Поиск

«Однажды я разрисовал даже Кремль». Художник Миша Мост — о стрит-арте, Бэнкси и архитектуре будущего
ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ

«Однажды я разрисовал даже Кремль». Художник Миша Мост — о стрит-арте, Бэнкси и архитектуре будущего

Интервью: Александр Бланарь


T

Директор LH Art Consultancy Александр Бланарь и художник Миша Мост встретились, чтобы обсудить совместный эфир «Искусство, музыка, архитектура: Let’s make it perform», который прошел в рамках серии вебинаров «Вечер на Поклонной 9». В вебинарах принимали участие люди, определяющие бизнес, культуру, здоровый образ жизни и светскую жизнь в современной России. Но последний эфир заметно отличался от всех предыдущих: Миша Мост создавал произведение искусства прямо на глазах у зрителей, а музыкант Стивен Ридли в слегка провокационной манере играл из своей лондонской квартиры. В финале подключился секретный гость, которого вы все знаете: он рассказал о своей коллекции современного искусства. Увидеть единение разных сфер культуры в одном эфире, а также внимательно следить за процессом создания картины можно в записи трансляции. Нечасто художники создают произведения прямо у нас на глазах.


<iframe width="1020" height="630" src="https://www.youtube.com/embed/VdLe8xeZ9qE" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen></iframe>

Расскажи о своем проекте для «Поклонной 9». Каково было работать под впечатлением от интерьера и экстерьера здания, которое еще только строится?


Подобный формат для меня не новый: большая часть моих работ посвящена будущим, несуществующим, воображаемым ситуациям. Футуристические города я тоже рисовал. Бывает, что архитектура будущего совмещена с архитектурой прошлого. Это такая неоклассическая архитектура вне времени (это может быть и XXI, и XIX век), и она как раз похожа на ампир в искусстве и архитектуре, сочетание современного со старым. Этим мне и понравился проект «Поклонная 9», в нем сохраняются традиции сталинского ампира, как на Кутузовском проспекте, и при этом он выглядит современно. Здания будущего в уже существующих городах, на мой взгляд, должны выглядеть именно так.



«Однажды я разрисовал даже Кремль». Художник Миша Мост — о стрит-арте, Бэнкси и архитектуре будущего (фото 1)
«Однажды я разрисовал даже Кремль». Художник Миша Мост — о стрит-арте, Бэнкси и архитектуре будущего (фото 2)
«Однажды я разрисовал даже Кремль». Художник Миша Мост — о стрит-арте, Бэнкси и архитектуре будущего (фото 3)

Это был твой первый опыт онлайн-перформанса —
писать картину под прицелом камер?

В 2018 году у меня был проект в рамках III Биеннале искусства уличной волны АРТМОССФЕРА на «Винзаводе», которая называлась OFFLINE и была посвящена пересечению офлайна и онлайна. Тогда я рисовал на улице, нелегально, между Новым и Старым Арбатом. И мы хотели сделать трансляцию в выставочное помещение «Винзавода» на открытие, даже позвали человека, который этим занимается. В пространстве, где проходила церемония и сидели гости, была проекция, все могли видеть, как я создаю произведение в реальном времени. Транслятор только настроился, и тут же у него сломался компьютер. Тогда мы экстренно поставили телефон и вышли в эфир с него. На выставке была 20-минутная видеозапись создания картины. Сейчас, когда я веду прямые трансляции, сразу вспоминаю тот первый опыт.


«Однажды я разрисовал даже Кремль». Художник Миша Мост — о стрит-арте, Бэнкси и архитектуре будущего (фото 4)

Во время нашего эфира «Вечер на Поклонной 9» тебе приходилось не только писать картину, но и успевать при этом общаться. Как тебе такой опыт? Сложно?


Были моменты, когда я рисовал при людях. Это непросто. Мне, как художнику, хочется уединения. В нашем эфире вроде бы не присутствовали люди, но много кто смотрел. И ты не понимаешь, кто тебя видит в этот момент. Видимо, прошлый опыт помог, и мне легко это далось, я выполнил работу довольно быстро. Думал, что не успею, но закончил даже раньше окончания нашего эфира.


Мне, как художнику, хочется уединения

Как ты считаешь, где наиболее уместно уличное искусство в Москве?

«Однажды я разрисовал даже Кремль». Художник Миша Мост — о стрит-арте, Бэнкси и архитектуре будущего (фото 5)

Смотря какое... Есть уличное искусство нелегальное, а есть мурализм, это уже не стрит-арт, а следующее направление. Тут важно то, как человек работает с архитектурой. Если это стадия нелегальная... Бэнкси ведь тоже подбирает место, архитектуру, чтобы рисунок сочетался с обстановкой. Это зависит от самой работы. Мне кажется, плюс нелегального искусства в том, что оно может возникнуть везде, в неожиданном месте. Многое зависит от художника и его подхода к месту. При этом неожиданность и спонтанность — части культуры стрит-арта. Мне кажется, классно, если оно появляется в неожиданных местах.


