача. Второе негласное правило — торг. Если не торгуешься, значит, не уважаешь ни вещь, ни продавца, ни саму культуру. Ведь на рынке покупка — это всегда диалог, почти игра, где главное — не цена, а обмен: историями, настроением, вниманием. Здесь вещь выбирает не того, кто платит больше, а того, кто умеет слушать.

Сначала — разговор, потом — покупка

Спрашивай истории, а не скидки

«
Мне кажется, у каждого продавца на барахолке свои собственные «правила игры». Каждый устанавливает свое «можно» и «нельзя» у прилавка, но при всей разности подходов, есть одно общее: барахолки объединяет дух сообщества. Здесь никто не соперничает — наоборот, все живут рядом, поддерживают друг друга и по-настоящему дружат. Барахольщики как большая семья, где главное — не конкуренция, а соседство и уважение
»
Максим Худяков
актер, студент мастерской Марины Брусникиной и Сергея Щедрина Школы-студии МХАТ

Спектакль «Барахло» в театре «Практика» при поддержке Яндекс 360 вырос из экзаменационного показа «Наблюдение» на актерском факультете Школы-студии МХАТ. Студенты мастерской Марины Брусникиной и Сергея Щедрина продолжают традицию документального театра — живого, точного, в моменте «здесь и сейчас». В центре внимания не только яркие персонажи, собранные благодаря реальным наблюдениям, но и музыкальная партитура, неожиданно объединяющая хиты российских и зарубежных исполнителей. Этот сплав разных жанров, эпох и интонаций формирует особую звуковую ткань спектакля — пеструю, противоречивую, как сама барахолка.
Интервью, фото- и видеоархивы, записи разговоров и уличных звуков, а также случайные находки с рынка — все это копилось на Яндекс Диске команды, который стал своеобразной цифровой летописью проекта. Здесь не только сохранялись результаты работы, но и развивался сам творческий процесс: шаг за шагом, от одной пробы к другой, рождались тексты сцен, формировались эскизы декораций и выстраивалась драматургия спектакля.


Реклама. Яндекс 360