«Однажды я разрисовал даже Кремль». Художник Миша Мост — о стрит-арте, Бэнкси и архитектуре будущего (фото 6)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":247,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":124,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

А есть ли здания, на которых твое искусство смотрелось бы неуместно, на твой взгляд?

А есть ли у тебя здание мечты? Может, несуществующее?

На начальной стадии важно начинать работу и думать о ней вместе с архитектором, так как произведение и даже просто цвета могут менять архитектуру. А иногда архитектура такая классная, что к ней ничего не нужно добавлять. Например, странно разукрашивать здание Захи Хадид. Оно само по себе произведение искусства. То же самое, что менять скульптуры Кунса. И для «Поклонной 9» я тоже решил создать картину на холсте, а не рисовать на будущих фасадах здания. Потому что, когда проект цельный, не всегда его стоит разрисовывать. Художник это видит и чувствует.


Есть здания со сложной архитектурой, например с классикой XIX века, с балясинами. С ними, конечно, можно работать, но тебе придется подстраиваться под такое здание. Граффити же зародилось в гетто-районах с панельными и блочными домами. С серыми плоскими стенами проще всего работать.


Как художник ты можешь работать с разной архитектурой. Однажды я разрисовал даже Кремль. Не в реальности, а только в фотошопе, но это был интересный опыт.


«Однажды я разрисовал даже Кремль». Художник Миша Мост — о стрит-арте, Бэнкси и архитектуре будущего (фото 7)

В твоих работах можно часто встретить силуэты города. «Поклонная 9» — это часть города будущего. Как ты думаешь, изменится ли архитектура будущего? Как ты это представляешь?


Мы на этапе глубокого развития цивилизации, но нельзя сказать, что Париж или Рим изменились. Город будущего должен быть построен с нуля или реконструирован так, чтобы выглядеть городом будущего. Как Дубай, например. Раньше казалось, что Нью-Йорк будущего или Москва будущего сильно изменятся, но люди хотят сохранить исторические здания и исторический облик города. Новые здания должны вписываться в архитектурный ландшафт, который их окружает. Но при этом и нести что-то новое. Я именно поэтому и запечатлел проект «Поклонная 9» без изменений, как представление о правильной архитектуре будущего.


«Однажды я разрисовал даже Кремль». Художник Миша Мост — о стрит-арте, Бэнкси и архитектуре будущего (фото 8)

А города будущего — это то, что будет построено в новых местах, где еще ничего нет. Архитектура будущего — это скорее вертикаль и уход от уровня земли, когда транспорт переносится выше или под землю. Все более или менее одинаково видят эту картину. Мне кажется, стоит создавать больше зеленых территорий. Москва в этом плане, по сравнению с многими другими городами, покрыта зеленью, выдерживается баланс. Было бы круто, если бы города будущего и природа были сбалансированы.

Современное уличное искусство сейчас — это не только улица, но и полотна, например.
Что для тебя уличное искусство?


Я считаю себя просто художником, уличным примерно на 20%. А большая часть моей работы проходит в студии. Я делал граффити, потом стал создавать работы для выставок и галерей, в них, конечно, присутствует моя «рука постуличная». Музейные, интерьерные, проектные работы, которые выставляются на продажу, нельзя назвать уличными. Я часто работаю баллончиками, а не кистями, потому что это быстрее. Но это не делает работы «уличными», как считают некоторые.

«Однажды я разрисовал даже Кремль». Художник Миша Мост — о стрит-арте, Бэнкси и архитектуре будущего (фото 9)
«Однажды я разрисовал даже Кремль». Художник Миша Мост — о стрит-арте, Бэнкси и архитектуре будущего (фото 10)
«Однажды я разрисовал даже Кремль». Художник Миша Мост — о стрит-арте, Бэнкси и архитектуре будущего (фото 11)

Процент легального и нелегального искусства сохранится или увеличится? В какой-то момент ведь уличное искусство стало очень популярным в России и в мире.


Как думаешь, какое будущее у уличного искусства в России?

Появилось нелегальное уличное искусство, потом оно стало легальным... Некоторые художники, увидев перспективу в выставочном искусстве, забросили улицу. Нелегальное уличное искусство сейчас — это очень маленькое сообщество. Зато много художников, которые стали себя считать таковыми уже без улицы.

К счастью, граффити как основа и прародитель уличного искусства не зависит от денег в отличие от современного искусства. Поэтому граффити будет существовать всегда, оно свободно. На уличное искусство повлияла коммерческая составляющая. Тем не менее оно уже вписало себя в историю. Интересно, что искусство из музеев вылилось на улицу, хотя не сразу качество было хорошим. Но оно будет улучшаться. Надеюсь, традиционное искусство будет выходить на улицу. Ведь мурализм, кстати, с этого и начинался. Например, Диего Ривера или наши советские художники...

Некоторые художники, увидев перспективу в выставочном искусстве, забросили улицу

А кто тебя вдохновляет из художников? Дизайнеров, писателей, архитекторов?

Мне кажется, творческого человека вдохновляет творчество других креативных людей. Художник может вдохновляться и музыкой, и архитектурой, и литературой. Я вдохновляюсь современными тенденциями, тем, куда движется человек, и технологическими разработками.


Для меня программирование и технологии — такой же креатив, как и искусство. Художник будущего — это креатив, и неважно, разрабатываешь ты технологии, создаешь скульптуру или строишь здание. В будущем все это будет смешиваться еще сильнее. Да даже наш эфир «Вечер на Поклонной 9» — мы обсуждали архитектуру, будущее, наши проекты, я писал картину, Стивен Ридли играл невероятную музыку. Это меня и вдохновляет — творческие и креативные люди, хороший проект, благодаря которому мы все собрались, команда, которая все это придумала.

Я даже новостями вдохновляюсь. У меня есть работы про мировые события. Что касается литературы, то я однажды нашел книгу на улице, чуть ли не на помойке, она была 1970-х годов и про будущее. Там описывалось то, каким будет 2000 год, 2010-й... Эта история основывалась на научных данных. Тогда мы стали космос развивать, будущее для людей резко поменялось, стало более возвышенным, красивым, позитивным. Люди увидели новый путь, в космос, ощущали, что открывают что-то новое вместе. За эти годы восприятие мира изменилось. Сейчас будущее стало утилитарным, а не романтическим, как тогда. Наоборот, появился страх перед будущим. Сейчас технологии могут уже и навредить.


«Однажды я разрисовал даже Кремль». Художник Миша Мост — о стрит-арте, Бэнкси и архитектуре будущего (фото 12)

В Выксе ты создавал одно из самых больших своих произведений. Имеет ли значение и масштаб это для тебя?


Технологии войдут плотно в искусство?

Мне кажется, важен не масштаб работы, а масштаб опыта. Сложный и уникальный опыт невозможно ни у кого перенять. Первые две недели (всего я работал 45 дней) я не понимал, как буду это делать. Но это классный опыт взаимодействия и с людьми, и с техникой, когда не знаешь, сможешь ты это сделать или нет. У меня была вытянутая и сложная в пропорциях работа. Это был челлендж, нужно было проявить умение обращаться с объемом.


Технологии так влияют на жизнь, что и в искусстве они уже есть. Я считаю, что можно сделать уже все, программировать, придумать. Что будет дальше? Думаю, нужно аккуратно к этому подходить. Много примеров в истории, когда сначала создавали что-то классное, а потом это вредило. За полиэтиленовыми пакетами тоже раньше все гонялись, а сейчас думаем, как ими не пользоваться.

Мы находимся в Дорогомилово, ты прожил здесь долгие годы.
Какие места здесь ты вспоминаешь?

В начале Кутузовского у меня была школа. И там у нас была рэперская тусовка White smoke clan. Мы дрались со скинхедами, панками. Там зародились мои идеи о граффити, это был 1997 год. Хип-хоп-тусовка помогла найти друзей, у меня образовалась граффити-команда. Я начал рисовать на поездах и на стенах у Киевского вокзала, вдоль метро «Киевская». Они были одними из первых мест концентрации граффити в конце 1990-х.


Я переезжал, но скоро снова вернусь в этот район, потому что Дорогомилово — мое личное место силы, с детскими воспоминаниями, друзьями и теми эмоциями и опытом, благодаря которым я выбрал свой художественный и профессиональный путь.


Район очень живой, он правильно развивается. Неудивительно, что «Поклонная 9» строится именно тут. Для меня именно это место олицетворяет будущее.

«Поклонная 9» — это 32-этажный комплекс апартаментов премиум-класса, который возводит компания ANT Development. На первых этажах комплекса расположится пятизвездочный отель международного оператора, сервисы и услуги которого будут доступны всем резидентам. Последние этажи — с 29 по 32 — займут видовые пентхаусы с террасами. Все апартаменты и пентхаусы сдаются с полной чистовой отделкой в трех дизайнерских стилях. Из панорамных окон открываются захватывающие виды на все достопримечательности престижного района Дорогомилово.


«Однажды я разрисовал даже Кремль». Художник Миша Мост — о стрит-арте, Бэнкси и архитектуре будущего (фото 13)
«Однажды я разрисовал даже Кремль». Художник Миша Мост — о стрит-арте, Бэнкси и архитектуре будущего (фото 14)
false
767
1300
true
true
true
{"width":1000,"column_width":65,"columns_n":12,"gutter":20,"line":25}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий